Схемы предложений

Ход урока.

Организационный момент.

Орфоэпическая пятиминутка.

Ребята, я знаю, что вы очень хорошо знакомы с акцентологическими нормами нашего языка, однако орфоэпические нормы не ограничиваются ударениями. Посмотрите на записанные на доске слова (без частичной транскрипции).

Будни чн ый [шн/чн]

Бу те рброд [тэ]

Яи чн ица [шн]

Сви те р [тэ]

Скворе чн ик [шн]

Ши не ль [н’э]

Ка фе [фэ]

Те мбр [тэ]

Чт обы [шт]

Чт о [шт]

Вы, конечно, заметили, что в каждом подчеркнуто сочетание букв, почему? А кто попробует прочитать эти слова правильно? (спросить несколько человек).

Пожалуйста, сейчас составьте два предложения с этими словами, обязательно используя два последних слова.

Формулировка темы, целей урока.

Почему я попросила вас использовать «чтобы» и «что»?

Да, сегодня мы начинаем изучать новую тему «союз как часть речи». Как бы сформулировали цели нашего урока? Что мы должны сегодня узнать и научиться делать?

-познакомиться с союзом как частью речи;
-уметь находить союз в тексте;
-определять роль союза в предложении;
-конструировать предложения с союзами и составлять их схемы.

Историческая справка: Союз – соузъ, стар. – взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смыкъ, сцепление. В.И. Даль (выведено на экран)

Давайте мы с вами сами попробуем сформулировать понятие о том, что такое союз.

Таблица-сравнение.

Чтоб вам было легче, вспомним нашу прошлую тему – предлог. Разделите тетрадь на 2колонки:

Предлог Союз
Служебная часть речи
Не является членом предложения
Выражает зависимость существительных, местоимений и т.д. от других слов в словосочетании и предложении. Связывает члены предложения и части сложного предложения.
  Сочинительные и подчинительные
Простые и составные
Производные и непроизводные

Таблица выведена на экран, признаки предлога и союза как частей речи появляются по мере ответов учащихся.

(когда дойдем до простых и составных предлогов)

Как вы думаете, только предлоги бывают простыми и составными? Может быть, и союзы бывают? Сможете привести примеры? Тогда все запишите предложения:

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.

С вечера я спал крепко, потому что слишком измучился за день.

А все ли союзы были союзами изначально? Например, союз что какой еще может быть частью речи? (местоимением). Значит союзы, как и предлоги, могут быть производными от других частей речи и непроизводными.

Схемы предложений.

Ребята, пожалуйста, спишите эти предложения, расставьте знаки препинания, и составьте схему, в которой бы отражалось, что (части сложного предложения или однородные члены предложения) связывает союз.

Я вышел из кибитки и потребовал к себе начальника. [ - = и =].

Кибитка медленно продвигалась, а снег все шел. [ - = ], а [ - = ].

Батюшка нанял француза, чтобы он обучал меня грамоте. [ - = ], (чтобы - =).

Какой мы можем сделать вывод, основываясь на этой работе? (что союзы связывает однородные члены предложения и части сложного предложения, записать в таблицу)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: