Ход урока.
Организационный момент.
Орфоэпическая пятиминутка.
Ребята, я знаю, что вы очень хорошо знакомы с акцентологическими нормами нашего языка, однако орфоэпические нормы не ограничиваются ударениями. Посмотрите на записанные на доске слова (без частичной транскрипции).
Будни чн ый [шн/чн]
Бу те рброд [тэ]
Яи чн ица [шн]
Сви те р [тэ]
Скворе чн ик [шн]
Ши не ль [н’э]
Ка фе [фэ]
Те мбр [тэ]
Чт обы [шт]
Чт о [шт]
Вы, конечно, заметили, что в каждом подчеркнуто сочетание букв, почему? А кто попробует прочитать эти слова правильно? (спросить несколько человек).
Пожалуйста, сейчас составьте два предложения с этими словами, обязательно используя два последних слова.
Формулировка темы, целей урока.
Почему я попросила вас использовать «чтобы» и «что»?
Да, сегодня мы начинаем изучать новую тему «союз как часть речи». Как бы сформулировали цели нашего урока? Что мы должны сегодня узнать и научиться делать?
-познакомиться с союзом как частью речи;
-уметь находить союз в тексте;
-определять роль союза в предложении;
-конструировать предложения с союзами и составлять их схемы.
|
|
Историческая справка: Союз – соузъ, стар. – взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смыкъ, сцепление. В.И. Даль (выведено на экран)
Давайте мы с вами сами попробуем сформулировать понятие о том, что такое союз.
Таблица-сравнение.
Чтоб вам было легче, вспомним нашу прошлую тему – предлог. Разделите тетрадь на 2колонки:
Предлог | Союз |
Служебная часть речи | |
Не является членом предложения | |
Выражает зависимость существительных, местоимений и т.д. от других слов в словосочетании и предложении. | Связывает члены предложения и части сложного предложения. |
Сочинительные и подчинительные | |
Простые и составные | |
Производные и непроизводные |
Таблица выведена на экран, признаки предлога и союза как частей речи появляются по мере ответов учащихся.
(когда дойдем до простых и составных предлогов)
Как вы думаете, только предлоги бывают простыми и составными? Может быть, и союзы бывают? Сможете привести примеры? Тогда все запишите предложения:
Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.
С вечера я спал крепко, потому что слишком измучился за день.
А все ли союзы были союзами изначально? Например, союз что какой еще может быть частью речи? (местоимением). Значит союзы, как и предлоги, могут быть производными от других частей речи и непроизводными.
Схемы предложений.
Ребята, пожалуйста, спишите эти предложения, расставьте знаки препинания, и составьте схему, в которой бы отражалось, что (части сложного предложения или однородные члены предложения) связывает союз.
|
|
Я вышел из кибитки и потребовал к себе начальника. [ - = и =].
Кибитка медленно продвигалась, а снег все шел. [ - = ], а [ - = ].
Батюшка нанял француза, чтобы он обучал меня грамоте. [ - = ], (чтобы - =).
Какой мы можем сделать вывод, основываясь на этой работе? (что союзы связывает однородные члены предложения и части сложного предложения, записать в таблицу)