double arrow

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Принципы воспитания Принципы гуманистического вос-

питания выкристаллизовались в опыте педагогов отечественной школы, наставников лучших трудовых коллективов, мастеров-вос­питателей. Лаконично сформулированные, эти исходные положения становятся руководящими в практике воспитательной работы и в зна­чительной степени предопределяют выбор методов воспитания и их грамотное применение.

Всеобщим принципом организации целостного учебно-воспита­тельного процесса следует признать принцип педагогической целе­сообразности. Его сформулировал А.С. Макаренко, который утверж­дал: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от постав­ленных целей»*. Что бы и когда бы ни делал педагог, проводя те или иные занятия, организуя труд своих воспитанников, проводя с ними досуг, он не должен выпускать из виду целей воспитания, а, наоборот, должен последовательно и решительно добиваться стимулирования и формирования у своих младших товарищей тех духовных, физиче­ских и нравственных качеств, которые вместе составляют своеобраз­ную программу личности современного труженика и гражданина.

Современная программа воспитания личности в нашем обществе основывается на краткой характеристике тех общих социальных ро­лей, исполнять которые практически должен каждый человек с ма­лых лет и на протяжении всей своей жизни. Это семьянин, ученик, труженик, гражданин, поборник здорового образа жизни, ценитель и творец прекрасного. Это человек, который любит и уважает членов своей семьи, проявляет постоянную заботу о них, сознательно гото-

* Макаренко А.С. Соч. В 8 т. Т. 4. М., 1985. С. 121.


вит себя к созданию собственной семьи и воспитанию своих детей в духе прогрессивных традиций и идеалов народа. Он понимает, что учиться придется всю жизнь, и поэтому овладевает приемами само­образования,

Труженик видит в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России. Поэтому он стремится в совершенстве овла­деть профессией, пытается рационализировать свой труд, овладеть новыми современными технологиями, проявляет инициативу и пред­приимчивость. Как гражданин — это патриот и интернационалист, он знает и соблюдает законы и правила общежития, активно участву­ет в общественно-политической жизни, хорошо знает историю Роди­ны и родного края, терпим к инакомыслию. Ценитель и творец пре­красного сознательно овладевает основами мировой культуры, учит­ся разбираться в искусстве и пробует свои силы в различных видах художественного творчества. Будучи приверженцем здорового обра­за жизни, он заботится о своей безопасности и безопасности окружа­ющих людей, о своем и их здоровье. Привычно соблюдает правила дорожного движения и техники безопасности, а также личной гигие­ны, занимается закаливанием, физическими упражнениями и спор­том.

Опытный педагог как бы держит перед глазами такую программу и, понимая, что «человек не воспитывается по частям», организуя учебу и труд своих воспитанников, настойчиво стремится к достиже­нию поставленных воспитательных целей. Так реализуется на прак­тике принцип педагогической целесообразности.

С этим принципом содержательно связан другой — принцип вос­питания в духе общечеловеческих нравственных ценностей, кото­рый в современных условиях приобретает особо важное значение. В недавнем прошлом вся воспитательная работа в школах всех типов, включая профессионально-технические, была односторонне полит­изирована и идеологически нацелена в одном направлении — на ком­мунистическое воспитание молодого поколения. В современном об­ществе, когда происходит его значительное классовое расслоение, активизировались различные политические движения и партии, та­кая односторонность воспитательной работы становится неоправдан­ной и попросту невозможной. Политические пристрастия — личное дело каждого молодого человека, и государство не должно диктовать их молодому поколению, как зто было прежде. В этих условиях воз­никает потребность в ориентации на такие воспитательные идеалы, которые не разъединяли бы, а наоборот, объединяли людей. Каков же выход? Его подсказывает нам народная педагогика, на протяжении многих столетий вырабатывавшая свой воспитательный идеал. У всех народов Земли, несмотря на значительные отличия в условиях их существования и образе жизни, есть общие ценности, такие, как труд и семья, забота о воспитании детей и уважение к старикам, гостепри­имство в отношении других людей, и в первую очередь соседей, друж­ба и товарищество, любовь к родной земле. Эти нравственные маяки


помогают нам и сегодня верно определить содержание воспитатель­ной работы, ее нравственный потенциал.

В народной педагогике мы встречаем подлинные открытия в обла­сти трудовой этики. Так, в частности, верно подмечено единство де­ловых и нравственных качеств личности. Делом своим служит чело­век людям, поэтому так высоко ценит народ мастерство. Это отраже­но в таких, например, крылатых выражениях: «дело мастера боится»; «не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерст­ва»; «мастерство везде в почете»; «навык мастера ставит»; «на все руки мастер»; «мастер — золотые руки»; «каков мастер, такова и работа» и т.д. Нетрудно сделать вывод о том, что обучение мастерству является стержневой задачей воспитания труженика.

В свое время В.А. Сухомлинский предпринял усилия для того, чтобы положить в основу нравственного воспитания эти общечелове­ческие ценности и в книге «Как воспитать настоящего человека» стремился конкретизировать содержание нравственного просвеще­ния школьников. Тогда эта попытка не была оценена по достоинству. Ныне же такой подход представляется правильным и перспективным. В современных условиях именно он принципиально определяет идей­ное содержание воспитательной работы с молодежью.

Следующий принцип гуманистического воспитания можно было бы определить как единство интересов личности и коллектива. Сре­ди философов, социологов и педагогов идут споры по поводу приори­тетов во взаимодействии личности и коллектива. В последнее время можно слышать следующие рассуждения: раньше утверждался при­оритет коллектива и его интересы ставились выше интересов лично­сти, теперь же следует возвысить личность, ее интересы. В этом, полагают некоторые педагоги, и проявляется гуманизм. Между тем, эта дилемма порочна в своей основе. Высшая ценность — человек, такова формула реального гуманизма. Но человек — это не только личность, это и те общности людей, в составе которых реально суще­ствует и развивается личность, а именно — семья, коллектив, народ, человечество. Поэтому противопоставление личности коллективу надуманно и служит лишь формой прикрытия крайнего эгоизма. Вне коллектива невозможно нормальное развитие личности, немыслимо ее комфортное существование. Одним из важнейших открытий педа­гогики XX века стала концепция воспитательного коллектива, пони­мание того, что коллектив является главным воспитателем личности, что педагог, организуя коллектив, сплачивая его, добивается дости­жения воспитательных целей.

В профессиональной педагогике особенно важно найти пути раз­решения проблемы взаимоотношений личности и трудового коллек­тива. Во всяком производственном коллективе связи между отдель­ными работниками и подразделениями коллектива (цехами, участ­ками, бригадами) обогащаются за счет экономических и технологических зависимостей, соответственно увеличивается и сила воспитательного и нравственного общения участников общего труда.


Для молодых рабочих здесь открываются широчайшие возможности овладения производственным опытом старших товарищей, наставни­ков, мастеров производства. Здоровая конкуренция и соревнование открывают простор для развития качеств предприимчивости и навы­ков рационализации труда, а участие в разных формах самоуправле­ния ведет к повышению ответственности каждого за общее дело, за результаты общего труда. В силу этого принцип единства интересов личности и коллектива приобретает особое значение, и из него прямо вытекают еще два принципа — развитие самодеятельности личности и воспитательных функций коллектива.

Принцип развития самодеятельности личности впервые был вы­двинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским, который утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика в учении. Он писал: «Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями пости­жения того или иного предмета; не учить, а помогать учиться».* Не учить, а помогать учиться — так просто был сформулирован принцип развития самодеятельности личности. Многие педагоги поняли эту формулу буквально, считая, что воспитаннику надо с самого начала предоставить полную свободу для самостоятельного творчества. Од­нако педагогический опыт показал, что никакого творчества не мо­жет быть на пустом месте.

Верное осмысление принципа развития самодеятельности лично­сти предложил соратник и ученик А.С. Макаренко В.Н. Терский. В течение многих лет он обучал воспитанников различным видам твор­ческих работ: резьбе по дереву, моделированию, рисованию и др. В книге «Игра. Творчество. Жизнь» он писал: «Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или, в лучшем случае, это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели... Инициатива детей не может возник­нуть из ничего. Их надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт... Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным, и процесс будет формальным, скучным, а полученные знания будут легко забывать­ся, выветриваться, не закрепленные повседневными целеустремлен­ными упражнениями».** В.Н. Терский приводит яркий убедительный пример развития самодеятельности воспитанников в процессе овла­дения ими мастерством резьбы по дереву. После того как учащиеся проинструктированы педагогом, им дается задание вырезать из круг­лой палки шар. Это упражнение повторяется несколько раз до тех пор, пока воспитанники не добиваются образцового выполнения за­дания, а заодно овладевают основными навыками данного вида труда. Затем им предлагается вырезать из такой же палки простейшую шах­матную фигуру — пешку. Следующее задание посложнее — выре-

* Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избр. пед. соч. в 2 т. Т. 1.М.. 1974. С. 142.

** Терский В.Й., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966. С. 13—14.


зать по образцу полный набор шахматных фигур. Налицо полезный результат — комплект шахмат для клуба. И, наконец, наступает время перехода к творчеству: учашимся предлагается придумать и изготовить комплект шахмат по собственному образцу. Тут открыва­ется простор для фантазии. И так возникает девиз: «Через обуче­ние — к творчеству!»

Самодеятельность личности — это такая деятельность человека, кото­рая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий харак­тер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Именно в ней проявля­ются личные интересы и ответственность за дела своего коллектива.

Охарактеризуем еще один принцип — развитие воспитательных функций коллектива. Всякий коллектив воспитывает личность в си­лу того, что обусловливает ее общение с определенным кругом других людей. В процессе общения, как известно, и происходит воспитание. Народ давно подметил эту закономерность и определил ее образно и просто: «С кем поведешься, от того и наберешься». Но не всякий коллектив воспитывает в соответствии*с поставленными целями. И нужна специальная работа организатора, наставника, педагога, что­бы коллектив стал воспитательной силой. Для этого и необходимо развитие воспитательных функций коллектива, что составляет глав­ную заботу каждого педагога. А.С. Макаренко образно охарактеризо­вал такой подход к организации воспитательного процесса: «...Наш путь единственный — упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики».*

Правильно организованный трудовой коллектив яляется главным воспитателем молодого человека. Г.В. Гасилов в свое время создал своеобразную программу воспитания молодого рабочего. Документ этот называется «Жить по законам рабочей чести».** Им руководст­вовалась одна из бригад московского электромашиностроительного завода «Динамо». Не утратил своего нравственно-воспитательного значения он и сегодня. Приведем его полностью.

«Надо быть не только хорошим исполнителем порученного дела, но и человеком творческим. Знания и опыт — делу. Внедрение новей­шей техники — забота каждого. Работая на общество, ты работаешь на себя. Труд для народа — высшее счастье. Рабочая минута — народ­ное богатство. Все на заводе твое — береги все. Сделанное твоими руками должно быть лучшим. Динамовское — значит отличное. Брак в работе — позор; бракодел подводит товарищей, коллектив. Совесть рабочего строже любого ОТК. Постоянно учись. Ученье — мать уменья. Сам умеешь — научи другого. Если отстал — позови товари­ща. Лучше спросить, чем плестись в хвосте. Вноси красоту в труд и жизнь. «Летун» — враг производства. Цель каждого молодого произ­водственника — стать кадровым рабочим завода. Позор тому, кто прыгает с места на место в погоне за длинным рублем.

* Макаренко А.С. Соч. В 8 т. Т. 2. М., 1983. С. 128. ** Гасилов Г.В. Педагогическое мастерство наставника. М., 1985. С. 64—65.


Кадровый рабочий — друг, наставник и воспитатель новичка. Учи так, чтобы ни тебе, ни людям не было стыдно. Нашу смену — нам и воспитывать. Равнодушие — вон из рабочего сердца. Ошибся това­рищ — поправь его, в беде помоги. На работе, в семье, среди товари­щей помни: ты рабочий, не запятнай своего высокого звания. Там, где появился рабочий, нет места хулигану, пьянице, тунеядцу. Ты на­следник и продолжатель славных трудовых традиций. Честь коллек­тива — твоя честь. Ты в ответе за весь коллектив, коллектив в ответе за тебя».

Поистине удивительный документ — моральный кодекс рабочего, которым можно руководствоваться и сегодня. Вот она современная народная педагогика в действии. Коллектив, живущий по таким за­конам, растит настоящих людей. И в этом прежде всего заслуга на­ставников, сумевших сплотить, организовать, выпестовать такой коллектив.

Наконец, есть еще один принцип, определяющий направления развития отношений педагога и воспитанников, его четко сформули­ровал А.С. Макаренко: единство требования и уважения к личности.

«У нас к личности, — говорил Антон Семенович, — предъявляют­ся глубокие, основательные и общие требования, но, с другой сторо­ны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиаль­но отличное уважение. Это соединение требований к личности и ува­жения к ней не две разные вещи, а одно и то же. И наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и воз­можностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности. Это уважение не к чему-то внешнему, вне общества стоящему, а приятному и красивому. Это уважение к товарищам, участвовавшим в нашем общем труде, в нашей общей работе, это уважение к деятелю».

Рассмотренные выше принципы гуманистического воспитания по­зволяют наметить и основные разделы методики воспитательной рабо­ты: это методы организации коллектива, убеждения и педагогического стимулирования. Они сложились в опыте лучших наставников, воспи­тателей и педагогов, составляя основы педагогического мастерства.

1.2. Методы воспитания Организованный трудовой кол-

лектив отличает высокая дисцип­лина и культура взаимоотношений его членов, хозяйственная забота всех и каждого об улучшении условий труда, соревновательное отно­шение к делу, обмен опытом и, наконец, самоуправление, т.е. актив­ное участие в управлении делами коллектива. В силу этого следует

* Макаренко А.С. Соч. В 8 т. Т. 4. М., 1984. С. 150. Это положение приобретает для i [едагогики наставничества особое значение тем более, если вспомним, чтосвою главную задачу выдающийся советский педагог видел в воспитании культурного квалифициро-нанного рабочего. В трудовом коллективе взаимная требовательность и уважение дол­жны быть нормой личных отношений. В ряде специальных исследований доказано, что наибольшим авторитетом у воспитанников пользуются требовательные высококвали­фицированные преподаватели. Думается, этот вывод можно смело сделать и об отно­шениях преподавателей и мастеров производственного обучения с учащимися.


выделить и основные методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.

Дисциплина — исходный метод организации коллектива — обес­печивает формирование культуры взаимоотношения членов коллек­тива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка и последо­вательного их предъявления в качестве единых требований друг к другу.

Долгое время в отечественной педагогике делался особый акцент на воспитание сознательной дисциплины. Эта направленность интер­претировалась таким образом: дисциплина должна вытекать из со­знания, а следовательно, ее воспитание достигается путем различно­го рода разъяснений, увещеваний, внушения людям преимуществ того или иного способа поведения. На практике это приводило к тому, что основными приемами воспитания дисциплины становились сло­весные виды воздействия: лекции, беседы и поучения. Опыт показал, что это ошибочный путь.

Требование — вот основа дисциплины, утверждал А.С. Макарен­ко. Предъявление требований руководителями и наставниками кол­лектива, всеми сотрудниками друг к другу — таков главный путь воспитания дисциплины в коллективе. При этом единство требова­ний становится определяющим условием. Конечно, разработка тре­бований и их предъявление сопровождаются разъяснительной рабо­той, для чего используется методика убеждения, но на первом мес­те — требования.

Требования, определяющие дисциплину, разделим на два вида: морального и делового характера. Приведенный выше документ «Жить по законам рабочей чести» — это пример нравственных требо­ваний, где зафиксированы нормы отношения рабочего к делу, своим обязанностям, к товарищам и коллективу в целом. Примером требо­ваний делового плана могут служить, в частности, правила техники безопасности, а также различного рода памятки, характеризующие права и обязанности отдельных работников, например бригадира.

Нетрудно видеть, что в практической работе и те, и другие требова­ния одинаково значимы, тесно связаны друг с другом. Так, моральное требование «добросовестно трудись» уже предполагает выполнение де­лового требования — «строго соблюдай правила техники безопасности».

В работе педагогов-наставников, конечно, нет необходимости каждый раз начинать с нуля и самим разрабатывать содержание тробований, со­ставляющих основу дисциплины трудоюго коллектива Многие из них оправдались в опыте других коллективов, оформлены документально и содержатся в литературных источниках. Однако в каждом конкретном случае, в данном коллективе может развиться необходимость уточнения, конкретизации, выдвижения новых, своеобразных требований.

И безусловно, к их разработке следует привлекать всех членов педагогического коллектива, помня о том, что нормы жизни коллек­тива и создаются, и реализуются коллективно.


Самообслуживание — ведущий метод организации коллектива — обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных ус­ловий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяй­ской заботы об умножении общественного достояния.

В современном обществе с расширением выпуска и совершенство­ванием качества бытовой техники самообслуживание становится нормой в жизни каждого человека, любой семьи и трудового коллек­тива, но от этого оно еще не становится методом воспитания. Прежде некоторые педагоги рассматривали самообслуживание как самый примитивный вид трудовой деятельности, скучную, но необходимую обязанность, «горькую необходимость», но позднее убедились, изу­чая опыт многих трудовых и учебных коллективов, в том, что без развития самообслуживания коллектив развивается однобоко, в нем начинают преобладать иждивенческие настроения, а главное — чле­ны коллектива не становятся подлинными хозяевами своего дела.

В организованном трудовом коллективе самообслуживание про­ходит путь от уборки помещения и наведения порядка на рабочем месте до обеспечения полного комфорта работающим и украшения средствами дизайна рабочего помещения. Особенно важно, если в самообслуживание вовлечены все члены коллектива, когда каждый проявляет свои способности и увлечения: одни занимаются озелене­нием и уходом за растениями, другие устраивают живой уголок в зоне отдыха, третьи расписывают украшениями шкафы для спецодежды, четвертые со вкусом оформляют помещения репродукциями произ­ведений живописи. Главное, чтобы работать было удобнее и красота радовала глаз, создавала хорошее настроение тружеников. Самооб­служивание открывает простор для выдумки и творчества работаю­щей молодежи. И в этой постоянной заботе всех и каждого о создании лучших условий и украшении жизни коллектива мужает и сплачива­ется коллектив.

Особым предметом заботы педагогов становится умелая органи­зация коллективных норм труда по самообслуживанию и его раци­онализация, особенно в те дни, когда проводятся мероприятия типа субботников. Это и составление четких графиков выполнения ра­бот, и подготовка необходимых инструментов и материалов. Не­редко можно наблюдать, как плохо подготовленный и неумело ор­ганизованный обслуживающий труд становится малоэффектив­ным и тягостным для его участников, дает отрицательные воспитательные результаты.

Соревнование — коррекционный метод организации трудового коллектива — обеспечивает стимулирование успеха индивидуально­го и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу у его участников, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников, особенно передовиков.

В недавнем прошлом соревнование было значительно заформали-зовано, не подкреплялось всерьез мерами энономического стимули-


рования и сводилось к составлению так называемых «соцобяза­тельств» и формальному подведению итогов, что не оказывало суще­ственного влияния на повышение производительности труда. Широ­ко была распространена порочная практика пересмотра норм выра­ботки в сторону их завышения, что отбивало охоту добиваться высоких достижений в труде. Уравниловка в оплате труда также не способствовала производственной и воспитательной эффективности соревнования.

Между тем соревнование в коллективе при правильной его органи­зации может стать эффективнейшим воспитательным средством. Но для этого необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, органи­зация соревнования должна естественно вытекать из рабочих устрем­лений коллектива, подкрепляться производственной необходимо­стью. Не должно быть соревнования ради соревнования. Производст­венная и педагогическая целесообразность здесь выступают в единстве. В этом случае одинаково полезны и индивидуальные фор­мы, когда соревнуются отдельные лица друг с другом, и коллектив­ные, когда соревнуются, например, разные бригады и трудовые кол­лективы одной отрасли производства.

По содержанию формы соревнования могут быть различными: в одном виде деятельности по конкретным производственным показа­телям и по разным видам, когда учитываются, например, показатели производительности труда, культура оформления производственных помещений и вклад в решение экологических проблем производства. В любом случае, разрабатывая условия соревнования, педагоги и ор­ганы самоуправления коллектива должны исходить из реальной си­туации и конкретных актуальных задач.

Основой любого соревнования является правильно поставленный учет, основу которого составляют непосредственные данные о резуль­татах трудовой или иной деятельности, а не вторичные формальные показатели. В трудовой деятельности следует опираться на реальные результаты труда людей, затраты времени, качество продукции.

Самоуправление — метод самоорганизации коллектива — обес­печивает формирование у его членов отношений взаимной ответст­венности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделен­ные реальными правами и полномочиями.

Коллектив без органов — толпа. Эти слова, сказанные А.С. Мака­ренко, применимы к любому коллективу, но прежде всего и более всего к трудовому. Самоуправление не только сплачивает коллектив, делает его субъектом воспитательной работы. Построение самоуправ­ления в конкретном коллективе определяется тремя факторами: структурой коллектива, содержанием его жизни и организаторским опытом его членов.

Низкая трудовая и общественная активность производственных коллективов давно тревожила общественность нашей страны. Так называемое партийное руководство в 60—70 гг. все более отчетливо


осуществлялось командно-административными методами. В совре­менных условиях дестабилизации экономики, снижения уровня про­изводства и появления таких отрицательных явлений, как безработи­ца, развитие самоуправления трудовых коллективов может стать важным стабилизирующим фактором, способствовать выходу из кри­зиса производства путем повышения производительности труда и внедрения новых современных технологий. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт, в частности Японии. Ведь именно самоуправле­ние, участие в нем позволяет каждому работнику сознательно и от­ветственно участвовать в подъеме производства, способствует рацио­нализаторству, стимулирует предприимчивость.

Функционирование общих собраний и советов трудовых коллек­тивов, очевидно, будет специфично для различных форм собственно­сти: частных и государственных предприятий, акционерных обществ, коллективных хозяйств и ферм на селе. Но при всей пестроте эконо­мических отношений в современном обществе общее правило одно: каждый участник производства должен сознательно и ответственно участвовать в управлении им, т.е. в самоуправлении.

А это, в свою очередь, требует особой подготовки работников. Управление — сложная социальная функция, и чтобы оно было ус­пешным, необходимо всех участников коллектива систематически и последовательно вооружать навыками и умениями организаторской работы, учить планированию и организации контроля и учета, прове­дению собраний и производственных совещаний, формам отчетов и инструктажа, т.е. всем тем приемам, без которых немыслима работа организатора сегодня.

Метод самоуправления логически завершает систему методов организации коллектива, обобщая и синтезируя другие методы, ибо в коллективе с развитым самоуправлением и дисциплина, и самообслуживание, и соревнование становится предметом заботы и делом всех.

Следующая группа методов содействует формированию сознания учащихся профессиональных училищ, помогает им в выработке гу­манистических взглядов и личных убеждений, т.е. глубоко усвоен­ных идей, которыми человек руководствуется в своем поведении. Это методы убеждения:* информация, поиск, дискуссия и взаимное про­свещение. Их следует отличать от методов внушения, т.е. воздейст­вия на сознание, чем так широко пользуется современная реклама. Назначение активной методики убеждения в том, чтобы способство­вать воспитанникам в осмыслении своего жизненного опыта путем овладения основами духовной культуры человечества и выработки гуманистических личных взглядов.

Информация — исходный метод убеждения — обеспечивает сооб­щение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педа­гогом и стимулирование у них интереса к новому знанию, потребно-

* Здесь термин «убеждение» употребляется в двух значениях: убеждение как форма сознания и убеждение как метод воспитания, что следует различать.


сти в овладении им. Метод этот можно считать исходным, так как применяется при начальном ознакомлении воспитанников с новыми для них идеями, теориями, фактами и другими сведениями, составля­ющими основное содержание нравственного просвещения и научного образования.

Главным средством использования метода информации является живое слово и личный пример педагога. При этом используются, как правило, такие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция и на­глядный показ. В отдельных случаях представляется уместным при­глашение других опытных людей, очевидцев важных событий, масте­ров производства и политических деятелей для выступления перед воспитанниками. Их авторитет значительно усиливает влияние жи­вого слова на молодых людей.

При успешном применении информационный метод стимулирует и развивает интерес обучаемых к новому знанию, что достигается соблюдением ряда условий и применением специальных приемов. Первое условие — общественная значимость идей и фактов, о кото­рых идет речь, а также их ценность для удовлетворения практиче­ских запросов молодежи. Для этого информация педагога должна быть оперативной, максимально быстро откликающейся на те или иные события. Конечно, пропаганда конкретных идей не должна быть назойливой и навязчивой. Здесь, как и во всем, важно соблюдать чувство меры. И безусловно, не на последнем месте стоит техниче­ское совершенство ее передачи: ясная, логически стройная, вырази­тельная речь пересказчика, простота и доступность сообщения, выра­зительность и четкое оформление наглядных средств.

Среди приемов, стимулирующих интерес к информации, следует назвать, прежде всего, логичность, доказательность, строгую после­довательность (плановость) изложения материала, когда каждое но­вое положение связано с предыдущими, развивает их. Полезно также включение в рассказ ссылок на высказывания авторитетных людей, характеристику особо интересных фактов и событий, использование юмора, шутки. И наконец, очень важна строгая дозировка устного сообщения педагога во времени. Излишнее многословие не красит хорошего пропагандиста, а педагог, безусловно, должен быть хоро­шим пропагандистом. Следует отметить, что метод информации не решает проблемы убеждения воспитанников в целом, но он готовит условия для эффективного применения другого метода — поиска.

Поиск — ведущий метод убеждения — обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации, научного и ценностно-ориентиро­ванного характера. Именно на этой основе формируются навыки и умения самообразовательной деятельности. После того как воспитан­ники ознакомились с новым знанием, получили общее представление о нем и, главное, испытали интерес к новым сведениям, целесообраз­но включить молодых людей в активное самостоятельное добывание знаний из литературных и других источников. Поисковый метод на-


зывают также эвристическим, исследовательским, творческим. Эти характеристики верно отражают многообразие видов поисковой дея­тельности.

На первом месте — работа с книгой и другой печатной продук­цией: газетами, журналами. Самостоятельная работа с учебной, на­учно-популярной и справочной литературой вначале осуществляется с помощью педагога. Впоследствии, овладев приемами и навыками библиографического поиска, молодой человек все более самостоя­тельно выполняет эту работу. Развитие и широкое распространение бытовой техники позволяет в качестве источника новых знаний все чаще применять аудио- и видеозаписи, компьютерную технику.

Среди видов поисковой деятельности следует назвать туристско-краеведческую работу, особенно привлекательную для молодежи, а также биографический поиск — сбор материалов о жизни и деятель­ности выдающихся сынов и дочерей нашей Родины, наших современ­ников и исторических личностей. Это сложный вид работы. Педаго­гам надо вооружать своих воспитанников техническими приемами этой поисковой деятельности, сначала простейшим (конспектирова­ние литературных источников и оформлению собранных материа­лов), потом более сложным, связанным с владением современной техникой (например, создание видеофильмов).

Назовем основные этапы поисковой деятельности: I) определение цели и объекта поиска, конкретизация и расшифровка его задач; 2) сбор материалов, когда объединяются коллективные усилия, работа проводится в составе различных групп; 3) обработка, систематизация и изучение собранных материалов; 4) оформление добытого матери­ала и его дальнейшее использование.

Дискуссия — коррекционный метод убеждения — обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способ­ствуя поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения. Нередко дискуссию понимают лишь как противоборство взглядов, столкновение противоречивых точек зрения. Такое понимание вряд ли правомерно. Важно, чтобы в процессе дискуссии проявилась готовность поддержать товарища, оказать ему нравственную помощь, сочувствие в трудной ситуации. Обогащение и развитие обсуждаемых идей должно быть главным в содержании дискуссии, не следует забывать древнее изречение: «в спорах рождается истина». Этот процесс, конечно, не исключает так­тичной и доброжелательной критики и аргументированного опровер­жения ложных представлений.

Здесь важно сделать небольшое отступление: в недавнем прошлом всякое инакомыслие строго преследовалось, а нетерпимое отношение к нему поощрялось. Теперь мы видим, что такой подход нередко приводил к ханжеству и способствовал распространению конформиз­ма, когда многие люди говорили одно, а думали другое. Очевидно, терпимость к инакомыслию, терпимость в спорах должны быть при-


сущи каждому молодому человеку в наше время. И умелое примене­ние дискуссионного метода может этому сильно способствовать.

Наиболее типичной формой метода дискуссии является диспут — коллективное обсуждение заранее задуманной проблемы. Подготов­ка и проведение диспута требует от педагога умелого решения ряда специфических задач: выбора актуальной темы, формирования воп­росов для обсуждения, своевременного оповещения всех участников, подбора опытного ведущего, который вступительным словом и репли­ками по ходу обсуждения сумеет «зажечь» его участников, установ­ления четкого регламента и умелого оформления помещения, где соберутся участники диспута. От них потребуется главное — умение публично выступать. Этому наставник учит молодых людей. А начи­нать надо заранее, задолго до диспута, с простых форм дискуссии, обсуждая острые вопросы жизни коллектива на собраниях и произ­водственных совещаниях, поощряя товарищеские споры в повседнев­ном общении.

Применение дискуссионного метода преполагает развитие довери­тельных товарищеских отношений педагогов и воспитанников, настав­ников и молодежи, уважительного отношения друг к другу и к мнению каждого члена коллектива, взаимной доброжелательности и такта.

Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеждения — обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной пропагандистской разъяснительной работе среди своих товарищей. На этом этапе коллектив становится субъектом воспита­тельной работы, а педагог выполняет роль помощника и консультан­та. Молодые же рабочие сами используют информационный метод убеждения, становятся организаторами поисково-дискуссионной деятельности.

Еще в начале века видный русский педагог П.Ф. Каптерев писал: «Дети учат друг друга весьма многому, и их взаимное обучение пере­вешивает силу и влиятельность обучения преподавателей с директо­рами и инспекторами». Современная педагогика решает задачу обес­печения педагогической целесообразности взаимного влияния воспи­танников друг на друга. Этому, в частности, и служит метод взаимного просвещения, который с успехом используется в молодеж­ных клубах, местных краеведческих музеях, в период проведения выборов органов местного самоуправления и других широкомасштаб­ных мероприятиях. Педагог привлекает к обучению молодых рабочих своих лучших учеников, достигших известной степени мастерства. Здесь, как и в любой работе, в трудовом коллективе обучение слива­ется с воспитанием. Взаимное просвещение станет нормой жизни трудового коллектива при условии, если все воспитанники овладеют современной методикой убеждения, различными приемами и умени­ями пропагандистов.

* Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании. СПб., 1908. С. 22.


Взаимное просвещение усиливает воспитательные функции кол­лектива, множит в его составе число не просто знающих людей, а людей, готовых щедро поделиться своими знаниями и мастерством с другими членами коллектива, своими товарищами.

Важное место в методике гуманистического воспитания занимают методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение. В практической работе и общении с воспитанниками педагогу приходится активно влиять на их поведение, вызывать те или иные поступки, организовывать их труд и учебу. Для этого необходимо владеть многими средствами, которые традиционно в педагогике носили название методов педаго­гического воздействия. Назначение этих средств в том, чтобы стиму­лировать адекватное поведение и поступки. Известно народное изре­чение: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привыч­ку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». С помощью методов педагогического стимулирования педагог помогает своим воспитанникам посеять добрые, нужные другим людям и само­му себе поступки.

Требование — исходный метод педагогического стимулирова­ния — обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявления их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения в личных отношениях педагога с воспитанниками, в общении с ними.

По форме требования бывают прямыми и косвенными. Когда об­ращение педагога содержит четкое конкретное указание по формуле: «Делай так и только так» и выражено в решительной настойчивой манере, мы имеем дело с прямым требованием, которое особенно действенно в начале работы с воспитанниками. Оно позитивно, т.е. вызывает определенный поступок, а не запрещает или тормозит те или иные действия. Только неопытные педагоги не скупятся на ука­зания типа «не делай этого, не делай того...» Это позиция регистрато­ров различных нарушений. Педагог-мастер четко знает, чего он доби­вается от молодых людей, какими методами добивается осуществле­ния воспитательных целей. Прямое требование инструктивно, однозначно и конкретно. Это особенно важно при стимулировании новых действий, которых нет в опыте воспитанников. Предъявляя требование, необходимо добиваться его выполнения, памятуя, что каждое выполненное требование усиливает педагогическую эффек­тивность последующих указаний педагога.

К числу косвенных требований относятся просьба, доверие, одоб­рение, совет, осуждение, выражение недоверия и, наконец, угроза. Прямое требование — это непосредственный стимул того или иного дейтсвия, поступка. При использовании косвенного требования сти­мулами становятся психологические факторы: чувства, переживания воспитанника. Педагогу не следует злоупотреблять требованиями, с симулирующими отрицательные эмоции у воспитанников, такими, как угроза, выражение недоверия, осуждение. Чем больший удель-


ный вес среди косвенных требований занимают требования положи­тельного плана (просьба, совет, одобрение, доверие), тем выше уро­вень педагогического мастерства конкретного воспитателя.

Мастерство требования находится в тесной связи с производствен­ным мастерством — квалификацией наставника, его уменьем пра­вильно организовать работу, научить молодого рабочего трудиться.

Перспектива — ведущий метод педагогического стимулирова­ния — обеспечивает налаживание общественно полезной деятельно­сти воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей.

«Истинным стимулом человеческой жизни, — утверждал А.С. Макаренко, — является завтрашняя радость... Воспитывать че­ловека — значит воспитывать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в исполь­зовании уже имеющихся, в постоянной подстановке более ценных»*.

Перспектива близкая составляет ту самую завтрашнюю радость, без которой не может быть оптимистического настроя личности. Важно, что­бы человек жил в предвкушении радостного события: встречи с друзьями, посещения кинотеатра или дискотеки, возможности прочитать интерес­ную книгу, успеха в выполнении производственного задания и т.д.

Средняя перспектива — ожидаемое событие, несколько отодви­нутое во времени. Это может быть ожидание традиционных праздни­ков, летнего отдыха, предстоящего путешествия и т.п. Для воспитан­ника важно ощущение того, какие близкие перспективы ожидаются на пути к такой цели в процессе коллективных усилий вместе с това­рищами и друзьями.

Далекая перспектива — это намечаемые планы воспитанников, потребность в которых усиливается в период жизненного и професси­онального самоопределения, т.е. в юности. Для молодых людей это может быть и выбор профессии, и поступление на учебу в институт, и вступление в брак. Далекие перспективы выстраивают судьбу лично­сти. Их значимость определяет истинное богатство личности.

Подлинное мастерство педагога состоит в постановке перед воспи­танником увлекательных и значимых перспектив, которые сплачива­ют коллектив и целеустремляют его общественно полезную деятель­ность: труд, учебу, разумный досуг. Важно поощрять инициативу тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные пла­ны и цели, учатся планировать свое поведение.

Поощрение и наказание — коррекционный метод педагогическо­го стимулирования — обеспечивает поддержку полезной и торможе­ние нежелательной деятельности воспитанников путем внесения из­менений в отдельные права и обязанности их как членов коллектива, а также моральной оценки их действий.

Поощрение и наказание не разные методы, а две стороны единого метода педагогического стимулирования — коррекции. В самом деле,

* Макаренко А.С. Соч. В 8 т. Т. 8. М., 1988. С. 311.


разумная коррекция поведения воспитанников — основная функция этого метода.

На первых порах правом поощрения и наказания пользуется толь­ко педагог — руководитель коллектива. В развитом коллективе со сложившимися органами самоуправления функции поощрения и на­казания постепенно передаются им и становятся функцией обще­ственного мнения. Метод поощрения и наказания развивается и по содержанию, по-разному решается вопрос: «Как наказывать?» — на разных стадиях развития коллектива. Так, на первых порах наказа­ние определяется по логике естественных последствий: насорил — убери, плохо выполнил работу — переделай ее заново. Возможно и лишение каких-либо прав. Так же и с поощрением: на первых порах оно должно быть материально осязаемо, например, в виде подарка или денежной премии. А впоследствии оно выражается в форме кол­лективного морального доверия. В коммуне им. Дзержинского, руко-иодимой Макаренко А.С., в последние годы высшей нормой поощре­ния стали благодарность перед строем и фотографирование у развер­нутого знамени коммуны.

Важную роль играют и административные меры поощрения и на­казания, которые одновременно являются методом педагогического стимулирования. Но в отношении всех этих мер действуют два пра-вила: они должны использоваться не слишком часто и, безусловно, поддерживаться общественным мнением.

Общественное мнение — метод самоорганизации педагогического стимулирования — обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспи­танников посредством выполнения моральных требований, постанов­ки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения членов коллектива.

В общественном мнении наиболее полно реализуются воспита­тельные функции коллектива. В любом, даже слабо организованном коллективе, общественное мнение существенно влияет на поведение людей. Поэтому одной из главных задач каждого педагога становится i i имулирование развития здорового общественного мнения, что тре-бует долгих и квалифицированных усилий и достигается применени­ем комплекса всех методов гуманистического воспитания.

В коллективе более всего оно проявляется в оценке и принятии решений на общем собрании. Важнейшим условием действенности коллективных решений становится обеспечение их широкой гласно­сти, доведение до сведения каждого члена коллектива.

Следующий способ выражения общественного мнения — это дей-(гния уполномоченных лиц, избираемых коллективом в качестве ор­ганизаторов того или иного дела, мероприятия. Действенным средст-мом могут стать печатные органы коллектива (стенная газета, инфор­мационные листки, многотиражки) и местное радио.

На развитие общественного мнения положительное влияние ока­зывает опосредованное педагогическое требование, которое так ярко


охарактеризовал в одном из своих выступлений А.С. Макаренко: «Петренко опоздал на завод. Вечером я получаю об этом рапорт. Я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю:

— У тебя опоздание на заводе.

— Да, Петренко опоздал.

— Чтобы этого больше не было.

— Есть, больше не будет.

На второй раз Петренко опоздал. Я собираю отряд.

— У вас Петренко опаздывает второй раз на завод.

Я делаю замечание всему отряду. Они говорят, этого не будет.

— Можете идти.

Затем я слежу, что делается. Отряд сам будет воспитывать Пет­ренко и говорить ему:

— Ты опоздал на завод, значит, наш отряд опаздывает!»

Так требование педагога стимулирует общественное мнение кол­лектива. Еще раз подчеркнем: развитие общественного мнения до­стигается применением всей системы методов гуманистического вос­питания.

В заключение несколько слов о роли педагогической техники, ко­торая сопутствует методам воспитания. Применительно к воспита­нию термин этот принадлежит А.С. Макаренко, который признавал­ся, что сделался настоящим мастером, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками в голосе. Педагогическая техника включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведе­нием, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, вы­разительности речевой лексики, приемов театральной педагогики. Всему этому педагог учится на примере более опытных мастеров педагогического труда, а главное, на своем опыте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: