Занятие 1
1. Социальная деятельность и социальное действие.
2. Социальные взаимодействия. Теории социального взаимодействия.
3. Социальные отношения. Типы социальных отношений.
4. Социальные группы и социальные общности. Типология социальных групп.
Занятие 2
1. Понятие социальной структуры общества.
2. Теории социальной структуры и социальной стратификации.
3. Типы стратификационных систем.
4. Социальная структура современного общества. Маргинальность.
Вопросы для обсуждения
1. В чём заключается специфика социального действия.
2. Охарактеризуйте основные виды социального взаимодействия: сотрудничество, соперничество, конфликт?
3. Что такое реальные и номинальные социальные группы?
4. Назовите признаки малой группы.
5. Что такое социальная стратификация? В чём состоит отличие социальной стратификации от социальной дифференциации?
6. Чем вызвана необходимость стратификации в обществе?
7. Раскройте содержание понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа».
|
|
8. К какому типу относится стратификационная система современной России?
9. Что такое каналы социальной мобильности? Укажите основные типы мобильности.
10. Назовите основные виды маргинальности. Выделите группы маргиналов в российском обществе. Охарактеризуйте последствия маргинализации населения.
Темы рефератов и докладов
1. Типология социального действия М. Вебера.
2. Механизмы преодоления бедности в российском обществе.
3. Сотрудничество как вид социального взаимодействия.
4. Изучение символических аспектов социального взаимодействия в традициях микросоциологии.
5. Факторы социального благополучия лиц пожилого возраста.
6. Средний класс как элемент социальной структуры общества.
7. Адаптация инвалидов в современном российском обществе.
Практические задания
1. Заполните таблицу. Охарактеризуйте типы стратификационных систем
№ п/п | Название стратификационной системы | Основа дифференциации | Способ поддержания | Время и место существования |
Физико-генетическая | Социально-демографические признаки (пол, возраст) и физические данные | |||
Рабовладельческая | Античное рабство, холопство на Руси (во времена «Русской правды»), плантационное рабство (на юге Северной Америки), немецкие и советские лагеря ХХ в. | |||
Кастовая | Религиозный ритуал, этническая замкнутость | |||
Обязанности перед государством | ||||
Этакратическая (властная) | Ранги во властной иерархии | |||
Социально-профессиональная | ||||
Классовая | Буржуазное общество | |||
Сакральное знание (или социально-значимая информация) | ||||
Любое общество |
2. Социальное взаимодействие в социологии принято обозначать социальным термином. Это:
|
|
а) интеграция;
б) интеракция;
в) кооперация;
г) инфильтрация
3. Реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, называется:
а) социальная организация;
б) номинальная группа;
в) малая группа;
г) референтная группа.
4. Как называется изменение социального статуса?
а) карьера;
б) социальная мобильность;
в) рейтинг;
г) социальная стратификация.
5. Упорядочьте перечисленные профессии по критериям – богатство, власть, престиж – в возрастающем порядке: автослесарь, сталевар, дальнобойщик, логист, директор школы, сантехник, повар-сушист, нотариус, продавец-кассир, доярка, фермер, депутат горсовета, системный администратор, водитель троллейбуса, врач-педиатр, сторож автостоянки. Совпадают ли построенные вами шкалы?
6. Система разного уровня благ, власти и престижа называется
а) социальная мобильность;
б) аномия;
в) каста;
г) социальная стратификация.
Библиографический список
1. Бюджетная политика и качество жизни населения России [Текст]: (региональный уровень: проблемы и решения) /под ред А. Н.Ващенко. – Волгоград: Прин-Терра-Дизайн, 2012. – 300 с.
2. Восколович, Н.А. Экономика, организация и управление общественным сектором [Текст]: учебник/ Восколович Н.А., Жильцов Е.Н., Еникеева С.Д. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 380 с.
3. Давыдов, А.А. Системная социология: введение в анализ динамики социума [Текст] / А.А. Давыдов. – Москва: ЛКИ, 2010. – 248 с.
4. Кармадонов О.А. Социальная стратификация в дискурсивно-символическом аспекте [Текст] /О.А. Кармадонов // Социс. – 2010. – № 6. – С. 3 - 13.
5. Реальная Россия: социальная стратификация современного российского общества [Текст]. – М.: Журнал Эксперт, 2006. – 680 с.
6. Савицкий, А.Г. Национальная безопасность. Россия в мире [Текст]: учебник/ Савицкий А.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 463 с.
7. Солнцев, С.И. Общественные классы [Электронный ресурс] /
С.И. Солнцев. Москва: Астрель, 2008. – Режим доступа: WWW. URL: http://krotov.info/lib_sec/18_s/ol/nzev2.htm. - 1.12.2014.
8. СосаЭлисага Р. Лицом к неравенству [Текст] /Р. СосаЭлисага // Социс. – 2012. – № 8. – C. 13 - 20.
9. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] /
П.А. Сорокин. – Москва: Политическая литература, 1992. – 543 с.
10. Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества [Текст] /Н.Е. Тихонова // Социс. – 2011. – №5. – С. 24 - 35.
Тема 7. Социальные институты
1. Понятие социального института.
2. Типология социальных институтов, их эволюция.
3. Анализ социальных институтов: структура, функции и дисфункции.
4. Система социальных институтов современного общества.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое социальный институт?
2. В чем сущность процесса институциализации и чем она обусловлена?
3. Какие основные социальные институты общества Вы знаете?
4. Какие можно назвать общие для всех социальных институтов признаки?
5. Какие функции выполняют социальные институты? В чем их сущность?
Темы рефератов и докладов
1. Понятие «социальный институт» в историко-социологической традиции.
2. Роль института образования в современном обществе.
3. Взаимодействие религии и государства в современном обществе: институциональный аспект.
4. Государственная политика РФ в сфере информационных технологий.
5. Тенденции современной семейной политики в России.
Практические задания
1. Под социальным институтом понимается:
а) совокупность статусов и ролей;
б) взаимодействие людей;
в) устойчивые формы организации совместной деятельности людей;
г) совокупность социальных групп;
д) форма управления.
2. Соотнесите между собой высказывания о функции религии в обществе и авторов:
|
|
а) религия защищает людей от страха беспомощности, испытанного в детстве;
б) религия укрепляет положение господствующих групп общества;
в) религия укрепляет общество, концентрируя внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения;
г) религия может способствовать социальным переменам.
1) К. Маркс;
2) Э. Дюркгейм;
3) О. Конт;
4) З. Фрейд;
5) М. Вебер.
3. Расположите по порядку основные этапы процесса институциализации:
а) создание системы статусов и ролей;
б) закрепление социальных норм и процедур;
в) появление потребности;
г) проведение процедур;
д) постановка цели;
е) разработка социальных норм;
ж) установление системы санкций.
4. Определите возможное число ролей в нуклеарной семье, состоящей из 4-х человек (родители, дети).
5. Выявите явные и латентные функции социального института (образование, семья).
6. Семья, основанная на равном распределении прав и обязанностей между супругами, называется:
а) неолокальной;
б) полигамной;
в) нуклеарной;
г) экзогамной;
д) эгалитарной.
Библиографический список
1. Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности [Текст] / под науч. ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. – Москва: Вариант, 2012. – 236 с.
2. Беспредельная социология: сиквел [Текст]: сборник эссе /под ред.
О. Карпенко. – Санкт-Петербург: ЦНСИ, 2012. – 169 с.
3. Гараджа, В. Социология религии [Текст]/В. Гараджа. – Москва: Инфра-М, 2012. – 302 с.
4. Глотов, М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация [Текст] / М.Б. Глотов // Социс. – 2003. – № 10. – С. 13 - 19.
5. Щепанская, Т. Б. Сравнительная этнография профессий:
повседневные практики и культурные коды (Россия, конец ХХ – начало ХХI в.) [Текст]/ Т. Б. Щепанская. – Санкт-Петербург: Наука, 2010. – 338 с.