Дидактические закономерности и принципы обучения

1. Закономерности обучения, присущие ему как
органической части воспитания (в широком смысле).

2. Специфические закономерности обучения.

3. Принципы обучения.

1. Закономерности обучения, присущие ему как орга­нической части воспитания (в широком смысле). Для

успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономер­ности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значе­ние имеет прежде всего то, что обучение как средство


развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует (и это отмечалось в главе о сущности и закономерностях воспитания), что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

— направленность обучения на решение задач всесто­
роннего и гармоничного развития личности;

- деятельностный характер обучения;

— единство потребностно-мотивационной сферы и учеб­
но-познавательной активности обучающихся;

—проявление уважения и требовательности к уча­
щимся, укрепление их личного достоинства в процессе
обучения;

—обеспечение радости успехов в овладении знания­
ми;

—раскрытие способностей и творческих задатков уча­
щихся и опора на их положительные свойства и качества
в процессе обучения;

—учет возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся в процессе обучения;

—повышение влияния коллектива на улучшение ка­
чества учебной работы;

—согласованность и единство педагогических усилий
школы, семьи и общественности в стимулировании учеб­
но-познавательной активности учащихся.

Характер и пути реализации этих закономерностей были раскрыты, когда шла речь о сущности воспитания. Здесь же следует только подчеркнуть, что умелая реали­зация этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективнос­ти. Если, например, педагог не будет формировать и разви­вать потребностно-мотивационную сферу учащихся, вряд ли ему удастся поддерживать их учебно-познавательную активность. Равным образом он не будет стимулировать эту активность, если не сумеет вызвать у своих питомцев переживание радости успехов в овладении знаниями, если не будет проявлять к ним уважения, чуткости и тактич­ной требовательности. Так же обстоит дело и с другими закономерностями, которые являются общими как для воспитания, так и для обучения.

Однако, будучи специфическим педагогическим про­цессом, направленным на овладение знаниями, умения­ми и навыками, развитие умственных и творческих за-


датков, а также на выработку мировоззрения и нравствен­но-эстетическое формирование учащихся, обучение, не­сомненно, имеет и свои особые закономерности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: