1. Внутренняя среда предприятия – совокупность условий, факторов и элементов организационной системы предприятия, обладающих определенным потенциалом, значимым для реализации его целей.
Потенциал – (лат.) – возможности, которыми обладает субъект или объект, человек, вещь, система.
Потенциал предприятия представляет собой способность организации применять объединенные, консолидированные ресурсы для достижения желаемой конечной цели.
Потенциалвнутренней среды предприятия – способность предприятия консолидировать ресурсы и использовать их для достижения поставленной цели.
В общем случае выделяются кадровый, производственный, финансовый, технологический и др виды потенциала предприятия.
Управление внутренней средой предприятия – комплекс мероприятий (организационно-административного, финансово-экономического, стратеги-ческого, планово-контрольного и иного характера и содержания), направленных на формирование и развитие потенциала конкурентоспособного, стабильно и устойчиво развивающегося предприятия.
Управление внутренней средой предприятия осуществляется с учетом ее характеристик, характеристик, входящих в нее элементов.
2. Элементы внутренней среды предприятия:
· Миссия, цели, целевые приоритеты функционирования и развития предприятия
· Ресурсы
· Функции
· Процессы и операции
· Коммуникации
· Организационная структура
· Информация
· Технико-технологическое и научно-методическое обеспечение
· Персонал
· Система управления
· Организационная культура
3. Характеристики внутренней среды предприятия:
1. Видовые характеристики (масштабность, принадлежность к отраслевой и профессиональной общности, участник публичного или частного права, выполняемы социальные функции и т.д.)
2. Сложность
3. Разделение труда
4. Иерархичность
5. Диапазон контроля
6. Формализованность
7. Стандартизация
8. Централизация
9. Специализация труда
10. Кооперация труда и др.