От авторов

Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко С.Л. Семенова

ПРАКТИКУМ

ПО

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений


УДК 159.9 (075.8)

ББК Ю9.я7

С30

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В. Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие. Издание 2-е, переработанное, дополненное. 2002. 180 с.

Данное учебное пособие поможет оптимизировать практическую подготовку студентов - будущих педагогов профессиональной школы в процессе учебных занятий и самостоятельной работы, познакомит с методами и приемами психологического изучения личности. Тематика занятий соответствует содержанию учебного материала примерной программы курса “Общая психология”.

Практикум адресован студентам профессионально-педагогических вузов, а также слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере профессионального образования.

Рецензенты:

доктор психологических наук, член-кор. РАО Б.А. Вяткин

(Пермский государственный педагогический университет);

доктор психологических наук В.П. Прядеин

(Уральский государственный педагогический университет)

ISBN 5-8050-0035-0 Ó Российский государственный

Профессионально-педагогический

Университет, 2002


Оглавление

  От авторов........................................................................ 4
Тема 1. Введение. Методы психологического исследования....... 6
  Раздел I. Личность и ее проявления............................ 16
Тема 2. Исследование самооценки личности.............................. 16
Тема 3. Исследованиеуровня притязаний личности.................. 25
Тема 4. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма............................................................................................ 47
Тема 5. Исследование агрессивности как свойства личности..... 55
  Раздел II. Межличностные отношения....................... 63
Тема 6. Исследование межличностных отношений в группе..... 63
Тема 7. Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации............................................................................. 73
  Раздел III. Познавательная сфера личности.............. 83
Тема 8. Внимание. Исследование свойств внимания.................. 83
Тема 9. Память. Исследование особенностей памяти................. 94
Тема 10. Мышление. Исследование особенностей мышления... 105
  Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности 118
Тема 11. Исследование волевых качеств личности..................... 118
Тема 12. Исследование ситуативной и личностной тревожности 129
Тема 13. Исследование эмоционального состояния фрустрации 137
  Раздел V. Индивидуально-психологические особенности личности................................................. 157
Тема 14. Исследование типов темперамента............................... 157
Тема 15. Исследование акцентуаций характера......................... 167
  Литература................................................................... 178

От авторов

В целях продуктивного выполнения профессионально-педа-гогических задач преподавателю, мастеру производственного обучения необходимо иметь представление о когнитивных, эмоциональных и волевых характеристиках участников педагогического процесса, об особенностях межличностного взаимодействия, а также уметь адекватно оценивать себя. Успех работы педагога зависит не только от знания своего предмета и методики его преподавания, но также от уровня компетентности в сфере индивидуальных особенностей личности, педагогического общения, закономерностей усвоения информации.

Ориентация профессионально-образовательного процесса на личность учащегося обуславливает актуальность психологического образования будущих педагогов профессиональной школы. Особое значение приобретает практическая подготовка студентов.

Практикум разработан в соответствии с программой курса “Общая психология” и апробирован кафедрой теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагоги–ческого университета.

Практические занятия по курсу “Общей психологии” предоставляют большие возможности для успешного решения задачи психологического образования студентов. Они способствуют знакомству с методами получения психологической информации, выработке умения наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное поведение и поведение других людей, формированию педагогически мотивированного интереса к вопросам самоанализа, совершенствованию профессионально важных качеств посредством развития рефлексивных способностей.

Тематика практических занятий охватывает почти все разделы программы курса “Общая психология”.

В работе с пособием студентам рекомендуется соблюдать определенный порядок. Необходимо: 1) перед началом занятия изучить теоретический материал по лекциям и источникам, предложенным на предыдущем занятии; 2) ознакомиться с содержанием занятия и заблаговременно подготовить протоколы и таблицы исследования, образцы которых даны в пособии; 3) внимательно ознакомиться с порядком выполнения работы;
4) в конце занятия предоставить преподавателю письменный отчет (тема и цель работы, краткое описание методики, протокол исследования, обработка данных, анализ результатов и их интерпретация).

Мы надеемся, что предлагаемый учебный материал поможет расширению и углублению психологических знаний студентов.

Особую благодарность мы выражаем кандидату медицинских наук В.М. Шевелеву за любезно предоставленные материалы и конструктивные предложения по содержанию и структуре данного практикума.

Н.С. Глуханюк

Е.В. Дьяченко

С.Л. Семенова



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: