при определении жесткости воды

Правополушарное развитие студентов на уроках химии

Передавать студентам науку, а не только знания!

Д.М. Менделеев

Сторонники наследственной гигиены утверждают: средний уровень интеллекта в мире снижается. Нынешние проблемы человека связывают не с тем, что он поглупел, а с тем что полностью доверился разуму. Стало нормой все решать «по правилам», «по уму» и т.п. Критерии «как подсказывают душа и сердце», «по совести» практически вытеснены из инженерного и сельскохозяйственного высшего образования, и практического обихода вообще, или приспособлены под себя разумом.

В эпоху высокого динамизма и изменений глобального характера, когда педагоги готовят студентов к жизни, о которой практически еще ничего не известно, нацеливание на преимущественно формальное усвоение знаний – преступление перед будущим.

За разум, знания логику отвечает левое полушарие мозга. За интуицию, переживания, вдохновение, качества души и сердца, наконец – левое полушарие. В 1981 году доктору Роджеру Спири была присуждена Нобелевская премия за исследования по специализации правого и левого полушарий мозга. В левом полушарии происходят процессы, которые можно охарактеризовать, как линейное и последовательное мышление, в то время как в правом происходят процессы целостного восприятия [1].

Деление изучаемых предметов на право- и левополушарные вносит отрицательный вклад в проблему развития интеллекта. Непрерывные диалоги нужны человеку между его правополушарным интуитивным началом и левополушарным линейным разумом, в том числе при изучении естественно-научных дисциплин. Дальше всего в этом отношении продвинулась олимпиадная математика. В преподавании химических дисциплин, в том числе для нехимических направлений и специальностей начинают осваиваться [2] методы, позволяющие студентам задействовать одновременно правое и левое полушарие. К сожалению, в высшем образовании естественно-научных дисциплин практически не пригодны методы правополушарного рисования и стихосложения. Приоритет отдается методам и методологиям, связанным с личностно-ориентированным обучением, предоставлением студентам свободного права выбора исследовательских проектов.

В представленной работе свободным правом выбора каждого студента был объект исследования (источник водозабора для исследования и исследуемой природной воды, табл. 1), чаще всего он выбирался по месту жительства или отдыха своего, родственников, знакомых, с преимущественной ориентацией на Северо-Западный регион России. Месяц проведения исследований -декабрь 2014 г.

Таким образом – показан элементарный пример как в рамках теоретической науки использовать правополушарный выбор.

Таблица 1 – Исследованные образцы воды на жесткость

Наименование источника водозабора Кто проводил исследование Жесткость, мг-экв/л
Общая По кальцию По магнию
РЕКИ
         
Устья, с. Благовещенское (приток Ваги), Архангельская обл. Аверьков Александр 8,4 5,5 2,9
· Вологда, г. Вологда        
Шексна, г. Череповец, Вологодская обл. Гурина Анастасия 4,2 1,7 2,5
Ягорба, г. Череповец, Вологодская обл. Гурина Анастасия 16,0 11,2 3,8
Суда, Вологодская обл. Тарновская Арина      
Сухона, д. Лодейка, В-Устюгский район., Вологодской обл. Тугаринова Мария 9,6 4,2 5,4
Коршма, д. Лодейка, В-Устюгский район., Вологодской обл. Тугаринова Мария 4,6 2,9 1,7
Нижняя Ерга, д. Лодейка, В-Устюгский район., Вологодской обл. Тугаринова Мария 4,7 3,3 1,4
Темтас, д. Благовещенье, В-Устюгский р., Вологодской обл. Тугаринова Мария      
Кубена, Сокольский район, Вологодской обл. Васильева Оксана 6,3 3,0 3,3
ОЗЕРА, МОРЯ
Бочага, г. Котлас Архангельской обл. Быков Илья 4,5 2,1 1,3
Кубенское, Вологодской обл.        
Черное, пос. Сукко Пешин Дмитрий 72,0 14,4 57,5
         
ПОДЗЕМНЫЕ КЛЮЧИ, АРТЕЗИАНСКИЕ СКВАЖИНЫ и др.
Источник Ильинское, п. Майский, Вологодского района Фокина Надежда 11.0 2.5 8.5
Артезианская вода для водопровода п. Чагода, Вологодской обл. Купцов Анатолий 16.0 3.2 12.8
Солевой источник с. им. Бабушкина, Бабушкинский район, Вологодской обл. Гущин Алексей 67,6 22,1 46,5
Родник, д. Сигово, Кичменско гор. Района, Шарова Наталья 3,9 2,2 1,7
Водонапорная башня с. Ромашовский погост, Тарногский район, Вологдской обл. Даниловская Виктория 3,8 1,3 2,5
Ручей д. Прокино, Вашкинского района, Вологодской обл. Байлова Светлана 2,3 1,1 1,2
Скважина г. Тарнога, Вологодской обл. Сверчкова Ксения 6,3 3,4 2,9
Колонка д. Выколдово, Устюженской район, Вологодской обл. Ефимова Надежда 5,2 2,3 2,9
Артезианская скважина ВОМЗ Фетюкова Анна 1,8 0,7 1,1
Родник с. Турди, Московский район, Хатлонская обл., Таджикистан Азимов Хушнуд 3,3 2,9 0,4
КОЛОДЦЫ
Юрово, Грязовецкого района Углицкий Александр 1,6 1,1 0,5
Пестово, Новгородская обл. Беляков Дмитрий 7,6 4,9 2,7
Орловский колодец, с. Сизьма Барсеньева Лия      
Можайское, Вологодской обл Кулакова Екатерина 6,6 4,0 2,6
Сизьма,, Вологодской обл. Лежнев Данил 12,6 4,0 8,6
Тотьма, Вологодской обл. Шуст Евгений 14,4 7,3 7,1
Абакшино, Вологодской обл. Груздев Евгений 2,0 0,4 1,6

Вывод. Северо-Западный регион России обладает источниками питьевой воды и воды хозяйственного назначения с высокой степенью различий по общей жесткости, мг-экв/л: от 67,6 (источник в п. Бабушкино) до 1,8 (артезианская скважина ВОМЗ), при этом из-за природных аномалий (малочисленности осадков), средняя жесткость вод значительно увеличилась от мягкой до средней жесткости [3, 4].

Литература

1. Зибельрман Т. В. Роль парадоксального стиля мышления в формировании постнеклассической модели исследования. – Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – Выпуск № 97 - 2014 г.

2. Ахметов Н.Единый государственный экзамен по химии: стратегия успеха. - Газета «Химия» №17/2009. -http://him.1september.ru/view_article.php?ID=200901704

3. Жесткость воды. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%91%D1%81%D1%

4. Вологдагорводоканал. - http://www.volwater.ru/index.php/informacia/info/385-zhestkost-vody.html

5.




double arrow
Сейчас читают про: