1.Внешняя среда организации – совокупность политических, социокультурных, природно-климатических, правовых, научно-технических, коммуникационных, экономических и иных условий и факторов, которые потенциально могут оказать или оказывают фактически положительное или отрицательное, прямое или косвенное воздействие на производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Сущность внешней среды проявляется в том влиянии, которое она оказывает на устойчивость развития предприятия. Влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Как прямым, так и косвенным. Значение внешней среды заключается в том, что она дает возможность развиваться, но и может сыграть роль разрушителя предприятия.
2.К элементам внешней среды организации можно отнести следующие элементы:
· собственники,
· потребители,
· поставщики,
· конкуренты,
· административный ресурс,
· политический строй;
· государство и другие социальные институты,
· общество,
· технологии и уровень технологического развития,
· природно-климатические факторы и факторы экологии;
· демографические факторы;
· факторы глобализации и транснационализации;
· культуральные факторы
· др.
Так как внешняя среда современных предприятий представляет собой сложное образование, (например, включает в себя целые межстрановые региональные образования, а в условиях информационной, социальной и экономической глобализации границы экономической деятельности расширяются до уровня мировой социально-экономической и политической системы), то, на наш взгляд, к структурированию внешней среды по уровням должен представлять собой следующее:
· непосредственное окружение;
· деловая среда;
· макроокружение;
· гиперсреда.
Многообразие проявления внешней среды и отдельных ее элементов обуславливают более детальный анализ ее характеристк.
3. К характеристикам внешней среды организации относятся:
· сложность (гетерогенность, вариативность);
· изменчивость (динамизм, предсказуемость изменений);
· неопределенность;
· взаимосвязанность;
· вязкость;
· сила давления.
4. Управление взаимодействием предприятий с внешней средой – комплекс мероприятий, включающих в себя идентификацию внешней среды и входящих в нее элементов, определение рискогенности внешней среды и отдельных элементов, выявление стратегических возможностей и потенциала предприятия, разработку, выбор и реализацию оптимальной стратегии и тактики поведения предприятия во внешней среде по отношению к ее различным элементам. Алгоритм управления взаимодействием предприятия с внешней средой представлен в таблице 3.
Таблица 3.