Тема 7. Внешняя среда предприятия

1.Внешняя среда организации – совокупность политических, социокультурных, природно-климатических, правовых, научно-технических, коммуникационных, экономических и иных условий и факторов, которые потенциально могут оказать или оказывают фактически положительное или отрицательное, прямое или косвенное воздействие на производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Сущность внешней среды проявляется в том влиянии, которое она оказывает на устойчивость развития предприятия. Влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Как прямым, так и косвенным. Значение внешней среды заключается в том, что она дает возможность развиваться, но и может сыграть роль разрушителя предприятия.

2.К элементам внешней среды организации можно отнести следующие элементы:

· собственники,

· потребители,

· поставщики,

· конкуренты,

· административный ресурс,

· политический строй;

· государство и другие социальные институты,

· общество,

· технологии и уровень технологического развития,

· природно-климатические факторы и факторы экологии;

· демографические факторы;

· факторы глобализации и транснационализации;

· культуральные факторы

· др.

Так как внешняя среда современных предприятий представляет собой сложное образование, (например, включает в себя целые межстрановые региональные образования, а в условиях информационной, социальной и экономической глобализации границы экономической деятельности расширяются до уровня мировой социально-экономической и политической системы), то, на наш взгляд, к структурированию внешней среды по уровням должен представлять собой следующее:

· непосредственное окружение;

· деловая среда;

· макроокружение;

· гиперсреда.

Многообразие проявления внешней среды и отдельных ее элементов обуславливают более детальный анализ ее характеристк.

3. К характеристикам внешней среды организации относятся:

· сложность (гетерогенность, вариативность);

· изменчивость (динамизм, предсказуемость изменений);

· неопределенность;

· взаимосвязанность;

· вязкость;

· сила давления.

4. Управление взаимодействием предприятий с внешней средой – комплекс мероприятий, включающих в себя идентификацию внешней среды и входящих в нее элементов, определение рискогенности внешней среды и отдельных элементов, выявление стратегических возможностей и потенциала предприятия, разработку, выбор и реализацию оптимальной стратегии и тактики поведения предприятия во внешней среде по отношению к ее различным элементам. Алгоритм управления взаимодействием предприятия с внешней средой представлен в таблице 3.

Таблица 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: