Этап 1. Следует уяснить, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру, к другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
М.Рокич различает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Стимульный материал:
· активная деятельность (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
· здоровье (физическое и психическое);
· интересная работа;
· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
· любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
· наличие хороших и верных друзей;
· общественное признание (уважение окружающих);
· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры; интеллектуальное развитие);
· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
· развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
· счастливая семейная жизнь;
· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
· творчество (возможность творческой деятельности);
· уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Этап 2. Предлагается студентам работать с вопросами последовательно, вдумчиво. Каждой ценности из списка следует присвоить определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое они придают данной ценности в жизни по сравнению с другими. Ранжируя ценности по каждому из списков, они должны задавать себе вопрос: «В какой степени для меня важна и значима эта ценность, в какой степени я хочу реализовать ее в своей жизни?»
Этап 3. После окончания работы студенты с помощью преподавателя анализируют результаты ранжирования по каждому списку в отдельности. Определяются главные для студента ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, причем их следует сопоставить с теми усилиями, которые делает человек для их осуществления в настоящем и будущем.
Контрольные вопросы к теме №3
(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)
1. Общественное, коллективное и индивидуальное в личности.
2. Сущность и структура личности.
3. Социальный статус личности и его формирование.
4. Сущность процесса социализации
5. Основные факторы социализации
6. Социальные роли, их типология. Понятия «ролевой набор, «ролевой конфликт».
7. Самореализация личности и смысл жизни.
8. Социокультурные жизненные стили, их особенности в современном обществе.
Литература
Основная:
1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.
2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
3. История социологии. Мн., 1998.
4. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.
5. Кравченко А.И. Социология: Комплект учебно-методических пособий. М., 1997.
6. Смелзер Н. Социология. М., 1984.
7. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
8. Социология /Под ред. А.Н.Елсукова. Мн., 2000.
9. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.
10. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.
11. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.
Дополнительная:
1. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1995, 1999.
3. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология.1999. № 1.
С. 35-57.
4. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.
5. Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
7. Социологический словарь. Мн., 1991.
8. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.