Ситуационные, средовые и педагогические факторы школьной дезадаптации

1. Индивидуальный фактор.
Явные внешние отличия от сверстников. Уродства, серьезные двигательные проблемы, низкие или, наоборот, высокие умственные способности. Нерешенность логопедических проблем: смазанная речь, заикание. Бедный словарный запас.
2. Соматический фактор.
Наличие хронических заболеваний, частые инфекционные заболевания. Снижение слуха, зрения.
3. Психолого-педагогический фактор.
Отсутствие индивидуального подхода в обучении. Невозможность личного контакта между учеником и педагогом. Занижение оценок.
4. Коррекционно-профилактический фактор.
Слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей. Отсутствие или несвоевременность коррекционной работы в школе, нехватка специалистов.
5. Семейный фактор.
Педагогическая запущенность. Тяжелый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребенка. Выпихивание в школу недолеченного ребенка, невыявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей между словом и делом. Политика двойных стандартов в отношениях.
6. Средовой фактор.
Дурное влияние сверстников, привлекательность ничегонеделания, безнаказанность асоциального поведения. Притягательность острых ощущений. Доступность наркотиков и легкого заработка.
7. Социальный фактор.
Утрата прежних идеалов в обществе. Пропаганда агрессии, увлеченность виртуальным миром – заменителем реальности. Реклама нездорового образа жизни.
8. Психический фактор.
Психические расстройства школьника. Заболевания, либо не выявленные до школы, либо протекающие в стертой форме. Снижение волевой активности, снижение мотивации к обучению и самостоятельному су­ществованию во взрослом состоянии.
9. Психологический фактор. Несформированность высших психических функций. Нарушения памяти, внимания, расстройства восприятия.
Обозначив вклад различных факторов в развитие школьной дезадаптации, необходимо перейти к описанию ее конкретных форм и признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: