Тема 2.9. Социология массовой и элитарной культуры. Субкультура и контркультура

Понятие культуры. Культурная социализация. Основные элементы культуры.

Историческая типология культуры. Материальная, духовная и художественная культура. Массовая, элитарная и народная культура. Проблемы массовости, технологичности и социальной приемлемости культурных образцов. Культура как система социальных стандартов поведения и сознания. Массовая культура с позиций постмодернистских подходов. Различные варианты и основания для построения социокультурных типологий. Историческое становление и социальные параметры народной культуры (культуры социального слоя сельских производителей). Историческое становление и социальные параметры ремесленно-буржуазной культуры (культуры социального слоя городских производителей). Историческое становление и социальные параметры элитарной культуры (культуры социального слоя производителей и хранителей социального порядка). Историческое становление и социальные параметры криминальной (маргинальной) культуры (культуры социальных слоев, противостоящих легитимному социальному порядку). Социологические исследования типов культуры.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Комплект тестовых заданий №1 для текущего контроля знаний. Проводится в течение семестра.

Комплект тестовых заданий №2 содержащий вопросы по основным темам курса. Проводится на последнем практическом занятии и служит в том числе одним из оснований для зачета.

Использование балльно-рейтинговой системы

Тематика рефератов, проектов, творческих заданий, эссе и др.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО СОЦИОЛОГИИ

(с указанием обязательных источников и литературы)

Задание №1

Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России.

1. Рассмотрите таблицу - совпадает ли оценка статусной позиции опрошенных с оценкой их материального положения? Ответ проиллюстрируйте примерами и дайте оценку причин сложившейся ситуации.

2. Можно ли охарактеризовать самооценку в разных группах как заниженную/завышенную? Проиллюстрируйте ответ.

3. Чем можно объяснить причины подобной самооценки?

4. Можно ли говорить о наличии в России к моменту опроса устойчивого среднего класса, почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: