Классификация

Анализ форм, видов и методов власти позволяет выстроить классификации власти, которые помогают оценить роль власти в обществе, качество ее функционирования и перспективы развития. Власть разных типов различается по ряду взаимосвязанных и пересекающихся признаков:

1. По уровню институционализации власть делится на: институционную власть — организованную в форме различных учреждений с жесткой структурой, руководящими и подчиненными уровнями, иерархией отношений распоряжение — подчинение; и неинституционную власть — власть неформализованную, без четко выраженных руководящих и исполнительских звеньев.

2. По области функционирования различается власть политическая и неполитическая.

3. По области и объему полномочий можно выделить: власть международную, государственную, ассоциативную, групповую и т.д.

4. По субъектам власть делится на: парламентскую, правительственную, судебную, личную, коллективную и т.д.

5. По структуре правящего субъекта власть может быть единоличная, единоначальная, полиархическая.

6. По используемым методам власть различается следующим образом: власть — господство, власть — насилие, власть — принуждение, власть — убеждение, власть — авторитет, харизматическая, эмоционально насыщенная, волевая, интуитивная власть и т.д.

7. По социально-политической природе и структурной организации носителя власти можно выделить власть монархическую и республиканскую.

8. По режиму правления власть бывает демократическая, авторитарная, тоталитарная, деспотическая, бюрократическая и т.д.

9. По социальному типу можно выделить власть рабовладельческую, феодальную, буржуазную и т.д.

Особая проблема власти лежит в области психологии, так как власть имеет внутренние, глубинные, подсознательные, эмоционально-волевые основы. Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в его биологических, природных и социально обусловленных началах сознания и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение имеет обратная сторона власти — подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы власти и следовать им. Руководство и исполнение, лидерство и подчинение — два равным образом универсальных принципах власти. Они нераздельны и взаимодействуют, взаимно дополняя друг друга, как и два типа личности, для одной личности характерна склонность властвовать, для другого типа личности — подчиняться, принимать власть. Оба типа общественно необходимы.

Большое внимание политологи обращают на вопрос места власти в жизни современного общества и ее роли в демократической системе. Власть наибольшим образом отвечает потребностям, чаяниям людей в условиях демократии. Понимание эффективного политического режима и демократической системы как таковой не может обойтись без знания той роли, которую власть играет в системе управления обществом. Разобраться в проблеме власти помогает отделение определения власти как силы от понятия власти — авторитета, что явным образом отражено в английском языке.

В английском языке существует два основных понятия, которые имеют отношение к определению власти, — это «power» и «authority» («власть силы» и «власть авторитета»). Между данными понятиями существует большая смысловая разница, которая отражает уровень понимания природы и эволюции власти как таковой.

В первом случае «власть силы» (power) — это способность власти контролировать, направлять и влиять на что-либо или кого-либо, безотносительно — существует ли у власти право это делать.

Принадлежность и средства власти в цивилизованном обществе не могут оправдать использование власти как таковой. Для того чтобы понять, является власть справедливой или нет, следует в первую очередь обратить внимание на ее источник (происхождение), который обусловливает легитимность власти, и только тогда использование власти оправдано и отражает цели, ради которых она функционирует.

Во втором случае «власть авторитета» (authority) имеет легитимное и институциональное основание на отправление власти, несмотря на то, существуют или нет адекватные средства на упражнение власти. Политическая власть (authority) — легитимное и институциональное право официальных лиц, облеченных властными полномочиями, отправлять власть от имени государства, общества, Конституции, Высшего Существа и т.д. Упражнение власти (authority) требует почтения и уважения, которые подразумевают признание права на применение власти. Для власти (authority) характерны ограничения определенными принципиальными положениями и средствами, которые позволяют сделать эту власть легитимной. Действия и решения представителей власти, которые нарушают эти ограничения, означают произвол или ненадлежащее ее исполнение и приводят к утрате легитимности с последующими последствиями для власти. Идея власти (authority) не означает того, что ожидаемые результаты и избранные средства для отправления власти автоматически обретают моральное качество. Любая власть может страдать злоупотреблением аморальных средств и достигать безнравственных результатов. Однако во втором случае в демократическом обществе предусмотрена реальная возможность применения политических механизмов, которые ограничивают использование аморальных средств, например, процедура импичмента.

Основные характеристики политической власти «authority» являются следующие ее качества:

1. Легитимность власти, которая состоит из понимания гражданами роли, которую власть играет в обществе, а также из убеждения и веры в то, что правительство имеет право на существование и отправление политической власти.

2. Соответствие применения власти целям, которые делают власть легитимной.

3. Ограничение власти предусмотрено конституцией и законами, которые усиливаются институциональными механизмами, такими, как разделение властей, сдержки и противовесы, и другими.

4. Стабильность власти подразумевает, что власть будет продолжаться в ограниченном во времени промежутке; однако граждане должны знать, что, если власть будет меняться несколько раз за короткий период времени, она может потерять свою силу.

5. Уважение к власти, которым обладают граждане, рассматривается как один из признаков ее легитимности.

Устройство, отличительные черты политического союза (государства) детерминируются тем, что на него прямо "замкнута", непосредственно в нем опредмечивается публичная власть - одна из основных социальных функций. В нем (а не в каких-то отдельных его частях) она укоренена, институционализируется и осуществляется. Содержание публичной власти как социальной функции - интеграция и организация (упорядочение) общества, управление им, достигаемые с помощью соответствующих средств и методов. Публичная власть, которая изначально и постоянно конструктивна по отношению к обществу, жизненно необходима ему.

Публичная власть имеет двойную объективацию (двояким образом опредмечивается). С одной стороны, она объективируется в людях, во всех людях, составляющих государственно - организованное общество; это их деятельностью, практической энергией актуализируется и реализуется публичная власть как социальная функция. С другой стороны, она объективируется в сети структур публичновластных отношений, институтов, норм, процедур, ролей и т.д.; эти структуры воспроизводятся и видоизменяются человеческой деятельностью, но вместе с тем они же обеспечивают и направляют ее. Оба момента объективации публичной власти абсолютно обязательно предполагают друг друга. Не бывает деятельности членов государственно - организованного общества, так или иначе не опосредствованной сетью структур публичновластных связей и установлений. Точно так же данные связи и установления не могут возникнуть и существовать вне и помимо этой деятельности.

Публичная власть удовлетворяет потребности общества, достигшего известной стадии исторической зрелости, в полномасштабной интеграции, в надлежащем упорядочении социального общежития, в управлении общественным целым. Благодаря ей оно (а стало быть, народ) делается государственно - организованной коллективностью, публичновластной организацией. Эта организация (и организованность) наделяет народ такими специфическими чертами - качествами, которых нет у народа - населения и нет у народа - нации.

Действием принципа иерархии закономерно обусловлена пирамидальная архитектоника государственно - организованного общества. Каркас пирамиды образует две (как минимум) структуры: а) вертикальные, идущие от вершины пирамиды (то есть от центра организации) публичновластные отношения, б) располагающаяся на линии этих отношений многоуровневая система разноранговых политико - юридических ролей.

Публичновластное отношение асимметрично. Его участников единит связь субординации, которая выражается в актах веления (приказа, команды, распоряжения) и актах подчинения такому велению. Отсюда ясно, что субординация исключает равенство связанных ею субъектов. Один из них находится на позиции приказывающего (властвующего), а другой - ему подчиняющегося, выполняющего его волю (подвластного). Оба вместе, властвующий и подвластный, только сообща воплощают публичную власть. Другой вопрос (столь же кардинальный), что политико - функциональные возможности каждого из этих двух ее агентов различны, и зачастую различны принципиально.

Такова лишь схема публичновластного отношения. В плоть и кровь общественной жизни оно ощутимо претворяется единственно тогда, когда за велением, которое властвующий адресует подвластному, следует реальное подчинение поведения подвластного этому велению. Если такого контакта нет, публичновластное отношение на практике состояться не может, оно повисает в воздухе, а сама публичная власть превращается в призрак.

Публичновластными отношениями "прошито" все государственно - организованное общество. Они охватывают собой весь трансформировавшийся в него народ. Также в силу этого обстоятельства народ в его целостности есть вместилище, обладатель, носитель и исполнитель публичной власти. Формулы конституций современных правовых государств: народ - единственный источник власти в государстве, народ - источник всей государственной власти, вся власть в государстве принадлежит народу, вся власть исходит от народа и т.п., - могут казаться поверхностному взгляду декларативными, отдающими дань новоевропейской демократической риторике. Однако за этими формулами стоит авторитет науки. Они теоретически выверены, адекватны фактическому положению дела. Нет причин считать воспроизведенные исходные позиции конституций современных правовых государств сугубо нормативными политико - юридическими суждениями, относящимися не к сфере сущего, но лишь к области желаемого, долженствующего быть. Но такие их оценки делаются.

Публичная власть - атрибут жизнеустройства и жизнедеятельности государственно - организованного общества. Ее конфигурация неизбежно преломляется (притом очень рельефно) в нем, она отпечатывается на облике народа. Имманентная публичновластным отношениям дихотомия "властвующий - подвластный" соответственно придает народу вид коллективности, дифференцированной на "властвующих" и "подвластных". Такое расслоение совершается и наличествует внутри народа. Во все времена народ образуют "властвующие" и "подвластные". Это расслоение не раскалывает единую государственно - организованную общность людей на "не-народ" и "народ".

Демократия и власть — понятия не идентичные. Демократическое устройство подразумевает применение власти только тогда, когда она превращается во власть авторитета. Как и любая другая политическая система, демократия нуждается во власти для реализации, достижения своих политических целей. При демократии власть имеет широкий, гибкий и стабильный источник легитимности и преследует ряд специфических политических целей, так как она при исполнении своих полномочий опирается на единственный и исключительный источник власти — народ. Это, собственно, и отличает демократию от всех других политических систем.

Демократия является источником и инструментом создания, поддержания и укрепления системы власти. Используя рассредоточенную власть, демократия концентрирует и трансформирует власть в авторитет, который служит исключительно на благо всего общества. Власть-авторитет при демократической системе строится исходя из потребностей граждан в целом, стремление которых направлено на использование власти для удовлетворения общих нужд и достижения общего блага.

Демократия имеет широкие возможности для утверждения своей власти, но сама власть в данной политической системе небезгранична и имеет строго определенные пределы.

Основные цели, которые преследует демократическая власть, следующие:

1. Поддержание общественного порядка и безопасности;

2. Мирное разрешение общественных конфликтов;

3. Учет разнообразных интересов и использование общих ресурсов при достижении коллективных общественных целей;

4. Защита фундаментальных прав и свобод человека и гражданина;

5. Справедливое распределение благ и общественного бремени.

Власть, политика и правительство — необходимые составляющие жизни любого общества. Совместная жизнь людей требует системы управления, политической деятельности, что сопряжено с отношениями власти. Общество должно уметь контролировать и власть, и политиков, и тогда власть не станет для политики самоцелью. Здоровая власть берет свое начало в согласии и признании общества, которое добровольно передает ей часть своих прав и свобод. Государства, в которых большинство граждан разделяют общие убеждения, в которых существует политическое и социальное согласие, а власть в первую очередь основана на авторитете, являются наиболее устойчивыми, стабильными и развитыми. Целью власти являются поиск и достижение гармонии между порядком и свободой, создание необходимых условий для динамичного поступательного развития всего общества.

Каждый гражданин имеет власть в политическом сообществе, в котором проживает, имеет право и обязанность использовать ее на благо общества и свое личное. Власть — это свобода и ответственность, которые возникают в процессе взаимодействия людей. Власть — это участие граждан в решении общественных проблем. Долг каждого гражданина научиться компетентно пользоваться властью.

Государственная власть — это реальная способность ее носителей (индивида, группы, социального слоя) прово­дить свою волю в политике и правовых нормах, распространяя ее на все население. Ее формы могут быть различ­ными: господство, руководство, управление, организация, контроль, надзор, правосудие и т.п. Различные проявления власти были очевидны и в античности:

potestas — власть распоряжаться, полномочия, включая должности;

auctoritas — власть как влияние, авторитет;

imperium — власть приказывать, командовать в армии;

iuris dictio — судебная власть, ведение судопроизводства;

detentio — власть удерживать за собой, задерживать; (

possessio — власть обладать, владеть, управлять:

tirannia — незаконная власть, тирания, самовластие.

Отличительные свойства государственной власти: ■-'■

характеризуется социальным господством и руководством тех или иных общественных групп;

обладает универсальным характером, реально распространяясь в пределах государственных границ, максимально широко в пространстве, времени и по кругу лиц;

носит публично-правовой, политический характер; опирается на государственное принуждение;

осуществляется компетентными органами, должностными лицами государственных структур;

как правило, выражается формально с помощью права;

опирается в финансовом отношении на бюджет, наполняемый с помощью налогов, другие государственные ресурсы;

использует известные идеологические средства и информационные возможности;

находит свое выражение в государственном суверенитете.

Государственная власть материально воплощается в тех или иных организационных формах. Их совокупность и со­ставляет механизм государственной власти. Последний состоит из механизма государства и некоторых форм непосредственной демократии (референдум, выборы и т. п.)

Основными признаками государственной власти, отличающей ее от других видов власти, являются:

публичный характер;

суверенитет;

легитимность;

легальность;

единство;

разделение властей;

законность и др.

В юридической литературе, в зависимости от способа организации, выделяют следующие виды органов государственной власти:

глава государства (монарх или президент);

законодательные (представительные) органы государственной власти;

исполнительные органы государственной власти;

судебные органы государственной власти.

Каждый их перечисленных выше органов государственной власти не подменяет другие органы власти, а выполняет строго возложенные на них функции, в соответствии с предоставленными полномочиями.

Основными формами осуществления верховной государственной власти являются:

монархия - власть, принадлежит монарху или другому лицу;

аристократия - власть определенной группы людей - аристократов;

демократия - такая форма, при которой власть принадлежит всему народу.

Деятельность органов государственной власти основана на следующих принципах:

единство власти;

неделимость;

суверенность;

неограниченность власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: