Заключение

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и государственный контроль над ними является одним из средств реализации социально-экономической политики государства.

Государственный контроль над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - комплекс административных, экономических и законодательных действий органов государственной власти, объединенных единой государственной политикой и нацеленных на сбалансированное развитие производственной базы, обеспечение поступлений в Бюджетную систему Российской Федерации, обеспечение качества и безопасности продукции.

Необходимо учитывать, что государство в отношениях производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выступает в двух аспектах:

- властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов налогами, иными обязательными платежами и требованиями по ведению хозяйственной деятельности;

- собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность государства ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.

Несмотря на определенные усилия, предпринимаемые в последние годы, действующая система пока не позволяет исключить негативные моменты, в первую очередь - значительный объем нелегально произведенной продукции, для изготовления которой используется этиловый спирт, тем или иным образом сокрытый от учета.

В значительной мере это объясняется отсутствием применения современных информационных технологий и систем учета производства и использования этилового спирта, сокращением государственного влияния на состояние алкогольного рынка.

Также одной из главных - проблем являются слишком высокие ставки акциза, которые являются экономическим тормозом в развитии легального производства и оборота алкогольной продукции.

Представляется, что наиболее эффективным в этих целях будет механизм, основанный на государственной монополии на оборот спирта, при которой специально созданная государственная компания наделяется монопольным правом на закупку производимого в стране и закупаемого по импорту этилового спирта и продажу его потребителям.

В целях обеспечения гарантированной уплаты акцизов (с реализованного потребителем спирта) данная компания должна также являться его плательщиком.

Компания заключает договоры с организациями по производству спирта на закупку у них спирта в соответствии с программой, разработанной исходя из общего баланса производства и потребления этилового спирта, потребностей конкретного субъекта Российской Федерации и организации - потребителя, с учетом производственной мощности каждой организации по производству спирта, показателей его работы за предыдущий год, вида и качества производимого им спирта.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Таможенный кодекс РФ;

4. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171 – ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2005 № 3 «О полномочиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выдаче заключений о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помещений»;

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»;

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 года № 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции»;

8. Распоряжение Правительства РФ от 13.01.2006 № 17-р «Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

9. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 09.10.2006 года №125н «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом»;

10. Приказ Федеральной налоговой службы России от 3 мая 2007 № ММ-3-07/273@ «Об утверждении методических рекомендаций по организации работы ФНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

11. Приказ Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@ «Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению»;

12. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2005 № А56-45367/04;

13. Кукин И. М. Соответствие ставок акцизов видам произведенной алкогольной продукции – М.: Российский налоговый курьер, - № 15, 2008;

14. Нечипорчук Н.А. Нюансы исчисления и уплаты акцизов – М.: Налоговый вестник, - № 11, 2009;

15. Нечипорчук Н.А. Акцизы: изменились ставки и порядок уплаты – М.: Налоговый вестник, - №2, 2010;

16. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. М.: МЦФЭР, 2006;

17. Пансков В. Г. Аналитическая записка о проблемах налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации и предложениях по его совершенствованию. // Бюллетень Счетной палаты РФ - 2006. - № 8 (80);

18. Филина Фаина Николаевна. Алкогольная отрасль: Учет, налоги, право. М.: ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2008;

19. Яковлева Н. В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы развития. М.: Компания Спутник +, 2006.


[1] Демидов А.В. Актуальные проблемы регулирования производства и оборота алкогольной продукции и пути их решения — Компания Спутник+, М., 2003

[2] Фонарев Н.И. Совершенствование взимания акцизов на алкогольную продукцию в Рос­сийской Федерации: Дис.... канд. экон. наук. М., 2005. С. 113

[3] Коротаев А., Халтурина Д. Русский водочный крест // Журнал «Эксперт», 30 января 2007




double arrow
Сейчас читают про: