Профессионально-педагогическая культура — определяющий фактор эффективности технологий обучения

Педагог становится мастером своего дела, профессиона­лом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую дея­тельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педаго­гические ценности. История профессиональной школы и педагогиче­ской мысли — это процесс постоянной оценки, переосмысления, ус­тановления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном уви­деть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры преподавателя.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятель­ности преподавателя. Ценности и достижения педагогической куль­туры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности.

Педагогическая деятельность по своей природе технологична. В этой связи требуется анализ педагогической деятельности, позволя­ющий рассматривать ее как решение многообразных педагогических задач.

Категория «педагогическая технология» помогает понять суть пе­дагогической культуры, она раскрывает исторически меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависи­мости от складывающихся в обществе отношений. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизведения и развития педагогической реальности.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагоги­ческой культуры раскрывает механизм ее овладения и воплощения как творческий акт. Процесс присвоения преподавателем выработан­ных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, личность спо­собна преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как личностными особенностями преподавателя, так и характером его научно-педагогической деятельности.

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических спо­собностей личности. В педагогических ценностях личность опредме­чивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. лич­ность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собствен­ное развитие, реализуя себя в деятельности.

Таким образом, можно сказать, что профессионально-педагогиче­ская культураэто мера и способ творческой самореализации лич­ности преподавателя профессиональной школы в разнообразных ви-



дах педагогической деятельности и общения, направленных на освое­ние, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

Изложенное представление профессионально-педагогической культуры дает возможность вписать данное понятие в категориаль­ный ряд: культура педагогической деятельности, культура педагоги­ческого общения, культура личности преподавателя профессиональ­ной школы.

Формирование педагогической культуры преподавателя профес­сиональной школы предполагает овладение технологией педагогиче­ского общения, педагогическими инновациями и импровизацией, приемами и способами организации учебной, изобретательно-техни­ческой деятельности учащихся, технологией управления собствен­ной профессиональной деятельностью.

В логике наших рассуждений особое значение приобретает лично­стный подход к анализу культуры и выявлению особенностей форми­рования личности. Личностный подход предполагает, что его может осуществлять лишь педагог, осознающий личностью самого себя. Только в этом случае он может увидеть личность в воспитаннике, понять его и строить свое взаимодействие с ним как диалог, как обмен интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями, благодаря чему оказывать помощь в развитии личности воспитанни­ка и развивать себя как личность. Важнейшей предпосылкой творче­ской деятельности является способность выделять свое «Я — профес­сиональное» из окружающей педагогической деятельности, противо­поставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать свои действия, слова и мысли.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникши­ми или специально поставленными педагогическими задачами. Са­морегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности преподавателя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и т.п.

Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «до­тошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображе­ния и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности. Под современным понятием «творческая личность» понимается такой тип личности, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленности на творчество, мотивационно-творче-ская активность, которая проявляется в органическом единстве с высо­ким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достиг­нуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих резуль­татов в одном или нескольких видах деятельности.

Специфика педагогического творчества преподавателя професси­ональной школы состоит в том, что объектом и одновременно субъек-


том его профессиональной деятельности является личность учащего­ся, будущего квалифицированного рабочего-профессионала. Все дру­гие виды творческой деятельности уступают творчеству педагогиче­скому по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности специалиста.

Преподаватель профессиональной школы в силу особенностей профессиональной деятельности сочетает научное и педагогическое творчество. Безусловно, характер научной деятельности, логика и алгоритм решения научных задач детерминируют алгоритм решения задач педагогически.

Во-первых, педагогическое творчество более «регламентировано» но времени. Этапы творческого процесса — возникновение педагоги­ческого замысла, разработка, реализация замысла и др. между собой «жестко» связаны во времени, требуют оперативного перехода от од­ного этапа к другому. Если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, иногда даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в практической деятельности педагога они чаще исключены. Преподаватель ограничен количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела, он ограничен аудиторным временем и т.д. В ходе урока, семинарского или лабора­торного занятия возникают предполагаемые и неожиданные про­блемные ситуации, требующие квалифицированного решения. Каче­ство решения, выбор наилучшего варианта могут ограничиваться в силу указанной особенности, психологической специфики педагоги­ческих задач.

Во-вторых, отсроченность результатов творческих поисков педа­гога. В других сферах результаты деятельности, как правило, матери­ализуются сразу же и могут быть соотнесены с поставленной целью. Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, на­выках, умениях, деятельности и поведении будущих специалистов и оцениваются лишь частично и относительно. В силу этого обстоятель­ства они не могут служить обоснованием решения на каждом новом этапе педагогической деятельности. Лишь развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности преподавателя позволяют ему на основе частичных результатов прогнозировать ре­зультат его профессионально-педагогической деятельности.

В-третьих, сотворчество преподавателя с учащимися, коллегами-преподавателями в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности. Атмосфера творческого по­иска в педагогическом коллективе и учебных группах обучающихся выступает мощным стимулирующим фактором. Преподаватель как специалист в определенной области знаний в ходе учебно-воспита­тельной работы, производственной практики демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности.

Критерии должны раскрываться через качественные признаки (показатели), по мере проявления которых можно судить о большей


или меньшей степени выраженности данного критерия; они должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-педагогическом пространстве и, по возможности, охватывать основ­ные виды педагогической деятельности. Примером таких критериев могут служить:

1. Ценностное отношение к педагогической реальности проявля­ется через понимание и оценку целей и задач педагогической дея­тельности, осознание ценности педагогических знаний, признание ценности субъект-субъектных отношений, удовлетворенность педа­гогическим трудом.

2. Технолого-педагогическая подготовленность предполагает зна­ние и умение использовать способы решения аналитико-рефлексив-ных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельно-стных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих педагогических задач. Способы решения задач определяются через совокупность умений, отражающих уровень развития личности пре­подавателя как субъекта деятельности.

3. Интегративность видов педагогической культуры, отражающая уровень сформированности основных видов педагогической культу­ры и их взаимосвязь.

4. Степень развития педагогического мышления как критерий
профессионально-педагогической культуры содержит в себе следую­
щие показатели: сформированность педагогической рефлексии, от­
ношение к обыденному педагогическому сознанию, проблемно-по­
исковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышле­
ния, самостоятельность в принятии решений.

5. Стремление к новаторскому и профессионально-педагогическо­
му самосовершенствованию по таким показателям, как наличие ча­
стной педагогической системы, отношение к собственному педагоги­
ческому опыту, его оценка, отношение к опыту своих коллег, овладе­
ние опытом совершенствования.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическим процессам инновация оз­начает введение нового в цели, содержание, методы и формы обуче­ния и воспитания, организацию совместной деятельности преподава­телей, мастеров производственного обучения, учащихся.

Инновационная направленность формирования профессиональ­но-педагогической культуры преподавателя профессиональной школы предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, создание в учебном заведении определенной инновационной среды.

Если раньше инновационная деятельность сводилась к использо­ванию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Именно поэ­тому важным направлением в работе руководителей учебных заведе-


ний становится анализ и оценка вводимых преподавателями педаго­гических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

Анализ структурных компонентов профессионально-педагогиче­ской культуры с точки зрения их инновационности означает: во-пер­вых, выявление наличия или отсутствия в них новизны, во-вторых, установление повторяемости известного с несущественными измене­ниями, в-третьих, определение конкретно того, что уже известно, в-четвертых, обнаружение дополнения известного существенными признаками, элементами, в-пятых, установление создания нечто ка­чественно нового. Данный алгоритм анализа инновации приложим как к оценке внедрения результатов научно-педагогических исследо­ваний, так и к оценке передаваемого педагогического опыта.

Современной профессиональной школой накоплен богатый педа­гогический опыт, который должен быть реализован в конкретной пре­подавательской деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства преподавателей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике преподаватели часто не заду­мываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег.

С учетом данного обстоятельства в учебных заведениях целесооб­разно иметь тематику микроисследований психолого-педагогическо­го содержания, которые помогут преподавателям по-новому взгля­нуть на собственную педагогическую деятельность и деятельность учащихся, оценить эффективность используемых ими педагогиче­ских технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: