Задание 1. В дэмэкологии существуют понятия «географическая популяция» и «экологическая популяция». Раскройте эти понятия, приведите примеры.
Географические популяции (по Н. П. Наумову) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические популяции (по Н. П. Наумову) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Популяции, как групповые объединения, обладают рядом специфических свойств, которые не присущи отдельно взятой особи. Групповые особенности – основные характеристики популяций. К ним относятся: 1) численность; 2) плотность; 3) рождаемость; 4) смертность; 5) прирост популяции; 6) темп роста. Дайте краткую характеристику этих показателей.
|
|
Численность (N) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плотность (k) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рождаемость (b) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смертность (d) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прирост ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп роста ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Популяции свойственна определенная организация. Распределение особей по территории, соотношения групп по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим особенностям отражают структуру популяции. Структура популяций имеет приспособительный характер. Раскройте сущность основных показателей структуры популяций.
Половая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возрастная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пространственная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этологическая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Задание 3. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу 6, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.
Таблица 6 – Факторы, влияющие на рождаемость и смертность в популяциях рыб
Процесс | Факторы (причины) его изменения |
Рождаемость (+) | |
Рождаемость (-) | |
Смертность(+) | |
Смертность (-) | |
Задание 4. Дайте характеристику основных типов пространственного распределения особей в популяциях растений и животных. Приведите примеры.
Равномерный тип распределения ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диффузный тип распределения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мозаичный (агрегированный) тип распределения ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________
Задание 5. Приведите примеры оседлых животных с одиночно-семейным образом жизни и раскройте биологическое значение участков обитания. Каким образом достигается «закрепление» участка?
Оседлые животные с одиночным образом жизни __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оседлые животные с семейным образом жизни __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способы закрепления участка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. При групповом образе жизни особи постоянно или периодически образуют скопления разной величины, как правило, включающие отдельные семьи. Усложнение поведенческих связей в популяциях приводит к формированию колоний, стай и стад.
В чем состоят основные биологические преимущества группового образа жизни?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Групповые объединения животных, такие как колонии, стаи и стада, представляют различные варианты реализации пространственно-этологической структуры популяций. У оседлых животных с групповым образом жизни элементарной единицей популяции может являться колония. Что такое колония? Назовите виды животных с колониальным образом жизни, расположив примеры в последовательный ряд, отражающий усложнение системы взаимоотношений между особями в колониях.
Колонии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры колониальных животных ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Задание 8. Жизнь животных в группе через нервную и гуморальную системы отражается на протекании многих физиологических процессов в их организме. У изолированных особей заметно меняется уровень метаболизма, быстрее тратятся резервные вещества, не проявляется целый ряд инстинктов и падает жизнеспособность. Известно явление, описанное как «эффект группы». Как проявляется эффект группы в популяциях животных? Существуют ли ситуации, когда эффект группы утрачивается?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Дайте характеристику основных типов популяционной динамики и приведите примеры животных с таким типом динамики численности.
Спокойный ход численности с небольшой амплитудой колебаний в разные годы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сезонный тип динамики численности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Многолетний тип динамики численности со вспышкой массового размножения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачтено, оценка ___________________ | Не зачтено ________________________ |
_________________________ (подпись) | _________________________ (подпись) |