double arrow

Технологическая карта воспитания

В практической повседневной работе с детьми педагогу не приходится постоянно вспоминать о названных профессиональных операциях и производить сложный выбор одного воздействия из огромного множества суммированных воздействий. Если данные операции отработаны на профессиональных тренингах, то такой выбор производится почти автоматически. Однако рассчитывать на быстроту решения (ситуации часто требуют почти мгновенной реакции) не приходится, потому что быстрый перебор множества операций и подбор соответствующих совершает мозг человека, нуждающийся во времени для анализа.

Поэтому появляется надобность в создании некоторой опоры для технологического решения, некоторого алгоритма, который бы определял качественность операционного выбора.

Представим, что путешествуем в неизведанных краях. В этом случае нам необходима карта. По прошествии некоторого времени мы ознакомились с местностью, теперь карту воспроизводим, не заглядывая в нее, но вспоминая основные направления и блоки данной карты.

Что-то подобное представляет собою и мысленная технологическая карта воспитания: она воссоздается перед мысленным взором при затруднениях, при проверке своих действий, но она помнится всегда, находясь на периферии нашего сознания, и может быть востребована в любой момент профессиональной работы педагога с детьми.

Предложим такую опору в виде «Технологической карты воспитательного воздействия». Заметим, что она могла бы быть создана любым, кто владеет педагогической технологией, если произвести обобщение и анализ пестрого разнообразия рассмотренных выше профессиональных умений. Тут важно осознавать педагогический вектор воспитательного воздействия, как важно при создании или прочтении географической карты предварительное определение направления.

Педагогический вектор это избранное педагогом направление профессионального постоянного и неизменного внимания на объект, который, по мнению педагога, является существенным в становлении и развитии личности.

Если объектом избирается поведение, то педагог невольно станет скатываться на позицию дрессировки. Если педагог избрал таким объектом нормативные знания, то он преобразуется в проповедника и нравоучителя. Если педагога волнует объект образовательный (система научных знаний), то он играет роль преподавателя — не более того.

Объектами педагогического внимания во время взаимодействия с детьми и работы с ними всегда являются знания, умения, отношения ребенка как содержательное наполнение организуемого взаимодействия с ним. Но такое содержание, чтобы быть реализованным, должно постоянно быть на «экране внимания» педагога.

Назовем экраном внимания то поле актуального сознания, в центре которого располагаются мысленные объекты, представляющие значимость для профессионала.

Профессиональный экран внимания располагает те объекты, внимание к которым обусловлено планируемым результатом.

Педагогический вектор внимания направлен на объекты, обеспечивающие содержательность взаимодействия педагога с детьми.

Содержательный блок знаний предписывает разместить на «экране постоянного педагогического внимания такой объект, как «истина» - сформулированная человеком объективная закономерность устройства мира, всего того, что не зависит от воли субъекта. Если такой объект находится постоянно в поле внимания педагога, то взаимодействие его с детьми становится информационно насыщенным, а производимые действия и поступки обретают аргументированность, основательность и мотивированность.

Содержательный блок отношений направляет педагогическое внимание на такой объект, как «идея» — ценностное отношение, оформленное в виде суждения или понятия, отражающее основания жизни человека на земле. Присутствие идеи в момент взаимодействия педагога с детьми обеспечивает личностный смысл производимого и проживание детьми удовлетворения происходящим, придает эмоциональную окрашенность происходящему.

Содержательный блок умений диктует педагогу держать на «экране профессионального внимания» такой объект, как опыт ребенка — реальные практические действия, обеспечивающие отсутствие страха перед взаимодействием с миром и обществом, свободу взаимодействия, а также успешность производимых практических действий по взаимодействию с миром. Направленность профессионального внимания педагога на опыт содействует накоплению практического жизненного опыта, повышает подготовленность к самостоятельной жизни.

А теперь представим, как выглядит в нашем сознании «экран профессионального внимания», начертим схематическую картинку:

Стрелки, обозначающие взаимную связь выдвинутых профессиональным сознанием объектов, указывают на прямые и обратные влияния:

  • познанная истина обогащает опыт жизни и в разной мере облегчает практику жизни; в свою очередь, опыт выступает основой для теоретического вывода и овладения истиной;
  • идея, присвоенная человеком, определяет его практическое отношение в соответствующем действии, а действие становится единицей растущего опыта, в свою очередь, опыт определяет формирование отношения к объекту, с которым субъект взаимодействовал;
  • формирование идеи исключается вне познания истины, ибо к непознанному объекту субъект не может установить личностное отношение, но без идеи истина теряет смысл, и субъект пренебрегает истиной.

Как видим, три объекта на экране профессионального внимания. Объекты составляют единство: они необходимы и достаточны, чтобы активизировать воспитанника на свободное взаимодействие с миром и обеспечить культурный уровень такого взаимодействия.

Мастерства достигает педагог, умеющий данное единство учитывать постоянно, привыкший такое совершать, а главное — умеющий производить такое соединение как в процессе группового дела (мероприятия), так и в процессе мгновенного лаконичного обращения к детям.

Канатоходец во время преодоления длинного и опасного пути строго ограничивает экран своего внимания - иначе произойдет падение вниз. Хирург во время операции не выходит за пределы экрана внимания - даже если вокруг рвутся бомбы.

Юному педагогу рекомендуется во имя избавления от чрезмерного волнения и страха поместить экран профессионального внимания в сознании и направлять педагогический вектор на объекты истины, идеи и опыта детей.

Восхождение к истине совершается поступенчато:

  • от факта к явлению,
    • от явления к закономерности,
      • от закономерности к норме жизни.

Последний шаг - от закономерности к норме жизни - совершает сам школьник как субъект, производящий выбор. В этом сила предложенного пошагового предъявления истины: она не декларируется и не навязывается, она принимается как основа для конструирования собственной жизни.

Восхождение к идее производится аналогично:

  • от интереса к объекту до ценностной сущности его,
    • от ценностной сущности объекта к проживанию его личностной значимости,
      • от проживания личностной значимости к принципу жизни.

И в этом случае пошаговое движение обеспечивает самостоятельность воспитанника на последнем этапе. Принцип жизни формулирует он самостоятельно как выбор, произведенный его сознанием, теперь он станет (попробует) руководствоваться понятым и принятым принципом. Это будет его решение, и он станет ответственным за свой выбор и исход данного выбора.

Опыт тоже имеет свои ступени; восхождение по этим ступеням может проследить каждый человек, если захочет анализировать свой жизненный опыт: сначала человек видит действия других людей, потом он пробует воспроизводить то, что видел, а затем, осмысливая совершенное и последствия совершенного, он корректирует свои будущие действия в своем сознании. Так выстраивается трехступенчатая лестница опыта:

  • от умозрительного опыта к первичному опыту,
    • от первичного опыта к вторичному опыту,
      • от вторичного опыта к привычке.

Оснастив воспитанника «картинкой» действия, оказав инструктивную помощь в первом исполнении действия и содействуя осмыслению обретенного опыта, педагог завершает свои функции. Финал создает психика школьника, закономерно наделив его соответствующей опыту привычкой. От такого ценностного образования он не сможет и не захочет избавляться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: