double arrow

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ


Наиболее важные элементы образования пришли к нам из седой древности и сохраняют свое значение по сей день. Традици­онными категориями, используемыми в педагогике для анализа обра­зовательных процессов, являются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Именно они выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебно-воспитательный про­цесс по определенному предмету, дисциплине или специальности. Системообразующим фактором, регулирующим целенаправленное применение этих педагогических категорий, являются закономерно­сти и принципы педагогической и учебной деятельности.

В течение длительного периода времени этого арсенала педагоги­ческих категорий вполне хватало для реализации образовательных целей, выдвигаемых обществом. Хотя необходимо признать, что пе­дагогическое сообщество всегда воспринимало современную им ситу­ацию в педагогике как неудовлетворительную. Предметом нападок всегда были и остаются неточность определений и формулировок ос­новных педагогических понятий, отсутствие некоторых категорий, описывающих организационный процесс взаимоувязки целей, содер­жания, форм, методов и средств обучения. Используемое для этого понятие «методика» характеризуется высокой степенью субъектив­ности. Сказанное, на наш взгляд, во многом объясняет, во-первых, проблемы профессиональной компетентности преподавателей (име­ющих профессиональное педагогическое образование), а во-вто­рых — невысокую педагогическую грамотность педагогов профессио­нальной школы, которые далеко не всегда имеют специальную педа­гогическую подготовку.

А ведь результат обучения зависит от того, через какой педагоги­ческий процесс «прошел» обучающийся.


Ш.А. Амонашвили в работе , адресованной образовательной шко­ле, полезной и для профессиональной школы, так раскрывает суть ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — это бинарная деятельность преподавателя с обучающимся, когда педагог помогает (ученику, студенту, слушателю) в преодолении трудностей. Суть педагогиче­ской помощи заключается в направленности, характере педагогиче­ского процесса и в решаемых задачах формирования и воспитания личности. Педагог помогает лишь в том случае, если он объявляет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, сове­тует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стиму­лирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, задает мотивы, воо­душевляет, проявляет любовь, уважение, поощряемую требователь­ность.

Современные технологии обучения в этом смысле направляют творческие поиски преподавателей. При этом строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и строительству содержания (что?), организации учебного процесса (как?).методов и средств обучения (при помощи чего?), а также учи­тывать необходимый уровень квалификации преподавателей (кто?) методы оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). Приведенные критерии в их комплексном применении определяют сущность учебного процесса и его технологию.




Проектирование технологии (методики) обучения будем рассмат­ривать как постановку педагогической задачи и разработку дидакти­ческого процесса, обеспечивающего ее решение (рис. 8).


Постановка педагогической задачи


Разработка дидактического процесса


Рис. 8. Проектирование технологии обучения

Постановка педагогической задачи включает:

— анализ целей обучения и определение на их основе содержания учебного предмета;

— структирование содержания учебного предмета и его представ­ление в виде системы учебных элементов;

— задание уровней усвоения учебных элементов;

— определение исходного уровня обученности обучающихся, оп­ределяющего уровень усвоения ими учебного материала, на котором базируется содержание учебного предмета;

* Педагогический поиск (Сост. Н.Н. Беженова. М., 1987).

** Современная технология обучения — комплексная интегративная система, вклю­чающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагоги­ческое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессу­альные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.




— учет ограничений, налагаемых на учебно-материальную базу и организационную сторону обучения.

Деятельность преподавателя по проектированию технологии обу­чения, обеспечивающей решение педагогической задачи, заключает­ся в формировании методов, форм и средств обучения. Иными слова­ми, деятельность педагога характеризуется тремя основными состав­ляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью. Опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения, представляется следующая логика его организа­ции. Вначале анализируется характер содержания учебного матери­ала, цели его изучения (уровни усвоения), а также другие условия педагогической задачи. Затем определяются адекватные методы обу­чения и схемы управления познавательной деятельностью обучаю­щихся. На этой основе выбирается номенклатура средств обучения. Полученная таким путем подсистема методов и средств обучения облекается в организационную форму обучения — ее технологию.

Обобщенные педагогические технологии определяются как «син­тетические теории», построенные на определенных психолого-педа­гогических бсновах (табл. 5).

Прикладные (конкретные) педагогические технологии — это та­кие, которые на методическом уровне решают проблему конструиро­вания процесса профессиональной подготовки, направленного на до­стижение заранее запланированного результата.

Возникает необходимость внедрения таких педагогических техно­логий, в основе которых лежали "бы личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать пробле­мы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Таблица 5. Анализ обобщенных педагогических технологий

Название Цель Сущность Механизм
Проблемное обуче­ние развитие познава­тельной активно­сти, творческой са­мостоятельности обучающихся последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися по­знавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания поисковые методы; постановка познава­тельных задач
Концентрированное обучение создание макси­мально близкой к естественным пси­хологическим осо­бенностям челове­ческого восприятия структуры учебного процесса глубокое изучение предметов за счет объединения заня­тий в блоки методы обучения, учитывающие ди­намику работоспо­собности обучаю­щихся
Модульное обуче­ние обеспечение гибко­сти, приспособле­ние его к индивиду­альным потребно­стям личности, уровню ее базовой подготовки самостоятельная ра­бота обучающихся с индивидуальной учебной програм­мой проблемный под­ход, индивидуаль­ный темп обучения

Название Цель Сущность Механизм
Развивающее обу­чение развитие личности и ее способностей ориентация учебно­го процесса на по­тенциальные воз­можности человека и их реализацию вовлечение обучае­мых в различные виды деятельности
Дифференцирован­ное обучение создание оптималь­ных условий для вы­явления задатков, развития интересов и способностей усвоение программ­ного материала на различных плани­руемых уровнях, но не ниже обязатель­ного (стандарт) методы индивиду­ального обучения
Активное (комплек­сное) обучение организация актив­ности обучаемых моделирование предметного и соци­ального содержания будущей професси­ональной деятель­ности методы активного обучения
Игровое обучение обеспечение лично-стно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений самостоятельная по­знавательная дея­тельность, направ­ленная на поиск,об­работку, усвоение учебной информа­ции игровые методы вовлечения обучае­мых в творческую деятельность


§5


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ


В условиях образовательных реформ особое значение в учебных заведениях приобрела инновационная деятельность, направ­ленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны педагогического процесса: формы его организации, содер­жание и технологии учебно-воспитательской деятельности.

Сложность инновационных процессов определяется в первую оче­редь тем, что они требуют большой психологической перестройки деятельности педагога. Чтобы преобразовать школу в гимназию, профтехучилище — в лицей, техникум — в колледж, необходимо отказаться от авторитарного стиля мышления, овладеть новым, де­мократическим стилем педагогической деятельности, основанным на сотрудничестве преподавателей с учащимися, освоить новые педаго­гические технологии творческой деятельности. Все это требует зна­чительного напряжения духовных и физических сил.

Психологическая перестройка личности преподавателя осложня­ется наличием множества устаревших стереотипов деятельности, ус­тановок и привычек. Процесс разрушения, преодоления и замены старых стереотипов новым, более совершенным опытом инновацион­ной деятельности осуществляется постепенно и предполагает про­хождение нескольких этапов: формирование проблемного сознания, информационный поиск, программирование, реализацию программы и закрепление нового опыта. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Формирование проблемного сознания. Инновационная деятель­ность начинается с чувства неудовлетворенности. Оно возникает в проблемной ситуации, когда потребность преподавателя в успешном


решении педагогических задач наталкивается на какие-то барьеры, внешние и внутренние.

Первый импульс, инициирующий начало инновационного про­цесса, обычно исходит от внешнего барьера: низких результатов дея­тельности, неудач и трудностей в работе, несоответствия деятельно­сти новым, изменившимся требованиям.

Главным элементом стартовой мотивации педагогов чаще всего вы­ступает глубокая неудовлетворенность отсутствием интереса учащихся к учебе и их плохим поведением. Однако чувство неудовлетворенности далеко не всегда рождает инновационную активность. Это объясняется несколькими причинами. Многие теряются перед сложностью задачи — барьер им кажется слишком сложным, даже непреодолимым.

Чтобы проблемное сознание мотивировало инновационную ак­тивность, необходимо, чтобы неудовлетворенность, возникающая под влиянием барьеров, трансформировалась в неудовлетворенность способами своей деятельности, т.е. внешний барьер превратился бы во внутренний. В связи с этим возникает сложная задача: переклю­чить энергию абстрактного недовольства педагогов на свою собствен­ную деятельность, повысить уровень их самокритичности.

Информационный поиск. Этот период деятельности направлен на сбор и анализ информации в целях выявления возможных способов решения проблем, стоящих перед данным педагогом. Для этого ну­жен достаточно широкий педагогический кругозор, необходимо знать достижения новаторов, педагогики, психологии и методики, коллег по работе. Чем больше информации, тем легче выбраться из сложной ситуации.

У каждого педагога потенциальное поле информационного поиска достаточно широкое: книги, методические пособия и журналы, учеба на курсах и семинарах, посещение уроков других учителей, анализ собственного опыта и др.

Какие секторы информационного поля больше всего предпочита­ют педагоги? Как показали исследования, они ориентируются на са­мые оперативные и легкодоступные источники информации, среди которых назовем живое общение с коллегами, газеты, телевидение и радио, небольшие методические публикации и статьи в предметных журналах. Довольно привлекательны и встречи с новаторами и уче­ными. А «толстые» научные монографии их явно не интересуют.

Наиболее ценную информацию педагоги получают в результате самообразования. Велика роль и неформальной товарищеской взаи­мопомощи. Полезными они считают открытые уроки. Определенные надежды связывают с учебой на курсах повышения квалификации.

Как видим, официальные формы работы слабо стимулируют нача­ло инновационной деятельности, так как они излишне формализова­ны и не учитывают индивидуальных информационных запросов учи­теля. Исключение — открытые уроки, что еще раз подтверждает старую истину: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если на открытом уроке действительно демонстрируется полезный опыт,


помогающий заинтересовать учащихся учебой, если это не парадное мероприятие, он оказывается действенным средством повышения компетентности и профессионализма педагога.

Для решения каких педагогических задач нужна новая информа­ция? Прежде всего, для усиления у учащихся мотивации учения, их нравственного воспитания и достижения взаимопонимания, повыше­ния общей культуры.

Программирование инновационной деятельности. На этой ста­дии осуществляется отбор актуальной информации, которая может помочь учителю выйти из трудной ситуации, и намечается план дей­ствий. Из множества возможных вариантов совершенствования рабо­ты, выявленных в ходе информационного поиска, выбирается такой, который больше всего отвечает запросам и возможностям данного педагога, его склонностям и профессиональному кредо. Выбранный вариант оформляется в сознании как идея (замысел), намеченная к реализации. Она служит основой инновационной программы, в кото­рой предусматривается обновление различных элементов педагоги­ческой деятельности: ее содержания, форм, методов, отдельных при­емов (объяснения материала, контроля за его усвоением) и даже сти­ля деятельности, всей ее технологии.

Разработка сложных программ — обычно плод длительных уси­лий. Как отмечают новаторы, «новая мысль редко приходит в голову тому, кто не думает над своей проблемой неотступно, не ищет мате­риалы, не читает книги и научные журналы. Когда мы в поиске, и чтение становится другим — мы и в известных книгах находим то, что прежде не видели... Момент напряжения, сбора сведений, поиска ответов может продолжаться долго. Это самое мучительное время в жизни творческого человека. Муки иногда становятся невыносимы­ми, охватывает отчаяние».

По степени новизны инновационные программы (идеи) можно разделить на три вида — обновление, дополнение и совершенствова­ние. Первое предполагает замену ранее освоенного способа деятель­ности принципиально новым. Во втором случае прежний способ со­храняется, но добавляется к нему новый элемент. В третьем случае новизна состоит лишь в том, что повышается уровень мастерства в применении различных способов деятельности.

Думается, что ни один более или менее опытный педагог не нужда­ется в том, чтобы полностью обновлять свой профессиональный арсенал. Поэтому речь надо вести о частичном его обновлении. Сегодня задача состоит в том, чтобы переструктурировать и развить, проявлять более последовательно и ярко, совершенствовать те педагогические средства, те формы и методы, которыми педагоги уже владеют.

Реализация программы и закрепление нового. На этом заключи­тельном этапе идея воплощается в жизнь. Его назначение — практи­ческая апробация новой идеи и превращение ее в привычный способ

* Амонашвили Ш., Волков И., Шаталов В. и др. Методика обновления. Учитель­ская газета. 1988. 19 марта. С.З.


действия. При реализации сложных творческих программ способ, адекватный идее, нащупывается не сразу, а в результате перебора различных вариантов действия, путем проб и ошибок. Даже после того как способ действия найден, часто поиск не завершается: вначале новый способ не дает ожидаемой отдачи, его надо скорректировать и отшлифовать. Иногда коррекция поглощает много сил и энергии, превращается в относительно самостоятельную фазу деятельности.

Вот что думает по этому поводу один из новаторов: «Новую идею приходится вертеть и так, и эдак, прежде чем она приживется и начнет давать результаты... У кого хватает мужества и терпения продолжать опыты, тот обязательно дождется перелома и увидит ре­зультаты своих трудов». Результаты выражаются не только в успе­хах учащихся, но и в чувстве удовлетворенности самого преподавате­ля, когда он испытывает ни с чем не сравнимое счастье.

Творческая деятельность обладает большим самостимулирующим потенциалом и не всегда нуждается в поддержке, стимулировании из­вне. Это характерно для педагогической деятельности вообще: желание работать лучше, более качественно возникает преимущественно перед влиянием внутренних мотивов: чувств совести и чести, потребности в самореализации, в успехе, интересе к педагогической профессии. Моти­вация инновационной деятельности имеет определенное своеобразие. Оно состоит в том, что в ее структуре ведущую роль играет острое желание найти причины неудовлетворенности результатов труда, уче­бы и поведения учащихся. Неудовлетворительный результат дает тол­чок к инновациям, активизирует поиск, что пробуждает интерес к ново­му. Но тут важны и другие мотивы, внутреннее побуждение. Без этого внутреннего побуждения не бывает успешным столь многотрудное пе­дагогическое дело, как поиск и освоение нового.

Не отрицая доминирующей роли внутренних мотивов, нельзя не­дооценивать и роль мотивов, связанных с внешними стимулами. Сре­ди них самые действенные — доброе слово и пример коллег, особен­но — одобрение коллектива. Значимы премирование и благодарность со стороны администрации.

Результатом инновационных достижений может быть рационализа­ция работы, когда педагог добивается желаемого меньшими усилиями.

Любой вид инновации требует закрепления освоенного способа. Это достигается вариативным освоением того, что нужно превратить в спо­соб повседневного действия. Не случайно педагоги-новаторы предуп­реждают: чтобы довести дело до конца, надо запастись большим терпе­нием и проявить настойчивость. В закреплении нового существенную роль играет радость достижения определенного результата.

Какие барьеры существуют в инновационной деятельности? Прежде всего перегрузки, усталость, нехватка времени. Это харак­терно для всех типов учебных заведений. Напряжение и утомитель­ность педагогического труда возрастает там, где он плохо организо-

* Амонашвили Ш., Волков И., Шаталов В. Методика обновления. Учительская га­зета. 1988. 19 марта. С.З..


ван, отягощен формализмом и показухой. Многие трудности связаны с нежеланием учащихуся читься, их плохим поведением. Для про­фессиональных училищ — это главный барьер.

Активизации инновационной деятельности способствуют разно­образные стимулы, в том числе и негативные, мотивирующий потен­циал которых достаточно велик. Среди них особенно значимы раз­личные формы критики: замечания, сделанные коллегами в неофи­циальной обстановке, советы руководителей по поводу того, как исправить выявленные недостатки, а также их обсуждение на собра­нии коллектива. Положительное значение может иметь и негативная оценка при аттестации, и некоторые другие стимулы.

Публичная критика, особенно в резкой форме, нередко дает отри­цательный результат, что подавляет и озлобляет преподавателя, ущемляет его чувство собственного достоинства и настраивает его против тех, кто критикует. К такой критике надо прибегать лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны все другие меры воздей­ствия. Доброжелательные, корректные замечания помогают осознать свои недостатки и быть более самокритичным.

Неудачи управления инновационными процессами чаще всего объясняются тем, что не учитываются их психологические меха­низмы. По сложившейся традиции, новшества пытаются внедрить лишь с помощью информационных методов — средств массовой информации, лекций, семинаров и т.д. Разумеется, это помогает, если преподаватель жаждет перестроиться, если единственное, че­го ему не хватает для этого, — это знания. Но в подавляющем большинстве случаев ему мешает не столько дефицит новых зна­ний, сколько отсутствие необходимой мотивации и опыта. Инфор­мация сама по себе не обеспечивает даже формирование у лично­сти проблемного сознания.

Анализ механизмов управления деятельностью преподавателя по­казывает, что в этом процессе большую роль играет педагогический коллектив. Среди факторов, обеспечивающих информационную и мотивационную стороны инновационной активности педагога, бес­спорно доминируют поддержка и одобрение, исходящие от коллег. Они во многом связаны с целенаправленной деятельностью руково­дителей, с их умением стимулировать позитивное влияние коллекти­ва на личность.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Традиционно сложившемуся педагогическому процессу в профессиональных учебных заведениях, в основном, присущи не­творческий характер. В реальной педагогической практике преобла­дает предъявление знаний, фактов в готовом виде и деятельность


учащихся «по образцу». Такой подход формирует у учащегося репро­дуктивное мышление, интеллектуальную пассивность и безынициа­тивность, потребительское отношение к обучению. Все виды контро­ля, включая итоговый, направлены исключительно на проверку за­поминания определенного объема учебной информации. При этом, как правило, внимание преподавателя к личности учащихся, их меж­личностному общению в учебном процессе весьма низко. Традицион­ная система не предусматривает обучение учащихся методологии творчества и, как следствие, недостаточно готовит будущих рабочих именно к творческой профессиональной деятельности.

Новые социально-экономические условия изменили парадигму профессионального образования, а вместе с ней модель педагогиче­ской системы и, соответственно, технологии обучения (рис. 9).

Схема позволяет читателю произвести сравнительный анализ традиционного и инновационного учебного процессов в профессио­нальных учебных заведениях. Для реализации инновационных задач обучения используются адекватные педагогические технологии, обеспечивающие управление творческим процессом познания.

Одной из важнейших задач профессионального образования явля­ется создание педагогических условий для развития креативных спо­собностей и качеств творческой личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкрет­ной профессии. К таким способностям, которые обеспечивают успеш­ное решение сложных профессиональных задач, включая освоение новых видов работ, можно отнести способность критического осмыс­ления производственной ситуации, технологии, используемых тех­нических средств. Не менее важны способности анализа и синтеза, способности создания образцов объектов и системы действий. Эти образцы могут отражать виденное ранее или созданное на основе объяснения или рассказа (воссоздающее воображение). Другими не менее важными способностями, которые необходимо активно разви­вать в учебном процессе, являются способности выявления недостат­ков и достоинств предметов, выдвижения гипотез, т.е. предвосхище­ния возможных решений или путей этих решений. Системное мыш­ление, понимание причинно-следственных связей, грамотное обоснование своих решений, способность видеть скрытые качества предмета, возможности его применения по другому назначению от­личают творческого специалиста от так называемого исполнителя.

В рамках традиционного образовательного процесса эти качества специалиста не могли наращиваться системно, т.е. эффективно, по­скольку каждый преподаватель по-своему видел частные задачи ин­теллектуального развития учащихся.

Разработанная в последние годы методология технического твор­чества позволяет перейти к системному формированию творческого мышления учащихся учреждений профессионального образования. Эта методология включает такие компоненты теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), как Законы развития технических


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: