double arrow

Тема 6. Социальное взаимодействие и социальная структура общества

Занятие 1

1. Социальная деятельность и социальное действие.

2. Социальные взаимодействия. Теории социального взаимодействия.

3. Социальные отношения. Типы социальных отношений.

4. Социальные группы и социальные общности. Типология социальных групп.

Занятие 2

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Теории социальной структуры и социальной стратификации.

3. Типы стратификационных систем.

4. Социальная структура современного общества. Маргинальность.

Вопросы для обсуждения

1. В чём заключается специфика социального действия.

2. Охарактеризуйте основные виды социального взаимодействия: сотрудничество, соперничество, конфликт?

3. Что такое реальные и номинальные социальные группы?

4. Назовите признаки малой группы.

5. Что такое социальная стратификация? В чём состоит отличие социальной стратификации от социальной дифференциации?

6. Чем вызвана необходимость стратификации в обществе?

7. Раскройте содержание понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа».

8. К какому типу относится стратификационная система современной России?

9. Что такое каналы социальной мобильности? Укажите основные типы мобильности.

10. Назовите основные виды маргинальности. Выделите группы маргиналов в российском обществе. Охарактеризуйте последствия маргинализации населения.

Темы рефератов и докладов

1. Типология социального действия М. Вебера.

2. Механизмы преодоления бедности в российском обществе.

3. Сотрудничество как вид социального взаимодействия.

4. Изучение символических аспектов социального взаимодействия в традициях микросоциологии.

5. Факторы социального благополучия лиц пожилого возраста.

6. Средний класс как элемент социальной структуры общества.

7. Адаптация инвалидов в современном российском обществе.

Практические задания

1. Заполните таблицу. Охарактеризуйте типы стратификационных систем

№ п/п Название стратификационной системы Основа дифференциации Способ поддержания Время и место существования
  Физико-генетическая Социально-демографические признаки (пол, возраст) и физические данные    
  Рабовладельческая     Античное рабство, холопство на Руси (во времена «Русской правды»), плантационное рабство (на юге Северной Америки), немецкие и советские лагеря ХХ в.
  Кастовая   Религиозный ритуал, этническая замкнутость  
    Обязанности перед государством    
  Этакратическая (властная) Ранги во властной иерархии    
  Социально-профессиональная      
  Классовая     Буржуазное общество
    Сакральное знание (или социально-значимая информация)    
        Любое общество

2. Социальное взаимодействие в социологии принято обозначать социальным термином. Это:


а) интеграция;

б) интеракция;

в) кооперация;

г) инфильтрация


3. Реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, называется:


а) социальная организация;

б) номинальная группа;

в) малая группа;

г) референтная группа.


4. Как называется изменение социального статуса?


а) карьера;

б) социальная мобильность;

в) рейтинг;

г) социальная стратификация.


5. Упорядочьте перечисленные профессии по критериям – богатство, власть, престиж – в возрастающем порядке: автослесарь, сталевар, дальнобойщик, логист, директор школы, сантехник, повар-сушист, нотариус, продавец-кассир, доярка, фермер, депутат горсовета, системный администратор, водитель троллейбуса, врач-педиатр, сторож автостоянки. Совпадают ли построенные вами шкалы?

6. Система разного уровня благ, власти и престижа называется


а) социальная мобильность;

б) аномия;

в) каста;

г) социальная стратификация.


Библиографический список

1. Бюджетная политика и качество жизни населения России [Текст]: (региональный уровень: проблемы и решения) /под ред А. Н.Ващенко. – Волгоград: Прин-Терра-Дизайн, 2012. – 300 с.

2. Восколович, Н.А. Экономика, организация и управление общественным сектором [Текст]: учебник/ Восколович Н.А., Жильцов Е.Н., Еникеева С.Д. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 380 с.

3. Давыдов, А.А. Системная социология: введение в анализ динамики социума [Текст] / А.А. Давыдов. – Москва: ЛКИ, 2010. – 248 с.

4. Кармадонов О.А. Социальная стратификация в дискурсивно-символическом аспекте [Текст] /О.А. Кармадонов // Социс. – 2010. – № 6. – С. 3 - 13.

5. Реальная Россия: социальная стратификация современного российского общества [Текст]. – М.: Журнал Эксперт, 2006. – 680 с.

6. Савицкий, А.Г. Национальная безопасность. Россия в мире [Текст]: учебник/ Савицкий А.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 463 с.

7. Солнцев, С.И. Общественные классы [Электронный ресурс] /

С.И. Солнцев. Москва: Астрель, 2008. – Режим доступа: WWW. URL: http://krotov.info/lib_sec/18_s/ol/nzev2.htm. - 1.12.2014.

8. СосаЭлисага Р. Лицом к неравенству [Текст] /Р. СосаЭлисага // Социс. – 2012. – № 8. – C. 13 - 20.

9. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] /

П.А. Сорокин. – Москва: Политическая литература, 1992. – 543 с.

10. Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества [Текст] /Н.Е. Тихонова // Социс. – 2011. – №5. – С. 24 - 35.

Тема 7. Социальные институты

1. Понятие социального института.

2. Типология социальных институтов, их эволюция.

3. Анализ социальных институтов: структура, функции и дисфункции.

4. Система социальных институтов современного общества.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое социальный институт?

2. В чем сущность процесса институциализации и чем она обусловлена?

3. Какие основные социальные институты общества Вы знаете?

4. Какие можно назвать общие для всех социальных институтов признаки?

5. Какие функции выполняют социальные институты? В чем их сущность?

Темы рефератов и докладов

1. Понятие «социальный институт» в историко-социологической традиции.

2. Роль института образования в современном обществе.

3. Взаимодействие религии и государства в современном обществе: институциональный аспект.

4. Государственная политика РФ в сфере информационных технологий.

5. Тенденции современной семейной политики в России.

Практические задания

1. Под социальным институтом понимается:

а) совокупность статусов и ролей;

б) взаимодействие людей;

в) устойчивые формы организации совместной деятельности людей;

г) совокупность социальных групп;

д) форма управления.

2. Соотнесите между собой высказывания о функции религии в обществе и авторов:

а) религия защищает людей от страха беспомощности, испытанного в детстве;

б) религия укрепляет положение господствующих групп общества;

в) религия укрепляет общество, концентрируя внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения;

г) религия может способствовать социальным переменам.


1) К. Маркс;

2) Э. Дюркгейм;

3) О. Конт;

4) З. Фрейд;

5) М. Вебер.


3. Расположите по порядку основные этапы процесса институциализации:

а) создание системы статусов и ролей;

б) закрепление социальных норм и процедур;

в) появление потребности;

г) проведение процедур;

д) постановка цели;

е) разработка социальных норм;

ж) установление системы санкций.

4. Определите возможное число ролей в нуклеарной семье, состоящей из 4-х человек (родители, дети).

5. Выявите явные и латентные функции социального института (образование, семья).

6. Семья, основанная на равном распределении прав и обязанностей между супругами, называется:


а) неолокальной;

б) полигамной;

в) нуклеарной;

г) экзогамной;

д) эгалитарной.


Библиографический список

1. Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности [Текст] / под науч. ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. – Москва: Вариант, 2012. – 236 с.

2. Беспредельная социология: сиквел [Текст]: сборник эссе /под ред.

О. Карпенко. – Санкт-Петербург: ЦНСИ, 2012. – 169 с.

3. Гараджа, В. Социология религии [Текст]/В. Гараджа. – Москва: Инфра-М, 2012. – 302 с.

4. Глотов, М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация [Текст] / М.Б. Глотов // Социс. – 2003. – № 10. – С. 13 - 19.

5. Щепанская, Т. Б. Сравнительная этнография профессий:

повседневные практики и культурные коды (Россия, конец ХХ – начало ХХI в.) [Текст]/ Т. Б. Щепанская. – Санкт-Петербург: Наука, 2010. – 338 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: