Тема 5. Экология популяций

Задание 1. В дэмэкологии существуют понятия «географическая популяция» и «экологическая популяция». Раскройте эти понятия, приведите примеры.

Географические популяции (по Н. П. Наумову) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологические популяции (по Н. П. Наумову) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Популяции, как групповые объединения, обладают рядом специфических свойств, которые не присущи отдельно взятой особи. Групповые особенностиосновные характеристики популяций. К ним относятся: 1) численность; 2) плотность; 3) рождаемость; 4) смертность; 5) прирост популяции; 6) темп роста. Дайте краткую характеристику этих показателей.

Численность (N) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плотность (k) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рождаемость (b) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смертность (d) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прирост ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп роста ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Популяции свойственна определенная организация. Распределение особей по территории, соотношения групп по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим особенностям отражают структуру популяции. Структура популяций имеет приспособительный характер. Раскройте сущность основных показателей структуры популяций.

Половая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возрастная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пространственная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этологическая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу 6, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.

Таблица 6 – Факторы, влияющие на рождаемость и смертность в популяциях рыб

Процесс Факторы (причины) его изменения
Рождаемость (+)  
 
Рождаемость (-)  
 
Смертность(+)  
 
Смертность (-)  
 

Задание 4. Дайте характеристику основных типов пространственного распределения особей в популяциях растений и животных. Приведите примеры.

Равномерный тип распределения ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диффузный тип распределения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мозаичный (агрегированный) тип распределения ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________

Задание 5. Приведите примеры оседлых животных с одиночно-семейным образом жизни и раскройте биологическое значение участков обитания. Каким образом достигается «закрепление» участка?

Оседлые животные с одиночным образом жизни __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оседлые животные с семейным образом жизни __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способы закрепления участка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. При групповом образе жизни особи постоянно или периодически образуют скопления разной величины, как правило, включающие отдельные семьи. Усложнение поведенческих связей в популяциях приводит к формированию колоний, стай и стад.

В чем состоят основные биологические преимущества группового образа жизни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Групповые объединения животных, такие как колонии, стаи и стада, представляют различные варианты реализации пространственно-этологической структуры популяций. У оседлых животных с групповым образом жизни элементарной единицей популяции может являться колония. Что такое колония? Назовите виды животных с колониальным образом жизни, расположив примеры в последовательный ряд, отражающий усложнение системы взаимоотношений между особями в колониях.

Колонии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры колониальных животных ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Жизнь животных в группе через нервную и гуморальную системы отражается на протекании многих физиологических процессов в их организме. У изолированных особей заметно меняется уровень метаболизма, быстрее тратятся резервные вещества, не проявляется целый ряд инстинктов и падает жизнеспособность. Известно явление, описанное как «эффект группы». Как проявляется эффект группы в популяциях животных? Существуют ли ситуации, когда эффект группы утрачивается?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Дайте характеристику основных типов популяционной динамики и приведите примеры животных с таким типом динамики численности.

Спокойный ход численности с небольшой амплитудой колебаний в разные годы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сезонный тип динамики численности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Многолетний тип динамики численности со вспышкой массового размножения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: