Задачи заключительного этапа — решение о способах изложения итогов исследования для «широкого» читателя, включающих объяснения формирования подходов к разрешению проблемной ситуации, раскрытию сущности предмета на основании установленных научных фактов, обоснований концептуальных (теоретических) выводов и рекомендаций, предназначенных для реализации в научной деятельности и журналистской практической работе.
Движение от «произведения» к «тексту» и «информации» — сложный интерпретирующий результаты исследования процесс, по ходу которого нередко возникают в ходе очередного витка «приключений мысли» (рационально-логических и интуитивно-эвристических) новые идеи содержательного и формального характера.
При этом чрезвычайно важным является умение интерпретированные исследователем «для себя» результаты донести через объяснение и обоснование «для других» — «для заказчика» и для «внешних» читателей, заинтересованных в получении итоговой, теоретически и/или практически важной для них информации. И, понятно, та интерпретация, к которой пришел исследователь, приобретает в каждом из этих двух «представлениях» результатов особенные характеристики, поскольку характеристики, объяснения и обоснования предназначены для заинтересованных читателей разного уровня и своеобразных интересов и поэтому предоставляются им по-разному.
Студенческие рефераты, курсовые и дипломные сочинения; аспирантские тезисы, статьи и кандидатские диссертации; работы молодых и зрелых исследователей (рецензии, обзоры публикаций коллег, доклады, монографического типа статьи, докторские диссертации, сборники статей, индивидуальные и коллективные монографии) — это целый мир типов «отчетов» о результатах исследований различных форм фиксации, каждая из которых обладает своеобразными чертами.
При этом различаются стили (способы, типы) изложения и его жанровые формы.