Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко С.Л. Семенова
ПРАКТИКУМ
ПО
ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
УДК 159.9 (075.8)
ББК Ю9.я7
С30
Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В. Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие. Издание 2-е, переработанное, дополненное. 2002. 180 с.
Данное учебное пособие поможет оптимизировать практическую подготовку студентов - будущих педагогов профессиональной школы в процессе учебных занятий и самостоятельной работы, познакомит с методами и приемами психологического изучения личности. Тематика занятий соответствует содержанию учебного материала примерной программы курса “Общая психология”.
Практикум адресован студентам профессионально-педагогических вузов, а также слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере профессионального образования.
|
|
Рецензенты:
доктор психологических наук, член-кор. РАО Б.А. Вяткин
(Пермский государственный педагогический университет);
доктор психологических наук В.П. Прядеин
(Уральский государственный педагогический университет)
ISBN 5-8050-0035-0 Ó Российский государственный
Профессионально-педагогический
Университет, 2002
Оглавление
От авторов........................................................................ 4 | |
Тема 1. | Введение. Методы психологического исследования....... 6 |
Раздел I. Личность и ее проявления............................ 16 | |
Тема 2. | Исследование самооценки личности.............................. 16 |
Тема 3. | Исследованиеуровня притязаний личности.................. 25 |
Тема 4. | Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма............................................................................................ 47 |
Тема 5. | Исследование агрессивности как свойства личности..... 55 |
Раздел II. Межличностные отношения....................... 63 | |
Тема 6. | Исследование межличностных отношений в группе..... 63 |
Тема 7. | Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации............................................................................. 73 |
Раздел III. Познавательная сфера личности.............. 83 | |
Тема 8. | Внимание. Исследование свойств внимания.................. 83 |
Тема 9. | Память. Исследование особенностей памяти................. 94 |
Тема 10. | Мышление. Исследование особенностей мышления... 105 |
Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности 118 | |
Тема 11. | Исследование волевых качеств личности..................... 118 |
Тема 12. | Исследование ситуативной и личностной тревожности 129 |
Тема 13. | Исследование эмоционального состояния фрустрации 137 |
Раздел V. Индивидуально-психологические особенности личности................................................. 157 | |
Тема 14. | Исследование типов темперамента............................... 157 |
Тема 15. | Исследование акцентуаций характера......................... 167 |
Литература................................................................... 178 |
От авторов
|
|
В целях продуктивного выполнения профессионально-педа-гогических задач преподавателю, мастеру производственного обучения необходимо иметь представление о когнитивных, эмоциональных и волевых характеристиках участников педагогического процесса, об особенностях межличностного взаимодействия, а также уметь адекватно оценивать себя. Успех работы педагога зависит не только от знания своего предмета и методики его преподавания, но также от уровня компетентности в сфере индивидуальных особенностей личности, педагогического общения, закономерностей усвоения информации.
Ориентация профессионально-образовательного процесса на личность учащегося обуславливает актуальность психологического образования будущих педагогов профессиональной школы. Особое значение приобретает практическая подготовка студентов.
Практикум разработан в соответствии с программой курса “Общая психология” и апробирован кафедрой теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагоги–ческого университета.
Практические занятия по курсу “Общей психологии” предоставляют большие возможности для успешного решения задачи психологического образования студентов. Они способствуют знакомству с методами получения психологической информации, выработке умения наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное поведение и поведение других людей, формированию педагогически мотивированного интереса к вопросам самоанализа, совершенствованию профессионально важных качеств посредством развития рефлексивных способностей.
Тематика практических занятий охватывает почти все разделы программы курса “Общая психология”.
В работе с пособием студентам рекомендуется соблюдать определенный порядок. Необходимо: 1) перед началом занятия изучить теоретический материал по лекциям и источникам, предложенным на предыдущем занятии; 2) ознакомиться с содержанием занятия и заблаговременно подготовить протоколы и таблицы исследования, образцы которых даны в пособии; 3) внимательно ознакомиться с порядком выполнения работы;
4) в конце занятия предоставить преподавателю письменный отчет (тема и цель работы, краткое описание методики, протокол исследования, обработка данных, анализ результатов и их интерпретация).
Мы надеемся, что предлагаемый учебный материал поможет расширению и углублению психологических знаний студентов.
Особую благодарность мы выражаем кандидату медицинских наук В.М. Шевелеву за любезно предоставленные материалы и конструктивные предложения по содержанию и структуре данного практикума.
Н.С. Глуханюк
Е.В. Дьяченко
С.Л. Семенова