Предпосылки государственного управления производством и потреблением алкоголя в России: проблемы становления и развития

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.. 5

2. МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 11

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ДЕНАТУРИРОВАННОГО ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ.. 18

3.1. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 18

2.2. Порядок выдачи и государственной регистрации свидетельств, организациям, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом. 32

2.3. Маркировка алкогольной продукции. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 49


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования акцизного налогообложения операций с денатурированным этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией в Российской Федерации.

Общепринято, что обложение акцизами имеет регулирующую функцию и призвано сдерживать потребление социально вредных товаров. Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому, были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления.

Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички - в нищей стране брать налоги было больше не с чего.

В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода.

В Российской Федерации акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. При этом акцизы — это вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. В большинстве стран плательщиками акцизов признаются: организации и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается реформа налогового администрирования, одной из целей которой выступает повышение эффективности налоговых регуляторов экономики, повышения влияния налоговых стимулов и ограничений на регулируемые социально-экономические явления. Формирование современной системы косвенного (в том числе акцизного) налогообложения ведется методом проб и ошибок.

Исследование избранной темы обусловило постановку и необходимость решения, следующие основных задач:

- раскрыть сущность налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- установить основные элементы акциза, порядок и сроки уплаты;

- исследовать особенности государственного регулирования производства и оборота денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- обозначить проблемы и пути решения совершенствования акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.


ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

В современной России, в условиях тяжелого кризиса (порождение «ди­кого» капитализма, установившегося в результате ельцинского конститу­ционного (государственного) переворота в 1993 году) крайне обострились все негативные явления в обществе. И прежде всего такие, как пьянство и алкоголизм.

Рассматривается пьянство как злоупотребление алкоголем, порож­денное физиологической тягой человека в результате его злоупотребления, а алкоголизм — болезнь, связанную с этим злоупотреблением. Поэтому все наши предложения и тезисы исходят из этой позиции.

В условиях катастрофического падения рождаемости и высокой смер­тности — эти явления становятся серьезнейшими проблемами для самой жизни российского (русского) народа, а следовательно, и для существова­ния государства Российского. Поэтому, на наш взгляд, необходимо крайне жестко обозначить актуальность этих проблем: производство, потребление алкоголя и роль государства при этом. На наш взгляд, об этом также свидетельствуют многочисленные пуб­ликации ученых и общественно-политических деятелей[1].

Н.И. Фонарев, характеризуя государственную политику на алкогольном рынке, утверждает, что «принимаемые меры носят в основном админис­тративный характер... отдельные из них по существу способствуют росту объемов нелегального производства и оборота ликероводочных изделий» и предлагает перейти к экономическим методам регулирования[2].

По мнению А.В. Немцова, в 30% случаев смертей в России прямой или косвенной причиной является алкоголь, причем потери могут достигать 750 тыс. человек в год.

По мнению В.А. Томилова, борьба с незаконным производством и обо­ротом алкогольной продукции в ведущих западных государствах является функцией специальных финансовых, налоговых и таможенных служб1. На­пример, в США эти функции выполняет Бюро по контролю за алкоголем, табаком и огнестрельным оружием Министерства финансов США (BAFT). Директора Бюро назначает непосредственно Президент США после его одоб­рения Конгрессом США.

В Российской Федерации эти вопросы находятся в ведении различных органов: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Бюро по контролю за алкоголем, табаком и огнестрель­ным оружием Министерства финансов Российской Федерации. Однако пола­гаем, что необходимо создать самостоятельный исполнительный федеральный орган государственной власти по регулированию алкогольного рынка.

Первую и главенствующую роль в организации борьбы с пьянством и алкоголизмом должно играть государство, и только государство. Ибо от ка­чества производства и количества потребления алкоголя напрямую зависит формирование этих крайне негативных явлений. В этом случае к разработ­ке государственно-правовых мероприятий, связанных с алкоголем, нельзя допускать представителей алкогольной индустрии, для которых главное — это сверхприбыль, а остальное не имеет никакого значения, в том числе и здоровье народа. Необходимо изучение исторического опыта на всех этапах развития: досоветского, советского, постсоветского (особенно положитель­ного опыта отдельных регионов страны).

Представители нынешней власти признают, в том числе и на официаль­ном уровне, факт существования серьезной проблемы — пьянства и алкого­лизма как основной причины демографического кризиса в стране. Однако ничего не делают для устранения причин, порождающих эти негативные явления в масштабе страны.

Представители общественности и ученые-правоведы предлагают раз­личные меры: введение «сухого закона», государственной монополии на про­изводство и продажу спиртных напитков, различные запреты и ограничения, иные меры. Даже в случае снижения стоимости алкогольной продукции до максимально низкого уровня цена нелегальной продукции все равно будет ниже, и потенциальный потребитель такого продукта предпочтет алкоголь по цене, ниже установленного официального уровня.

А. Коротаев и Д. Халтурина утверждают, что европейские государства смогли справиться с тяжелой алкогольной эпидемией, установив высокие цены на водку. Если в России бутылка водки (0,75 л) стоит около 2,5 долла­ра, то в Швеции тот же объем крепких алкогольных напитков обходится в 23 доллара, в Финляндии — около 21 доллара, в Норвегии — в 32 доллара[3].

Этот способ, к сожалению, неприемлем в России. Даже относительно неболь­шая среднерыночная цена в два-три доллара за стандартную бутылку водки в подавляющем большинстве случаев оказывается совершенно неприемлемой для среднего российского потребителя. Произведенный алкоголь в России не может стоить меньше 60—70 рублей за 0,5 л. Тем не менее это не останавливает потребителя от покупки разнообразных фальсифицированных спиртосодер­жащих жидкостей по цене 20—30 рублей. Установление по аналогии со швед­ской цены на водку приведет к банкротству всех легальных производителей алкоголя и распространению самогоноварения и продаже различных алко­гольных суррогатов. На наш взгляд, как это уже было указано, целесообразно установить «минимальный барьер» цены на водку, что будет способствовать увеличению доли легального оборота алкогольной продукции.

Возникает и опасность спаивания населения.

Главное, в чем мнение авторов совпадает, — это отсутствие единой долгосрочной государственно-правовой политики в производстве и пот­реблении алкоголя и, следовательно, в организации борьбы с пьянством и алкоголизмом. Важность единой государственной политики регулирования рынка алкогольной продукции неоднократно подчеркивалась не только в научных работах, но и в заявлениях политиков.

В этой связи нам представляется в срочном порядке (учитывая, что кризис продолжается с вытекающими последствиями) принять следующие конкретные меры:

- ввести государственную монополию на производство и продажу ал­коголя, то есть национализировать, как центральное мероприятие долго­срочной (среднесрочной) государственной программы;

- сформулировать цель государственно-правовой политики (здоровье нации превыше всего, отсюда сохранение государства: не будет народа, не будет и государства Российского) и огласить по всем средствам массовой информации руководством страны;

- увеличить цены на алкоголь, он не должен быть дешевым товаром, а ак­цизные налоги достаточны для защиты здоровья и благополучия населения;

- разработать и утвердить государственную автоматизированную ин­формационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- запрет рекламы алкогольной продукции в средствах массовой ин­формации и, прежде всего, на телевидении;

- разработать и принять долгосрочную федеральную целевую программу производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации;

- усилить административные меры: увеличить административный штраф, создать лечебно-трудовые подразделении, т.е. ввести принудительное лечение хронических алкоголиков. Данная эффективная мера советского пе­риода, несправедливо забытая сегодня, заслуживает пристального внимания нынешних парламентариев, ибо она крайне актуальна. Краткое содержание этого государственно-правового мероприятия таково. Президиум Верхов­ного Совета РСФСР 1 марта 1974 г. издал Указ «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». В соответствии со ст. 1 данного Указа «хронические алкоголики обязаны проходить полный курс специального лечения в лечебно-профилактических учреждениях Ми­нистерства здравоохранения РСФСР по месту их жительства.

Хронические алкоголики, уклоняющиеся от лечения или продолжаю­щие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, обще­ственный порядок... подлежат направлению в лечебно-трудовые профилак­тории для принудительного лечения и перевоспитания на срок от одного до двух лет». Лечебно-трудовые профилактории находились в ведении МВД.

Вопрос о направлении в профилакторий рассматривался в срок не свыше 10 дней районным (городским) народным судом по ходатайству об­щественных организаций, коллективов трудящихся или государственных органов при наличии медицинского заключения. Определение суда приво­дилось в исполнение органами внутренних дел не позднее 8—10-дневного срока со дня его вынесения.

Лица, в отношении которых возбуждалось ходатайство о принудитель­ном лечении и трудовом перевоспитании, в случае уклонения от явки на медицинское обследование или в суд подвергались приводу.

При успешном лечебно-трудовом воздействии на лиц, помещенных в профилакторий, срок мог быть сокращен по представлению администра­ции, основанному на медицинском заключении, народным судом по месту нахождения профилактория не более чем на половину, а при уклонении от лечения — продлен в том же порядке, но не более чем на один год.

Постановление суда о направлении лица в ЛТП являлось основанием для увольнения его с работы без выходного пособия. Из заработной платы или пенсии лиц, находящихся в профилактории, производились удержа­ния на покрытия расходов по их содержанию. Время, в течение которого больной находился в ЛТП, засчитывалось в общий трудовой стаж. Отпуск за период пребывания в ЛТП не предоставлялся. За лицами, находящи­мися в лечебно-трудовом профилактории, сохранялось право на жилую площадь.

Направление в лечебно-трудовой профилакторий признавалось при­нудительной административно-медицинской мерой, а побег из него в со­ответствии со ст. 186 УК РСФСР наказывался лишением свободы на срок до одного года.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: