Технология социального надзора и выработки, профилактических мер социальными службами

Социальный надзор и его функции. Понятие “социальный надзор” в рамках социальной работы трактуется неоднозначно. Это связано с тем, что подходы разных авторов имеют различные научные основания (т.е. интерпретируют его с позиций той или иной конкретной области научного знания и практического действия). Например, в отечественной философской, социологической и юридической литературе под социальным контролем одними авторами понимается “совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т.п.), посредством которых обеспечивается следование определенным “образцам” деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании системы”. Другими – как механизм, с помощью которого обеспечивается соблюдение определенных ограничений, условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию тех или иных социальных систем. Основное различие этих и остальных понятий заключается в том, что их авторы подразумевают под “образцами” деятельности, “ограничителями” или “условиями”, уточнение которых в каждом случае сопряжено с реальным видом социальной деятельности. Такими “образцами”, ограничителями или условиями могут быть различные социальные нормы (право, мораль, обычаи, традиции), решения и установки соответствующих государственных и хозяйственных органов, иных управленческих структур. И уже в зависимости от той или иной плоскости сущностных характеристик акцентируется внимание на какой-то определенной содержательной и функциональной особенности социального надзора.

Поэтому приемлемым можно признать следующее определение социального надзора: это всеобщая форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций. Такое определение очень четко характеризует одну из специфических особенностей социального надзора: субъектами социального надзора в конкретно обозначенной сфере могут быть и являются те государственные и общественные структуры, которые наделены соответствующими правами и полномочиями, осуществление надзора (контроля) которыми есть исполнение ими своих прямых обязанностей. Также каждый человек как социально активная личность, может являться субъектом социального контроля.

Указанная специфика понятия “социальный надзор” позволяет выделить два вида социального надзора: официальный (формальный) и неофициальный (неформальный).

Официальный надзор – это надзор, осуществляемый специальными органами или другими формальными структурами, в функциональные обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. К такому виду профилактики можно отнести, например, государственные и ведомственные контрольные структуры (государственная налоговая инспекция, контрольно-ревизионные управления, местные органы власти, руководящие органы хозяйственных и общественных организаций и объединений), законодательные и исполнительные органы государственной власти, суды и другие правоохранительные органы, и т.п.

Официально существует несколько конкретных видов формального надзора. Один из этих видов – это конституционный надзор. Он реализуется в деятельности верховных органов государственной власти или специально созданными в настоящее время судебными инстанциями в лице Конституционного Суда Российской федерации. В качестве предмета его внимания выступает нормотворческая деятельность законодательных органов страны, которая не должна вступать в противоречия с действующей Конституцией. Это означает, что Конституционный Суд надзирает за тем, чтобы разрабатываемые ими законы (или указы Президента) и другие нормативно-правовые акты соответствовали Основному Закону – Конституции. Без подобной функции специальных органов государства осуществление социальной защищенности населения, недопущение игнорирования или ущемления социальных прав, гарантированных ему Конституцией, невозможно.

Прокурорский надзор – вид официального надзора, принятый к исполнению органами прокуратуры и предполагающий контроль за точным осуществлением всеми государственными, хозяйственными органами и общественными организациями, а также должностными лицами и гражданами законов. Для этого прокуратура наделяется специальными функциями, соответствующими правами и полномочиями, установленными законом о прокуратуре. Прокуратура может требовать от должностных лиц и граждан представления необходимых документов и иных материалов, касающихся существа дела, а также вносить, в случае обнаружения нарушений законов, в государственные и общественные организации представления об их устранении.

Административный надзор – особая форма контроля, направленная на предотвращение и пресечение органами внутренних дел возможных правонарушений лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы, но не ставшими твердо на путь перевоспитания и исправления. Необходимость использования такой формы социального надзора связана с тем, что с ее помощью можно посредством различных мер воспитательного, предупредительного, а в случае необходимости и принудительного характера не допустить совершения этими лицами преступлений или иных противоправных действий.

Посткриминальный контроль – такая форма официального контроля, которая предполагает наблюдение за лицами, совершившими уголовное преступление и отбывшими наказание в местах лишения свободы (административный надзор) или осужденными за совершенное преступление к другим видам наказания, не связанными с лишением свободы, в том числе условно осужденными, с обязательным привлечением к труду. Посткриминальный контроль ведется органами внутренних дел, администрацией государственных предприятий и учреждений, наблюдательными комиссиями местных органов власти, добровольными формированиями по охране общественного порядка в форме государственного, государственно-общественного и общественного контроля.

Неофициальный (неформальный) надзор (но в данном случае правильнее использовать понятие “неформальный контроль”) – это взаимный контроль участников какого-либо процесса объединения за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. К данному виду контроля относятся: самоконтроль личности, различные формы реакции общественного мнения (одобрение, поддержка или порицание, осуждение) на поведение людей в той или иной конкретной ситуации с позиций общепринятых норм морали и нравственности. А эффективность неофициального контроля зависит от состояния культурного и морально-нравственного воспитания людей, развитости чувства гражданской сопричастности к происходящим событиям и личной ответственности перед обществом за их направление и развитие.

Несмотря на некоторую специфичность различных видов социального надзора (как официального, так и неофициального), в обобщенном виде все они имеют практически одни и те же объекты надзора, или контроля. Наиболее основным из них является обеспечение и защита прав человека как основного социального требования и условия материального и духовного развития личности. Поэтому в своей деятельности государственные структуры, все хозяйственные предприятия и объединения (не важно какой они формы собственности), различные учреждения и общественные организации должны считаться с этим основным и исходным требованием современности.

Под объектом социального надзора также понимается выполнение нормативных актов общегосударственного и местного уровня, принятых соответствующими органами по социальной защите населения. Например, Закон Российской Федерации “О повышении государственных пенсий в Российской Федерации” и другие подобного рода законы и распоряжения. Контроль за их реализацией обязателен, так как предусмотренные ими меры социальной защиты затрагивают, в данном случае, самые насущные потребности наиболее социально уязвимых категорий граждан России, населения тех или иных ее территорий. Выполнение конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (а такими учреждениями могут быть: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения) – это также функция социального надзора.

Важная роль социального надзора проявляется при его осуществлении в сфере морали и нравственных устоев жизни общества. Подобные проблемы больше всего выявляются при наблюдении за состоянием и жизнедеятельностью семей, лиц группы социального риска и девиантного поведения (алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.). Здесь постоянно требуется сочетание усилий официального и неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков и стать социально полезными гражданами. При работе в такой сфере никогда не стоит забывать, что объектом основного внимания остается и будет оставаться соблюдение всеми гражданами общепринятых морально-нравственных норм, обычаев и традиций, поскольку нравственное состояние общества очень сильно влияет на формирование культуры поведения и образа жизни каждой отдельно взятой личности, добровольное соблюдение ею сложившихся правил общения.

Социальный надзор при своей реализации преследует реализацию многих функций. Но можно выделить основную. Таковой является функция социального управления. Социальный надзор предполагает контроль в качестве обязательного направления и организующего элемента управленческого процесса при работе любой социальной системы – от общества в целом до человеческого индивида. Сущность социального управления, как функции социального надзора, состоит в том, что субъект управления (органы государственной власти и управления, хозяйственные руководящие органы общественных организаций и объединений и др.) контролирует с помощью и посредством специального механизма учет и проверку того, как на деле управляемая ими система или социальный объект реализует его управленческие решения или общепринятые нормы и правила поведения. Также обеспечивается своевременное блокирование возможных отклонений в деятельности объекта управления от заданных параметров (отступление от установленных количественных и качественных показателей работы, несоблюдение сроков исполнения заданных условий, нарушение правовых и морально-нравственных норм и т.д.). А система приводится посредством дополнительных мер правового, организационного и воспитательного характера в желаемый режим функционирования или поведения.

Другая функция социального надзора – информационная функция. Ее сущность состоит в том, что в ходе осуществления социального надзора по каналам обратной связи идет выявление и передача субъекту управления сведений о происходящих в управляемой им системе или социальном объекте процессах и изменениях, на основании которых разрабатываются дополнительные или новые мероприятия, конкретные управленческие решения. В качестве примера можно привести многочисленные информационные материалы, полученные в процессе надзора за ходом и порядком приватизации квартир в крупных городах России, в результате чего были внесены изменения в Закон “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”. Поэтому в законодательстве утверждено право на бесплатную приватизацию жилого фонда, предоставив местным Советам возможность самим устанавливать размеры оплаты за оформление приватизационных документов.

Еще можно выделить следующие функции социального надзора: коррекционная функция, функция социальной превенции (профилактическая работа по предупреждению отклонений от заданных условий и норм деятельности или поведения социального объекта) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: