Педагогика как наука и учебная дисциплина

Педагогическая отрасль знания является едва ли не самой древней и неотделимой от развития человеческой цивилизации. Развитие человека как разумного общественного существа проходило на протяжении 2 млн. лет в процессе овладения производственным, социальным и духовным опытом предков. Чем сложнее становились формы общественных отношений, тем больше накапливалось знаний, которые необходимо было передавать последующим поколениям, следовательно, тем острее становилась необходимость в специально организованном процессе передачи опыта человеческой цивилизации новым поколениям. Образование и воспитание превращается в объективную потребность общества и становится важнейшей предпосылкой его развития. В поздний период рабовладельческого строя воспитание выделяется в особую общественную функцию, осуществление которой передается специально подготовленным для этого людям.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился как название науки о воспитании. В Древней Греции педагогами называли рабов, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово «пайдогогос» (пайда – ребенок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». Впоследствии педагогами стали называть людей, которые профессионально занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова получила свое название и наука о воспитании – педагогика, которая была вычленена как особая отрасль из системы философских знаний в начале ХVII века.

Определить предмет научного знания – значит ответить на вопрос, что она изучает, какая область природы или культуры привлекает внимание специалистов, решению каких задач посвящена их деятельность. Определить предмет невозможно без объекта. Объект – весь круг вопросов, на которые направлено внимание, предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объектом педагогики является человек, который развивается в результате воспитательных отношений, предметом педагогики становятся сами воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека как целостности, как личности, а не как носителя отдельных, пусть даже очень важных, функций – знающего, выполняющего социальные нормы, производящего материальные ценности, «правильно» мыслящего индивида.

Педагогика призвана не только описывать педагогические явления, но и объяснять их, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.

Объект педагогики (по Краевскому В.В.) – система педагогических явлений, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Образование изучает не только педагогика, но и философия, социология, психология, экономика и др. науки. Предмет педагогики (по Краевскому В.В.) – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях), В этом случае педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности обучающихся, а также стратегий и способов взаимодействия субъектов образования.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом:

- теоретическая функция реализуется на трех уровнях (описательный и объяснительный – изучение передового и новаторского опыта; диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности деятельности педагогов и обучающихся, установление их причин и условий; прогностический – экспериментальное исследование педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности);

- технологическая функция реализуется также на трех уровнях (проективный – связан с разработкой соответствующих методических материалов: учебников и учебных пособий, учебных программ; преобразовательный – внедрение достижений педагогической науки в практику с целью ее совершенствования; рефлексивный и корректировочный – оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).

Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук; в ее структуру входят:

- общая педагогика (исследует основные закономерности образования);

- возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых);

- коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика, логопедия;

- частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

- история педагогики и образование (изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи);

- отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.);

- философия образования;

- сравнительная педагогика;

- социальная педагогика.

Основной задачей педагогики как науки является изучение педагогической реальности – сущности и закономерностей развития и формирования личности в процессе освоения социального опыта. При этом педагогика определяет цели образования, разрабатывает содержание образования, исследует и разрабатывает методы обучения и воспитания и их влияние на развитие обучающегося.

К задачам педагогики также относятся:

- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

- управление образовательными системами;

- внедрение результатов исследования в педагогическую практику;

- прогнозирование и планирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Основными исследовательскими методами педагогики являются педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, исследовательская беседа, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение школьной документации и продуктов деятельности субъектов педагогического процесса (воспитанников и педагогов), а также количественные методы (например, шкалирование, ранжирование).

Педагогическое наблюдение – целенаправленное, специально организованное восприятие исследуемых объектов, явлений, процессов как в естественных, так и в экспериментальных условиях.

Выделяют также методы осуществления целостного педагогического процесса, изучением которых занимается дидактика:

1. методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся;

3. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения образовательных задач. Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогических задач, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений, в то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: