Тема 9. Информационные процессы и общественное мнение

1. Понятие и виды социальной коммуникации.

2. Массовая коммуникация как явление и процесс.

3. Общественное мнение: понятие, свойства, функции. Субъект и объект общественного мнения.

4. Институты формирования общественного мнения.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте основные виды коммуникации.

2. Назовите функции массовой коммуникации.

3. Сформулируйте основные представления о массовой коммуникации в теориях постмодерна (М. Маклюен, Г. Дебор, Ж. Бодрийяр (концепция символического обмена, симулякры и гиперреальность, медиареальность и медиасобытия, рекламный медиум)).

4. Укажите функции масс медиа.

5. Каковы свойства и функции общественного мнения в современном обществе?

Темы рефератов и докладов

1. Контент-анализ как метод изучения СМИ.

2. Понятие манипуляции и современные тенденции манипулятивного воздействия.

3. Массовые праздники как элемент массовой коммуникации.

4. Центры изучения общественного мнения в России.

5. Дискурс-анализ как метод исследования коммуникации.

6. Информационные войны и информационная безопасность.

Практические задания

1. Проведите исследование каких-либо СМИ по актуальной социальной проблеме, явлению с использованием метода контент-анализа.

2. Обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов называется:


а) сообщение;

б) коммуникация;

в) интеракция;

г) взаимодействие.


3. Кто первым ввел в научный обиход термин public opinion (общественное мнение)?


а) Дж. Гэллап;

б) Т. Гоббс;

в) Д. Солсбери;

г) Платон.


4. Какой метод изучения общественного мнения при массовых опросах является наиболее распространенным сегодня?


а) почтовый опрос;

б) телефонный опрос;

в) глубинное интервью;

г) фокус-группа.


Библиографический список

1. Гавра, Д. М. Основы теории коммуникации [Текст]/ Д. М. Гавра. –

Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 284 с.

2. Голуб, О. Ю. Теория коммуникации [Текст]: учебник для студентов

вузов/ О. Ю. Голуб. – Москва: Дашков и Ко, 2012. – 386 с.

3. Гостенина, В. И. Социология массовой коммуникации [Текст]/

В. И. Гостенина. – Москва: Альфа-М, 2013. – 336 с.

4. Кузнецов, М. М. Опыт коммуникации в информационную эпоху: исследовательские стратегии Т. В. Адорно и М. Маклюэна [Текст]/

М. М. Кузнецов. – Москва: ИФ РАН, 2011. – 141 с.

5. Докторов, Б. З. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и Россия [Текст]/ Б. З. Докторов. – Екатеринбург: УрФу, 2013. – 2012.

6. Романов, А. А. Массовая коммуникация [Текст]/ А. А. Романов. –

Москва: Инфра-М, 2012. – 236 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: