Лекция 2. (4ч.)Власть и её виды. Понятие власти. Виды власти. Легальная и легитимная власть. Публичная власть.Государственная власть

2.1.Власть и социальные нормы в первобытных обществах

Говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, т.к. оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.

В юридической литературе родовую общину выделяют как исторически первую форму организации до государственного общества. Власть носила общественный характер, ее высшим органом являлось народное собрание, решения которого были обязательными и распространялись на всех взрослых членов рода, племени, союз племен. Кроме того, общественные отношения в первобытном обществе регулировались с помощью обычаев - исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного повторения и совершения одних и тех же действий и поступков.

Кроме обычаев, действовали такие общественные нормы как традиции, морали, ритуалы, обряды, религиозные нормы и др. Особенностью первобытного общества являлось отсутствие в нем специальных органов власти (аппарата принуждения, что характерно лишь для государственно- организованного общества).

Таким образом, с разложением первобытнообщинного строя и возникновением государства, появляется совершенно иная организация - государственная (политическая) власть, которая характеризуется имущественным и социальным неравенством (появление имущих и неимущих классов), опирается на силу государственного принуждения, используя при этом специальный аппарат и учреждения (суд, тюрьмы, правоохранительные органы и другие государственные учреждения и организации).

Сказанное выше позволяет дать следующее определение: власть - это способность и возможность одного человека, группы, организации, государства в целом навязывать свою волю другому лицу, группе и т.д. вопреки их сопротивлению.

«Человек не может реализовать себя без использования власти и вне политики». Аристотель

«Власть человека развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно», — однажды написал Ф.Достоевский. К высказыванию великого писателя можно добавить, что это касается также и общества. Абсолютная власть развращает едва ли не все общество «demos», охватывая все его слои: и тех, кто правит, и тех, кем управляют.

Проблема власти имеет отношение ко всем без исключения человеческим сообществам, существовавшим в истории и существующим в настоящее время. Проблема власти всегда вызывала и будет вызывать пристальный интерес человека. Слишком дорого обходится человечеству как отсутствие ее (и это ведет к анархии, разброду и шатаниям), так и ее чрезмерное усиление — тотальная тирания, примеры которой сегодня хорошо известны.

Общество не может существовать без порядка, без власти как системы управления и регулирования человеческих отношений, однако сама система представляет большую угрозу как для любого сообщества, так и для отдельно взятого человека. Это люди давно уже осознали и испытали на своем горьком опыте. Всю историю можно рассматривать в ракурсе борьбы общества с властью за власть. Тысячелетия человек пытался создать такую систему власти, которая обеспечивала бы ему одновременно и порядок, и свободу. Поиск «золотой середины» для власти и общества всегда занимал лучшие умы человечества.

Власть — центральное, организующее, регулятивно-контрольное начало политики, отражение культуры общества, которое преломляется в жизни каждого человека. Мао Цзэдун как-то спросил своих соратников: «Почему в одних странах, чтобы решить небольшой политический вопрос, следует устлать трупами улицы, а в других — люди бросают в урны бумажки?» Последнее до сих пор для многих народов на земле остается недостижимым результатом.

Традиционно в России власть скрыта за завесой таинственности и облачена в сакральные одежды. Ее природа в нашей стране долго находилась вне обсуждения. Лишь отчаянные смельчаки осмеливались задавать вопросы и искать на них ответы. Власть в России воспринимается как нечто должное, запредельное, статичное и консервативное. Словарь Владимира Даля при определении понятия «власть» объединяет «право, силу и волю, свободу действий и распоряжений; начальствование; управление». Владимир Даль иллюстрирует понятие власти следующими крылатыми выражениями, отражающими представления общества о власти начала XIX века: «Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона; Всякая власть от Бога; Всякая власть Богу ответ дает». «Словарь русского языка» С.Ожегова приводит следующие определения власти: «1. Право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле; 2. Политическое господство, государственное управление и органы его; 3. Лица, облеченные правительственными, административными полномочиями». Большой Энциклопедический Словарь под редакцией А.М.Прохорова дает определение власти «в общем смысле» — «способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, система государственных органов». Немало толкований власти остаются спорными, некоторые ее аспекты еще ждут своего объяснения.

Однако за последние десятилетия в нашей стране в области политики произошли радикальные изменения, в том числе они затронули представления людей и их отношение к власти. С нее был снят покров загадочности, дороги к ней стали очевидны, и ими воспользовались многие граждане государства Российского. Сама власть в нашей стране становится все более и более предсказуемой и «цивилизованной».

Идея о том, что нация, народ не может и не должен доверять свою судьбу правительству, которое не может контролировать, проникла и в Россию. Для того чтобы гражданин знал политическую систему, в рамках которой живет и действует, которую созидает, он должен глубоко проникнуть в понимание природы власти. Каждый гражданин должен уметь выделять источники власти, хорошо быть осведомленным о различных типах власти и ее эволюции, отличать легитимное использование власти от произвола и злоупотреблений, в общем, активно влиять на власть и контролировать ее. Начало преамбулы Конституции РФ «Мы, многонациональный народ...» должно стать основным принципом при отношении к власти. Каждый гражданин страны должен знать и чувствовать, что именно он является исключительным источником власти и имеет на нее право. Все люди должны понимать, что иметь власть, грамотно ее применять — значит быть свободным!

Власть и политику трудно разделить. Несомненно, власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть — один из основных аспектов политической жизни общества.

Универсальные свойства власти:

1. Всеобщность власти, охват властью всех сфер общественных отношений и процессов.

2. Инклюзивность власти, способность власти связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта, особого волевого отношения субъекта к объекту, однако этим структура власти не ограничивается. Активный субъект власти способен реагировать на внутренние и внешние воздействия и реализовывать их, влияя на объект. Для современной демократической структуры властных отношений характерны не столько субъект-объектные отношения, сколько субъект-субъектные отношения. Граждане не только подвергаются влиянию власти, но также активно на нее воздействуют. В России традиционно власть рассматривается как зависимость от кого-либо или чего-либо, как обязанность и ответственность, но не как право и согласие.

Политологи, характеризуя способность власти пронизывать все сферы жизни и деятельности людей, вводят понятие «поле власти», которое может быть предельно малым, ограничиваться личностью самого человека, и предельно большим, распространяться на страны и народы.

Уровни функционирования власти:

1. Государственный уровень, охватывающий наиболее сложные социальные и политические отношения.

2. Публичный, или ассоциативный, уровень, регулирующий деятельность разнообразных союзов, организаций, объединений и иных коллективов.

3. Частный, или приватный, уровень, существующий в малых группах, например в семье.

На всех этих уровнях власть институциализируется, оформляется в специальные организации — учреждения и роли — должности. В зависимости от типа общества все вышеперечисленные уровни можно разделить на официальные, легальные, или формальные, структуры и неформальные, неофициальные группы. Последняя форма власти может принимать характер теневой, подпольный или нелегальный (организованная преступная группировка). Чем выше уровень организации сообщества, тем больше выражен процесс институционализации власти, тем более развиты разнообразные формы ее внешнего материализованного проявления: организации, объединения, союзы — и соответствующая нормативная документация — уставы, правила, нормы, директивы, отчеты, доклады и т.п.

В истории развития представлений и механизмов власти большое место занимает проблема ее политической или идеологической ориентации. Лишь в XVII веке под влиянием мыслителей нового времени в обществе появляются представления о власти как о такой организационной структуре, которая подчинялась бы закону, была бы более демократичной, эффективной и опиралась бы на объективные механизмы и принципы функционирования, а не только на провидение и «добрую волю» правителей. Этой цели послужили идеи рассредоточения и разделения власти, механизм сдержек и противовесов. Джон Локк в середине XVII века предложил разделить власть на законодательную и исполнительную ветви. Впоследствии Шарль Монтескье уже в XVIII веке доработал теорию разделения властей в ее современном виде, добавив к исполнительной отрасли и законодательной еще и судебную власть. Как пишет председатель Государственной Думы Г.Селезнев в своей книге «Вся власть — закону»: «Принцип разделения властей не отрицает единства власти. Он отрицает единовластие. Единство власти предполагает заинтересованное сотрудничество, деловое взаимодействие всех трех ветвей власти, недопущение сосредоточения всей власти в одной из ее ветвей, установления диктатуры, хотя бы и в «демократическом антураже». В федеральных государственных образованиях власть также делится по горизонтали на федеральную, или центральную, региональную и местную власть, причем каждая ветвь обладает своими собственными полномочиями.

Структура институциональной власти включает три функционально взаимодействующих уровня:

1. Макрополитическая система высших инстанций власти — институциональная власть (правительство государства), распространяющая свое влияние на основные процессы общества и внешнюю политику государства.

2. Промежуточная система власти — мезовласть (аппараты среднего звена различного ранга вплоть до муниципальной власти), связывающая институциональную власть с неинституциональной, неформальной властью.

3. Микроуровень власти, охватывающий непосредственное политическое взаимодействие людей, малые группы, самоуправление на уровне межличностных контактов. Именно на этом уровне проявляется массовая политическая культура, закладываются основы убеждений и мнений, вырабатываются и формируются политические суждения и позиции.

Основной функцией политической власти является формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между обществом и государством, между общественными группами, организациями, политическими институтами, партиями, гражданами; управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство государственными органами и, в конечном счете, — создание определенного, характерного для того или иного общества политического режима и государственного строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: