double arrow

Нарушения в соматическом развитии человека

Соматическое нарушение (от греческого «soma» - тело) - телесное заболевание, противоположное психическому нарушению.
Соматические нарушения, состоящие в поражении внутренних органов (в том числе и эндокринных) или целых систем, нередко вызывают различные психические расстройства, чаще всего называемые 'соматически обусловленными психозами', а также 'соматогенными психозами'.
Условиями для появления соматически обусловленных психозов К. Шнайдер предложил считать наличие следующих признаков:
1) присутствие выраженной клиники соматического нарушения;
2) присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями;
3) определенный параллелизм в течении психических и соматических нарушений;
4) возможное, но не обязательное появление органической симптоматики.
Единого взгляда на достоверность этой классификации нет.
Симптомы соматического нарушения зависят от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, уровня эффективности терапевтических воздействий, а также от таких индивидуальных свойств заболевшего, как наследственность, конституция, преморбидный склад личности, возраст, иногда пол, реактивность организма, наличие предшествующих вредностей

«Здоровье - многофакторное понятие, отражающее онтогенетическую природу и рассматриваемое как динамическое состояние сохранения и развития биологического, физиологического, психического состояния и социальной активности ребенка».

Его антиподом является болезнь как жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; характеризуемая общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности человека.

Болезнь - это процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, ведущий к понижению приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется в нарушении равновесия взаимодействия организма с окружающей средой, выражающемся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, снижении на время трудоспособности.

Само понятие болезнь не столь просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Известно, что многое из того, что мы сейчас считаем болезнью, раньше могло рассматриваться как плохое настроение, как проявление дурного характера или как вариант нормы.

Для детей, особенно дошкольного, а зачастую и школьного возраста, понятия физической боли и тоскливого настроения часто сливаются воедино. Поэтому в научной литературе признано, что эффективность лечения больных детей определяется не только точной диагностикой заболевания, но и пониманием личности больного ребенка, знанием всех факторов, которые принимают участие в формировании личности больного. К ним принято относить генетические, экзогенно-органические и внешнесредовые факторы. Первые из них включают наследственно обусловленные характерологические и физиологические особенности ребенка - наличие врожденных патологий, предрасположенности к каким-либо заболеваниям, тип темперамента; вторые - формирование внутренних (органических) признаков под влиянием внешних воздействий: физических и психических травм, вредных привычек родителей и т.д.; третьи - преимущественно семейное окружение ребенка, отношение к нему со стороны родителей, типы семейного воспитания.

У этой группы детей преобладают отрицательные эмоции (65%), у 80% больных присутствуют элементы острого переживания своей болезни, 33% приписывают наличие собственных переживаний другим людям, что наблюдалось лишь у 13% здоровых сверстников. Особенности общения таких детей в группе детского сада характеризуются достоверным преобладанием одиночной игры в группе, 20% из них были исключены сверстниками из детских коллективных игр, и у 14% уровень развития игровых навыков диагностируется ниже возрастных норм.

Ребенок находится в постоянном развитии, поэтому на разных возрастных этапах наиболее существенными в формировании его личности оказываются различные события. Одни из них наполнены приятными, положительно окрашенными эмоциями, другие - вызывают тяжелые переживания. К последним относят чувства, которые связаны с болезнью, помещением ребенка в больницу, продолжительным лечением. Кроме того, как показывают результаты исследования, дети и подростки страдают из-за отрыва от семьи, дома, из-за неспособности управлять своими телесными функциями, полноценно участвовать в играх со сверстниками, в выполнении социальных ролей.

Прежде всего, педагог должен знать характер патологического процесса и меру его влияния на психику ребенка. Для составления плана работы необходимо было не просто формально учитывать состояние здоровья больного каждый день, знать, какие медицинские процедуры ему назначены, и понимать, что не ко всем детям, даже с одинаковым клиническим диагнозом, можно подойти с одинаковым планом. В стационаре дети находятся в острый период течения своего заболевания, когда психические и патоморфологические изменения наиболее выражены. В этом периоде они особенно нуждаются в помощи разных специалистов, а не только медицинских работников. Если день ребенка наполнен интересными, неутомительными занятиями, он будет меньше обращать внимания на свои болезненные ощущения и лечебные процедуры. Следовательно, грамотно организованная воспитательная работа будет способствовать его скорейшему выздоровлению.

Формы воспитательной работы зависят от характера заболевания, возраста детей, длительности пребывания в больнице, состояния здоровья, что и учитывали педагоги, работавшие в московских детских больницах при организации своей деятельности.

Занятия с детьми проводились воспитателем, как правило, в вечернее время после посещения детьми лечебных мероприятий и учебных занятий. Разнообразные формы внешкольной работы давали детям возможность выбирать интересующие их занятия, проявлять инициативу и под руководством педагога развивать свои способности. Организуемые в больницах мероприятия способствовали тому, что и в закрытом учреждении они могли жить, не отрываясь от жизни здоровых сверстников. Для этого проводились показы кинофильмов, слайдов, диафильмов, организовывались концерты, доклады, встречи с интересными людьми.

Таким образом, в воспитательной работе с детьми в этот период стали оформляться направления и, в первую очередь, познавательное. Художественному воспитанию содействовали чтение, рисование, составление альбомов, устройство небольших тематических выставок, проведение праздников, музыкальная работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: