Тема 5. Социология личности

1. Социологическое понятие личности: структура и основные элементы.

2. Основные социологические теории личности.

3. Социализация личности и ее формы.

4. Статусно-ролевая концепция личности.

5. Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения.

Вопросы для обсуждения

1. В чем различие понятий «человек», «индивид» и «личность»?

2. Какова структура личности?

3. Назовите и раскройте основные социологические теории личности.

4. Что такое социальный тип личности? Какие типы вам известны, и по какому критерию они определяются?

5. Охарактеризуйте статусно-ролевую концепцию личности.

6. Что такое социализация личности, и каковы ее условия? Кто является агентами социализации?

7. Что означает понятие девиация? Что лежит в основе девиантного поведения?

8. Раскройте сущность теорий, объясняющих отклоняющееся поведение.

Темы рефератов и докладов

1. Профессиональная социализация молодёжи в информационном обществе.

2. Молодёжная политика как фактор социализации современной российской молодёжи.

3. Роль молодёжных субкультур в процессе социализации молодого поколения.

4. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины.

5. Виды девиантного поведения, характерные для современной российской ситуации.

6. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России.

7. Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодёжи.

8. Религиозная идентичность молодёжи в современной России.

Практические задания

1. Какое из приведенных положений соответствует теории зеркального «Я»?

а) «Я» – это мои представления о себе;

б) «Я» – это совокупность представлений о других;

в) «Я» – это совокупность представлений о собственном образе в глазах других;

г. «Я» – это зеркало для других.

2. Определите, каким понятием характеризуется динамический характер статуса:


а) девиация;

б) социальное поведение;

в) роль;

г) малая группа.


3. Кто из ученых разработал социальную схему формирования умственных операций в детстве и юности?


а) Э. Эриксон;

б) З. Фрейд;

в) Э. Шпрангер;

г) Ж. Пиаже.


4. Термины «я-сам» и «я-меня» предложил


а) Дж. Мид;

б) З. Фрейд;

в) Ч. Кули;

г) Ж. Пиаже.


5. Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли:


а) преподаватель и студент;

б) профессор и сосед;

в) врач и пациент.


6. Что является признаками предписанного статуса?


а) национальность;

б) социальное происхождение;

в) образование;

г) квалификация.


7. Соотнесите между собой признаки и представителей теорий социализации.

а) развитие личности – нравственное совершенствование индивида;

б) на каждой стадии развития человек преодолевает определенный кризис;

в) развитие личности осуществляется через познание чего-то нового;

г) личность формируется через отражение в сознании человека мыслей и чувств других людей о нем;

д) личность формируется через игру.


1) Дж. Мид;

2) З. Фрейд;

3) Э. Эриксон;

4) Ж. Пиаже;

5) Л. Колберг;

6) Ч. Кули.


8. Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции, называется:


а) социальный контроль;

б) социальный порядок;

в) социальная справедливость;

г) социализация;

д) конформизм.


9. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.

Понятие Определение понятия
1) Социальный статус а) Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени
2) Роль б) Социальное положение человека в обществе
3) Главный статус в) Совокупность всех статусов данного человека
4) Достигаемый статус г) Динамическая характеристика статуса
5) Личный статус д) Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
6) Статусный набор е) Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению
7) Приписываемый статус ж) Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие

10. Понятие «аномия» было введено в социологию:


а) Р. Мертоном;

б) Р. Парком;

в) Э. Дюркгеймом;

г) Г. Беккером.


11. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

понятие Определение понятия
1) Девиантное поведение а) Рассогласование между целями, предлагаемыми данной культурой, с одной стороны, и социально одобряемыми способами достижения этих целей, с другой
2) Делинквентное поведение б) Поведение, отклоняющееся от нормы
3) Аномия в) Определение человека как девианта
4) Стигматизация г) Поведение, связанное с нарушением норм и правил

Библиографический список

1. Борцов, Ю. С. Социология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ Ю. С. Борцов. – Москва: Инфра-М, 2012. – 350 с.

2. Волков, Ю. Г. Социология [Текст]: учебник для студентов технических высших учебных заведений/ Ю. Г. Волков. – Москва: КноРус, 2011. – 320 с.

3. Лапин, Н.И. Общая социология [Текст] / Н.И. Лапин. – Москва: Мысль, 2006. – 415 с.

4. Назарченко, С.В. Социология [Текст] / С.В. Назарченко. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 496 с.

5. Новейший социологический словарь [Текст]/ Сост. А. А. Грицанов и др. – Минск: Книжный дом, 2010. – 1312 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: