Режим труда и отдыха поездных бригад

Рабочее время и время отдыха поездных бригад регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ, разд. IV, V) и на его основе — Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Для тех профессий, у которых по условиям работы (поездные бригады) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с таким расчетом, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать его по своему усмотрению.

На железнодорожном транспорте Российской Федерации действует нормативный документ «Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров».

График работы и отдыха объявляется работникам не позднее чем за три дня до начала его действия.

Время приема и сдачи вагонов поездными бригадами, а также время на подготовку в рейс включается в их рабочее время. Нормативы времени на эти операции устанавливаются администрацией предприятия. Количество сверхурочных работ для каждого работника не должно превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год (ст. 99 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполняемых каждым работником.

Рабочее время поездных бригад при общей продолжительности поездки в оба конца 3 сут и более может учитываться потурно. При этом турой считается время с момента явки на работу для поездки до момента явки на работу для следующей поездки после домашнего отдыха.

Общая продолжительность рабочего времени за смену не должна превышать установленной графиком сменности длительности, а время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 ч.

Окончанием работы считается момент оформления соответствующей технической документации после сдачи вагонов.

В случае несостоявшейся поездки окончанием работы считается время освобождения проводника вагона от работы администрацией.

Таким образом, для поездных бригад время начала и окончания работы определяется графиком работы.

Работа по совместительству у работников поездных бригад не может являться непосредственным продолжением основной работы. Эта работа может выполняться только в свободные от основной работы дни, включая дни еженедельного отдыха, либо в период предоставления отдыха после поездки. При этом допускается введение суммированного учета рабочего времени за месяц, квартал, тур и разрешается трудиться полную установленную рабочую смену. Общая продолжительность работы по совместительству в данном случае не должна превышать 4 ч в день и 16 ч в неделю (ст. 98 ТК РФ).

Отгулы за работу по совместительству, в том числе и в выходные дни, не предоставляются. Учет фактически проработанного времени для работающих по совместительству ведется отдельно по основной и совмещаемой работе.

Режим труда и отдыха работников поездных бригад пассажирских вагонов в рейсе регламентируется графиками работы и отдыха, разработанными на каждый поезд применительно к местным условиям на основе рекомендованных МПС России типовых графиков.

На основании рекомендованных МПС России примерных графиков работы в резервах проводников разрабатываются конкретные графики работы и отдыха поездной бригады в рейсе. При составлении конкретных графиков работы поездных бригад необходимо соблюдать следующие правила:

- продолжительность непрерывной работы проводников пассажирских вагонов в рейсе должна составлять не более 12 ч;

- отдых в рейсе должен быть не менее половины времени предшествующей работы;

- общее количество рабочих часов за сутки должно быть не более 16 ч;

- следует обеспечить нахождение проводника в ночное время следования поезда в каждом вагоне.

В исключительных случаях, когда поезд обслуживается меньшей, чем предусмотрено нормативами, численностью проводников (болезнь, неявка на работу и др.), рабочее время учитывается по вариантным графикам, оплата производится за фактически отработанное по этим графикам время.

В графиках работы и отдыха проводников за рейс должно предусматриваться время (с соответствующей оплатой) на обмывку вагонов (внутри и снаружи), на получение постельного белья, на экипировку вагонов углем при условии, что данные виды работ выполняются проводниками вагонов. Время опоздания поездов включается в рабочее время поездных бригад за рейс.

На практике встречаются ситуации, когда в вагоне остается один проводник, например при отцепке вагона от поезда по технической причине, что не предусмотрено действующими нормативами. Вопрос об учете рабочего времени проводника вагона в этой ситуации решается администрацией предприятия после возвращения проводника из рейса. В случае несогласия проводника с принятым администрацией решением он имеет право обжаловать решение в установленном законодательством порядке.

При обслуживании вагона двумя проводниками в рабочее время за поездку каждому проводнику включается половина времени с момента приема вагона и до конца его сдачи после поездки.

Кроме обслуживания вагона двумя проводниками широкое применение получили дифференцированные нормы обслуживания пассажирских вагонов проводниками в зависимости от категории поезда, времени нахождения поезда в пути следования, типа обслуживаемого вагона, количества мест в вагоне. Эти нормативы определяют порядок учета рабочего времени проводников вагонов, занятых обслуживанием пассажиров.

Нормативы обслуживания пассажирских вагонов проводниками установлены приказом МПС России «О совершенствовании организации труда бригад, занятых на обслуживании пассажирских поездов».

Конкретные нормативы времени на подготовку вагонов в рейс устанавливаются администрацией предприятия применительно к организации труда, технологическому процессу и объему выполняемых работ с учетом местных условий.

Порядок предоставления отдыха работникам поездных бригад определен ТК РФ и нормативными документами МПС России.

Работникам поездных бригад с суммированным учетом рабочего времени (кроме работающих но четырехсменному графику) еженедельные дни отдыха предоставляются только по месту постоянной работы в любой день недели равномерно в течение месяца добавлением 24 ч к расчетному отдыху, причитающемуся после очередной последней поездки в рабочей неделе.

Продолжительность еженедельного отдыха не может сокращаться до 42 ч, если по расчету она получилась больше. Число еженедельных дней отдыха должно быть равно числу воскресных дней по календарю в течение учетного периода.

При организации работы поездных бригад по безвызывной и вызывной системам работника извещают о предоставлении еженедельного отдыха накануне.

При потурном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после нее.

Предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде (как исключение) допускается для проводников пассажирских вагонов, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов за период не более чем за две недели, а при потурном учете — за все время тура, даже если тур продолжался более месяца.

Таким образом, предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде носит вынужденный, исключительный характер.

Работники поездных бригад могут привлекаться к работе в установленные для них дни еженедельного отдыха только в исключительных случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с их письменного согласия и с учетом мнения выборного профсоюзного органа предприятия, работниками которого они являются. Привлечение поездных бригад к работе в выходные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Общее время полагающегося отдыха в основном пункте для поездных бригад определяется умножением числа отработанных часов за поездку на коэффициент 2,6 за вычетом отдыха в пути следования и прибавлением приходящихся по календарю воскресных и праздничных дней за поездку, тур. Коэффициент 2,6 образуется делением недельной нормы часов отдыха в рабочие дни (104 ч) на недельную норму часов рабочего времени (40 ч): 104: 40 = 2,6. При этом еженедельные дни отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Отдых работнику должен предоставляться, как правило, после каждой поездки полностью. В отдельных случаях допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов полагающегося отдыха в основном пункте после обслуживания состава в течение двух —пяти рейсов (общей продолжительностью не более 15 сут), которые рассматривают в данном случае как одну поездку.

Перечень поездов, обслуживаемых одной бригадой в течение нескольких рейсов, устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, к которому приписана данная бригада, и при обязательном согласии коллектива поездной бригады.

В исключительных случаях, когда отдых после данной поездки не был предоставлен полностью, неиспользованные часы отдыха за данную поездку могут быть присоединены к причитающемуся количеству часов отдыха за следующие одну-две поездки. Положенный отдых может быть уменьшен, но не более чем на 25 % полагающегося по норме. Сверхурочные часы при этом не учитываются.

Если в течение одной-двух последующих поездок неиспользованная часть отдыха за предыдущую поездку не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов учитывается и оплачивается как сверхурочная работа. Часы работы в праздничные и непредоставленные выходные дни оплачиваются в двойном размере и дополнительной оплате, как часы сверхурочной работы, не подлежат.

Если продолжительность отдыха поездной бригады превысила установленную нормальную продолжительность, то допускается соответствующее уменьшение времени отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде. При этом продолжительность отдыха не может быть снижена более чем на 25 % нормальной продолжительности.

Таким образом, еженедельные дни отдыха за время поездки прибавляются к расчетному отдыху. Из этого следует, что все последние дни отдыха — это выходные дни, и в случае сокращения отдыха проводник будет привлечен к работе несколько выходных дней подряд, что недопустимо, так как работа в день еженедельного отдыха разрешается только в исключительных случаях. С учетом этого необходимо соблюдать требование о предоставлении еженедельных дней отдыха за время поездки в суммированном виде сразу после поездки. При этом, если отдых после поездки будет сокращен, например на 12 дней, в которые вошли два воскресных дня, то такие дни по окончании поездок необходимо компенсировать предоставлением отгула или повышенной оплатой. По общему правилу поездкой для проводников пассажирского поезда является следование до пункта назначения и обратно, после чего предоставляется отдых в основном пункте. Поскольку значительная часть проводников проживает на большом удалении от места работы, в целях увеличения непрерывной продолжительности их отдыха разрешается обслуживание составов в течение двух— пяти рейсов общей длительностью не более 15 сут. Работа в данном случае рассматривается как одна поездка. Такой режим труда может вводиться только с согласия проводников, он должен быть поддержан на собрании коллектива, согласован с профкомом и включен в Правила внутреннего распорядка предприятия. Согласие коллектива, а не отдельной поездной бригады необходимо, так как трудовой договор заключается с работниками по профессии, а не для обслуживания конкретного поезда.

Для обеспечения необходимой гибкости в регулировании режима труда и отдыха поездных бригад МПС России разрешено в исключительных случаях уменьшать продолжительность отдыха в основном пункте, но не более чем на 25 %. В случае сокращения времени отдыха в основном пункте более чем на 25 % за неиспользованные часы отдыха эквивалентное количество рабочих часов необходимо сразу же, а не через один-два тур учесть и оплатить как сверхурочные работы. В этом принципиальное отличие потурного учета от суммарно-помесячного или поквартального, при которых сверхурочные часы работы появляются только в случае переработки нормы часов за учетный период независимо от продолжительности отдыха между конкретными поездками.

Если продолжительность отдыха поездной бригады в основном пункте превысила установленную нормами продолжительность, то отдых после следующих поездок также не может быть снижен более чем на 25 % расчетного.

Кроме отдыха в основном пункте поездным бригадам предоставляется отдых в поездке. Продолжительность отдыха в пути следования должна соответствовать трафику работы и отдыха, принятому для данного поезда, и составлять не менее 50 % времени предшествующей работы.

При обслуживании вагона двумя проводниками время работы и отдыха в поездке делится между ними поровну, и проблем с продолжительностью отдыха не возникает. В случае, когда поездная бригада является перед поездкой не в полном составе, начальник поезда должен использовать вариативный график, обеспечивающий соблюдение установленных нормативов рабочего времени и времени отдыха для проводника пассажирского вагона.

В период массовых пассажирских перевозок (июнь—сентябрь) может устанавливаться особый режим работы, при котором отдых работникам поездных бригад пассажирских поездов по месту постоянной работы предоставляется в сокращенном размере, но не менее 50 % времени отдыха, полагающегося по норме. Указанный сокращенный отдых не может быть менее двух суток.

Перечень направлений движения пассажирских поездов и прицепных вагонов, на которых будет применяться особый режим рабочего времени и времени отдыха поездных бригад, устанавливается начальником железной дороги по согласованию с Дор-профсожем. Право на применение особого режима предоставляется администрации депо, вагонного участка, резерва проводников, дирекции обслуживания пассажиров с согласия коллективов поездных бригад.

Неиспользованное время отдыха, полагающееся по норме, должно быть компенсировано предоставлением дней отдыха по окончании массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего года или присоединено к ежегодному очередному отпуску в те же сроки с оплатой этого времени из расчета установленного месячного оклада или без оплаты, если расчет проводникам пассажирских вагонов производится по законченным рейсам.

Студентам, работающим проводниками пассажирских вагонов, при наличии срочного трудового договора, а также постоянным штатным работникам неиспользованный отдых при увольнении подлежит оплате из расчета установленного месячного оклада.

Таким образом, особый режим работы в связи с ростом объема пассажирских перевозок может вводиться только на период июнь-сентябрь. Увеличение объема перевозок в другие периоды (предпраздничные и праздничные дни, зимние каникулы учащихся) не является основанием для применения особого режима пассажирских перевозок. Установленный начальником железной дороги по согласованию с Дорпрофсожем перечень направлений движения пассажирских поездов и прицепных вагонов, на которых применяется особый режим рабочего времени и времени отдыха поездных бригад, носит не обязательный, а разрешающий характер. Конкретное решение на каждом предприятии, которому предоставлено такое право, применяется работодателем при согласии коллективов поездных бригад.

На каждом предприятии, применяющем особый режим, необходимо составить не только график работы и отдыха на период июнь—сентябрь, но и график предоставления дополнительных дней отдыха (отгулов). Если до 1 мая следующего года отгулы будут предоставлены не полностью, то соответствующее количество часов оплачивается в повышенном размере как сверхурочная работа. Оплата не предоставленных отгулов в одинарном размере, в том числе и по заявлениям работников поездных бригад (кроме случаев увольнения), является незаконной.

Если отдых был сокращен более чем на 50 % (например, при расчетном отдыхе 10 дней предоставлено три дня), то за неиспользованные два дня отдыха необходимо учесть и оплатить сверхурочные часы работы. Перенос этих неиспльзованных дней отдыха на осенне-зимний период не допускается.

При увольнении работников поездной бригады, в том числе и студентов, работавших проводниками пассажирских вагонов в летний период по срочному трудовому договору, дни недоиспользованного отдыха (как полагающиеся после поездки, так и перенесенные на осенне-зимний период) оплачиваются исходя из установленного оклада и работник считается уволенным с момента окончания отгула. В то же время по просьбе работника он может быть уволен и ранее истечения срока отгула с выплатой причитающейся ему зарплаты и компенсации за неиспользованные дни отгула.

Наиболее характерными ошибками администрации предприятий при составлении отчетности о режиме труда и отдыха поездных бригад являются следующие:

- вместо непредоставленных подсчитывается общее количество предоставленных выходных дней. Таким образом, лишние дни отдыха, предоставленные одним работникам, перекрываются непредоставленными выходными днями другим работникам. Это искажает фактическое положение организации режима труда и отдыха работников поездных бригад и наносит ущерб отчетности;

- разрабатывается типовая схема предоставления выходных дней исходя из четырех еженедельных дней отдыха за месяц, а по ней рассчитывается количество полагающихся работнику выходных дней с учетом того, что в каждом году ряд месяцев имеет по пять воскресных дней;

- любой отдых длительностью свыше 42 ч часто учитывается как предоставление еженедельного дня отдыха, что противоречит нормам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: