Понятие культуры. Культурная социализация. Основные элементы культуры.
Историческая типология культуры. Материальная, духовная и художественная культура. Массовая, элитарная и народная культура. Проблемы массовости, технологичности и социальной приемлемости культурных образцов. Культура как система социальных стандартов поведения и сознания. Массовая культура с позиций постмодернистских подходов. Различные варианты и основания для построения социокультурных типологий. Историческое становление и социальные параметры народной культуры (культуры социального слоя сельских производителей). Историческое становление и социальные параметры ремесленно-буржуазной культуры (культуры социального слоя городских производителей). Историческое становление и социальные параметры элитарной культуры (культуры социального слоя производителей и хранителей социального порядка). Историческое становление и социальные параметры криминальной (маргинальной) культуры (культуры социальных слоев, противостоящих легитимному социальному порядку). Социологические исследования типов культуры.
|
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Комплект тестовых заданий №1 для текущего контроля знаний. Проводится в течение семестра.
Комплект тестовых заданий №2 содержащий вопросы по основным темам курса. Проводится на последнем практическом занятии и служит в том числе одним из оснований для зачета.
Использование балльно-рейтинговой системы
Тематика рефератов, проектов, творческих заданий, эссе и др.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО СОЦИОЛОГИИ
(с указанием обязательных источников и литературы)
Задание №1
Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России.
1. Рассмотрите таблицу - совпадает ли оценка статусной позиции опрошенных с оценкой их материального положения? Ответ проиллюстрируйте примерами и дайте оценку причин сложившейся ситуации.
2. Можно ли охарактеризовать самооценку в разных группах как заниженную/завышенную? Проиллюстрируйте ответ.
3. Чем можно объяснить причины подобной самооценки?
4. Можно ли говорить о наличии в России к моменту опроса устойчивого среднего класса, почему?