Реферат
По предмету
Социология
На тему: «Социальная структура общества мира»
Выполнил студент группы П41
Савич В.Ю.
Преподаватель
Гелевер В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2.ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА………………………………………………………………………4
3.ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………..8
4.СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………..…10
5.ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………13
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….15
Введение
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной
системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды,
занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные
|
|
функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в
группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная
структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы
и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по
многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою
очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
Понятие социальной структуры общества
Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих
основных смыслах.
В широком смысле социальная структура – это строение общества в
целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе
социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей
и отношения между ними.
В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего
применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная
структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
друг с другом классов, социальных слоев и групп.
В социологии существует большое множество концепций социальной структуры
общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В
марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре
общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению,
представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов,
|
|
общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются
классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале
XIXв. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо,
О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако
наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф.
Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали,
что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и
формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов
происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской
верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в
рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую
кабалу.
Этот экономический подход к классам зафиксирован в знаменитом определении
классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое
стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет.
«Классами называются большие группы людей,
различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного
производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в
законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда,
а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного
богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых
одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном
укладе общественного хозяйства». Таким образом, по Ленину, главный признак
класса – отношение к средствам производства (владение или не владение)
определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и
управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их
благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой
общественного развития.
Марксизм делит классы на основные и неосновные.
Основными классами являются такие, чье существование
непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической
формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и
рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.
Неосновные – это остатки прежних классов в новой
общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на
смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо
основных и неосновных классов структурным элементом общества являются
общественные слои (или прослойки).
Социальные слои – это промежуточные или переходные группы, не
имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и,
следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут
быть внутриклассовыми (часть класса)
межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю,. Мелкую,
городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию,
промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим
примером межклассовых слоев является «третье сословье», в период вызревания
первых буржуазных революций в Египте – городское мещанство, ремесленничество. В
современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы
современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция
подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом,
социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование
понятия социального строя по мысли марксистских социологов, позволяет
|
|
конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и
динамизм.
Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания
догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское
определение классов, основанное не сугубо экономическом подходе, часть
марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование.
Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включить
в себя политические, духовные и иные связи отношения. При более широком подходе
в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится
понятию «социальные интересы».
Интересы – это реальные жизненные стремления индивидов, групп и
иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих
действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной
системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение
актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей.
Осознание интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обществе
процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положением
сопоставлением других социальных групп. Для понимания классов существенное
значение имеет термин «коренные социальные интересы»
, который отражает наличие у крупных социальных интересов, которые
определяют его существование и общественное положение. На основе всего
вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы –
это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах
жизнедеятельности общества, которые формируются на основе коренных социальных
интересов. Классы имеют общие социально-психологические
характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.
Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений.
Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов
|
|
программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам этого
или иного класса, вырабатывают его идеологии.
Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные
общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.