1. Социологическое понятие личности: структура и основные элементы.
2. Основные социологические теории личности.
3. Социализация личности и ее формы.
4. Статусно-ролевая концепция личности.
5. Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения.
Вопросы для обсуждения
1. В чем различие понятий «человек», «индивид» и «личность»?
2. Какова структура личности?
3. Назовите и раскройте основные социологические теории личности.
4. Что такое социальный тип личности? Какие типы вам известны, и по какому критерию они определяются?
5. Охарактеризуйте статусно-ролевую концепцию личности.
6. Что такое социализация личности, и каковы ее условия? Кто является агентами социализации?
7. Что означает понятие девиация? Что лежит в основе девиантного поведения?
8. Раскройте сущность теорий, объясняющих отклоняющееся поведение.
Темы рефератов и докладов
1. Профессиональная социализация молодёжи в информационном обществе.
2. Молодёжная политика как фактор социализации современной российской молодёжи.
|
|
3. Роль молодёжных субкультур в процессе социализации молодого поколения.
4. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины.
5. Виды девиантного поведения, характерные для современной российской ситуации.
6. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России.
7. Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодёжи.
8. Религиозная идентичность молодёжи в современной России.
Практические задания
1. Какое из приведенных положений соответствует теории зеркального «Я»?
а) «Я» – это мои представления о себе;
б) «Я» – это совокупность представлений о других;
в) «Я» – это совокупность представлений о собственном образе в глазах других;
г. «Я» – это зеркало для других.
2. Определите, каким понятием характеризуется динамический характер статуса:
а) девиация;
б) социальное поведение;
в) роль;
г) малая группа.
3. Кто из ученых разработал социальную схему формирования умственных операций в детстве и юности?
а) Э. Эриксон;
б) З. Фрейд;
в) Э. Шпрангер;
г) Ж. Пиаже.
4. Термины «я-сам» и «я-меня» предложил
а) Дж. Мид;
б) З. Фрейд;
в) Ч. Кули;
г) Ж. Пиаже.
5. Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли:
а) преподаватель и студент;
б) профессор и сосед;
в) врач и пациент.
6. Что является признаками предписанного статуса?
а) национальность;
б) социальное происхождение;
в) образование;
г) квалификация.
|
|
7. Соотнесите между собой признаки и представителей теорий социализации.
а) развитие личности – нравственное совершенствование индивида;
б) на каждой стадии развития человек преодолевает определенный кризис;
в) развитие личности осуществляется через познание чего-то нового;
г) личность формируется через отражение в сознании человека мыслей и чувств других людей о нем;
д) личность формируется через игру.
1) Дж. Мид;
2) З. Фрейд;
3) Э. Эриксон;
4) Ж. Пиаже;
5) Л. Колберг;
6) Ч. Кули.
8. Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции, называется:
а) социальный контроль;
б) социальный порядок;
в) социальная справедливость;
г) социализация;
д) конформизм.
9. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.
Понятие | Определение понятия |
1) Социальный статус | а) Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени |
2) Роль | б) Социальное положение человека в обществе |
3) Главный статус | в) Совокупность всех статусов данного человека |
4) Достигаемый статус | г) Динамическая характеристика статуса |
5) Личный статус | д) Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам |
6) Статусный набор | е) Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению |
7) Приписываемый статус | ж) Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие |
10. Понятие «аномия» было введено в социологию:
а) Р. Мертоном;
б) Р. Парком;
в) Э. Дюркгеймом;
г) Г. Беккером.
11. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:
понятие | Определение понятия |
1) Девиантное поведение | а) Рассогласование между целями, предлагаемыми данной культурой, с одной стороны, и социально одобряемыми способами достижения этих целей, с другой |
2) Делинквентное поведение | б) Поведение, отклоняющееся от нормы |
3) Аномия | в) Определение человека как девианта |
4) Стигматизация | г) Поведение, связанное с нарушением норм и правил |
Библиографический список
1. Борцов, Ю. С. Социология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ Ю. С. Борцов. – Москва: Инфра-М, 2012. – 350 с.
2. Волков, Ю. Г. Социология [Текст]: учебник для студентов технических высших учебных заведений/ Ю. Г. Волков. – Москва: КноРус, 2011. – 320 с.
3. Лапин, Н.И. Общая социология [Текст] / Н.И. Лапин. – Москва: Мысль, 2006. – 415 с.
4. Назарченко, С.В. Социология [Текст] / С.В. Назарченко. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 496 с.
5. Новейший социологический словарь [Текст]/ Сост. А. А. Грицанов и др. – Минск: Книжный дом, 2010. – 1312 с.