Студента (ки) _________________________________
_______________________________________________
Институт______________________________________
Группа ______________
Курс________________
Красноярск 2014
Рецензент:
И.Ю. Борцова, канд. биол. наук, доц. каф. ботаники, физиологии и защиты растений ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»
Коротченко, И.С.
Экология: рабочая тетрадь / Коротченко И.С.; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2014. – 64 с.
Рабочая тетрадь включает в себя методический материал для организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Экология».
Разработана в помощь студентам высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 260100.62 (19.03.02) «Продукты питания из растительного сырья», 151000.62 (15.03.02) «Технологические машины и оборудование» очной и заочной форм обучения и может быть использована учащимися общеобразовательных школ для более углубленного и систематизированного изучения экологии.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного аграрного университета
|
|
Автор: Коротченко И.С. – доцент кафедры экологии и естествознания, кандидат биологических наук
© Коротченко И.С., 2014
© Красноярский государственный аграрный университет, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
Тема 1. Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории экологии. 7
Тема 2. Среды жизни. Внутривидовые и межвидовые отношения. 13
Тема 3. Экологические факторы среды. Экологические. 23
группы организмов. 23
Тема 4. Жизненные формы организмов и типы стратегий живого. 29
Тема 5. Экология популяций. 37
Тема 6. Экология сообществ и концепция экосистемы.. 43
Тема 7. Строение и свойства биосферы.. 53
Тема 8. Экология и здоровье человека. 62
Тема 9. Экологические принципы рационального природопользования. 67
Вопросы к зачету. 72
Литература. 75
ВВЕДЕНИЕ
Экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей их неорганической средой, общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня, среду обитания живых существ, в том числе и человека.
Кроме того, современная экология не только изучает законы функционирования природных и техногенных систем, но ищет пути гармонического взаимоотношения природы и общества, от характера которого зависит здоровье людей их экономическое процветание и сохранение человека как биологического вида. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. Поэтому идеи и проблемы экологии всемерно проникают в другие научные дисциплины и внедряются в общественное развитие.
|
|
Специалист в любой сфере деятельности должен обладать экологическими знаниями, понимать сущность современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинной обусловленности, возложенных негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Уметь квалифицированно оценить характер, направленность и последствия влияния конкретной деятельности человека на природу, увязывая решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований, вырабатывать и осуществлять научно обоснованные решения экологических проблем.
Цель дисциплины «Экология» – формирование ценностных ориентаций мировоззренческого уровня, отражающих объективную целостность и ценность природы и базовых экологических знаний, необходимых для обеспечения профессиональной деятельности.
Задачи:
- изучение структуры и закономерностей функционирования экологических систем;
- изучение закономерностей действия экологических факторов на биологические, природные, природно-антропогенные объекты и биосферу;
- изучение механизмов саморегуляции существующих в экосистемах и антропогенных факторов их нарушающих;
- изучение механизмов обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования и реализации концепции устойчивого развития.
- научиться практически использовать теоретический материал в рамках в профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные экологические понятия,
- взаимоотношения организма и среды, экологии и здоровья человека;
- глобальные проблемы окружающей среды;
- экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы;
- основы экономики природопользования;
- основы экологического права и международного сотрудничества в области окружающей среды;
Уметь:
- применять знание законов экологии и экологического законодательства;
- выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;
Владеть:
- навыками принятия оптимальных решений, минимизирующих негативное воздействие результатов человеческой деятельности на окружающую среду.
Рабочая тетрадь является частью учебного комплекса и предназначена как для самостоятельной работы студентов, так и для работы во время аудиторных занятий. Она содержит различные задания, в том числе в виде таблиц, схем, графиков и рисунков, а также вопросы для контрольной работы по всему учебному курсу экологии. Задания даны в соответствии с тематическим планом лекционного курса по экологии.