1. Понятие и виды социальной коммуникации.
2. Массовая коммуникация как явление и процесс.
3. Общественное мнение: понятие, свойства, функции. Субъект и объект общественного мнения.
4. Институты формирования общественного мнения.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте основные виды коммуникации.
2. Назовите функции массовой коммуникации.
3. Сформулируйте основные представления о массовой коммуникации в теориях постмодерна (М. Маклюен, Г. Дебор, Ж. Бодрийяр (концепция символического обмена, симулякры и гиперреальность, медиареальность и медиасобытия, рекламный медиум)).
4. Укажите функции масс медиа.
5. Каковы свойства и функции общественного мнения в современном обществе?
Темы рефератов и докладов
1. Контент-анализ как метод изучения СМИ.
2. Понятие манипуляции и современные тенденции манипулятивного воздействия.
3. Массовые праздники как элемент массовой коммуникации.
4. Центры изучения общественного мнения в России.
5. Дискурс-анализ как метод исследования коммуникации.
6. Информационные войны и информационная безопасность.
Практические задания
1. Проведите исследование каких-либо СМИ по актуальной социальной проблеме, явлению с использованием метода контент-анализа.
2. Обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов называется:
а) сообщение;
б) коммуникация;
в) интеракция;
г) взаимодействие.
3. Кто первым ввел в научный обиход термин public opinion (общественное мнение)?
а) Дж. Гэллап;
б) Т. Гоббс;
в) Д. Солсбери;
г) Платон.
4. Какой метод изучения общественного мнения при массовых опросах является наиболее распространенным сегодня?
а) почтовый опрос;
б) телефонный опрос;
в) глубинное интервью;
г) фокус-группа.
Библиографический список
1. Гавра, Д. М. Основы теории коммуникации [Текст]/ Д. М. Гавра. –
Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 284 с.
2. Голуб, О. Ю. Теория коммуникации [Текст]: учебник для студентов
вузов/ О. Ю. Голуб. – Москва: Дашков и Ко, 2012. – 386 с.
3. Гостенина, В. И. Социология массовой коммуникации [Текст]/
В. И. Гостенина. – Москва: Альфа-М, 2013. – 336 с.
4. Кузнецов, М. М. Опыт коммуникации в информационную эпоху: исследовательские стратегии Т. В. Адорно и М. Маклюэна [Текст]/
М. М. Кузнецов. – Москва: ИФ РАН, 2011. – 141 с.
5. Докторов, Б. З. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и Россия [Текст]/ Б. З. Докторов. – Екатеринбург: УрФу, 2013. – 2012.
6. Романов, А. А. Массовая коммуникация [Текст]/ А. А. Романов. –
Москва: Инфра-М, 2012. – 236 с.