Билет 8 Алексе́й Семёнович Козло́в

Алексе́й Семёнович Козло́в (0011801118%20октября"13 HYPERLINK "F%2213%20октября"октября 1935, 090100200Москва) — популярный 01010100советский и 000110818российский 0100010100саксофонист и 0060007джазмен, основатель легендарного советского джазового коллектива 01105000010003110000«Арсенал». Композитор, исполнитель, актер, публицист, писатель. Участник и лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза. Автор книг «Рок: истоки и развитие», «Козёл на саксе». Автор музыки ко многим театральным постановкам, кино- и видеофильмам. Постоянный резидент 0101807090000070810100200101клуба «Союз Композиторов».

Биография

Алексей Семёнович родился в Москве, в семье Козлова Семёна Филипповича, кандидата психологических наук, и Толченовой Екатерины Ивановны, преподавателя теории музыки. 0060007Джазомувлекался с десяти лет: собирал пластинки, подбирал мелодии на 04011050080000фортепиано. Но джазменом, по его признанию в книге «Козёл на саксе», он решил стать в девятом классе, наблюдая за игрой популярного барабанщика 0900108090001%22Лаци%20Олаха"Лаци Олаха в ресторане «Аврора».

Поступив после школы в 090100021008090011081050111018090801108111%22Московский%20архитектурный%20институт"Московский архитектурный институт, Алексей вошёл в состав местного эстрадного оркестра как барабанщик. Чуть позже он случайно нашёл в подвале институтского клуба саксофон и вскоре стал играть на нём.

Начиная с 030040года"1957HYPERLINK "%221957%A0года" года, Алексей Козлов стал зарабатывать своей игрой деньги, принимал участие в создании джаз-клубов и организации концертов. В 030040году"1960HYPERLINK "%221960%A0году" году со своей джаз-группой участвовал в джазовом фестивале в 0200111%22Тарту"Тарту. В 030040году"1961HYPERLINK "%221961%A0году" году был приглашён со своим квинтетом на постоянную работу в джаз-клуб-кафе «Молодёжное».

В 1962 закончил институт и до 030040года"1976HYPERLINK "%221976%A0года" года работал научным сотрудником отдела теории дизайна ВНИИ технической эстетики. Параллельно продолжает выступать. В 030040году"1963HYPERLINK "%221963%A0году" году выходит запись квинтета А.Козлова на гибкой пластинке; с её выходом помогают композиторы В.Купревич и 000811080908011000002081%22Д.Шостакович"Д.Шостакович.

В 2010 году Алексей Семёнович Козлов принял участие в киевском фестивале «011004180400905010010511080200018Сходы до Неба».

Алексей Козлов и Арсенал — история группы

В 1973 году 36-летний саксофонист Алексей Козлов создал первую в стране джаз-рок группу Арсенал. Подбить на новое дело кого-нибудь из своих старых друзей Козлову не удалось. Они не понимали, зачем это нужно, а кроме того боялись прослыть «перебежчиками» и навлечь на себя гнев поклонников и друзей. Козлов пригласил в ансамбль новых, но тоже профессиональных джазистов. Состав был стандартный: две трубы, два тромбона, саксофон, ритмическая группа. И несколько певцов: иранец, свободно говорящий по-русски — Мехрдад Бади (сейчас он живёт в Англии, поёт в одном из лондонских ресторанов), Тамара Квирквелия (вышла замуж и теперь живёт в Италии), Олег Твиритинов, на бас-гитаре Сергей Стодольник, за ударные сел Сергей Ходнев. Таким вот профессиональным составом подготовили первую программу «Арсенала». Но сначала Козлов пробовал играть в чужих группах — например, во «Втором дыхании» вместе с Дегтярюком и Ширяевым. Рокеры показались музыканту жутко недисциплинированными людьми, и он понял, что долго с ними работать не сможет. В свой Арсенал Алексей Козлов привёл Игоря Саульского, который уже поиграл и с Градским, и с Макаревичем. В ноябре 1973 года начали репетиции. Через месяц программа была готова. Первый концерт дали в Политехническом музее. Вскоре за «Арсеналом» стали «приглядывать» — главным образом потому, что музыканты вознамерились исполнять оперу «Иисус Христос — суперзвезда» по-английски. Алексей Козлов сделал новые аранжировки, пригодные для своего состава. Иисуса пел М. Бади, Марию — Т. Квирквелия, остальные хоровые партии они пели вместе, иногда им подпевал Козлов. Это был джаз-роковый вариант известного во всём мире сочинения. Сегодня Козлов утверждает, что авторы русского варианта оперы Кеслер и 32%Малежик (группа Мозаика) предложили ему работать вместе, но он отказался, ибо принципиально против переложения этого текста на русский язык.
До 75-го года группа репетировала в подвале общежития одного из техникумов. А в 1976 году «Арсенал» взяли на работу в Калининградскую филармонию. Музыкантов обязали иметь в своём репертуаре хоть что-нибудь на русском языке. Выбор пал на песню Макаревича «Флаг над замком». Козлов сделал совершенно несвойственную для автора аранжировку. Пел Мехрдад Бади, однако вскоре выяснилось, что он не любит петь по-русски. Кроме того, певец явно был равнодушен к тому, о чём пел. Безбожно путал текст и даже не задумывался о том, какой комический эффект этим производил. Наконец Козлов решил: «Всё! Хватит! Будем петь по-английски». В филармонии музыканты ощутили на себе все прелести перехода на официальные рельсы. Оперу вскоре запретили. Однажды в Одессе из-за неё был такой скандал, что директору филармонии чуть выговор в обкоме не дали. Директор требовал у Козлова объяснительные, почему, мол, музыканты исполняют «Иисуса Христа». В Министерство культуры РСФСР шли на Арсенал жалобы. Заместителем министра культуры был композитор Флярковский, он эти жалобы на свой страх и риск «клал под сукно»… Руководитель коллектива Алексей Козлов, не имея специального композиторского образования, стал в 1985 году членом Союза композиторов СССР — случай уникальный!
Имя Алексея Козлова было известно в московских джазовых кругах ещё в 50-е годы, но широкое официальное признание он и его «Арсенал» получили лишь к концу 70-х. За время своего существования «Арсенал» приобрел широчайшую известность в СССР, неоднократно выезжал за границу, участвовал в теле— и радио программах, был участником и лауреатом многих, в том числе и зарубежных, джазовых фестивалей. Сейчас в активе «Арсенала» несколько долгоиграющих пластинок, одна из которых — «Created with our own hands» была выпущена также в США компанией «East Wind Records». В 1995-м вместе с Тамарой Гвердцители ансамбль покорил ньюйоркцев на концерте в Карнеги-Холле. «Арсенал» всегда был экспериментальной платформой для новых стилей. Разные люди помнят «Арсенал» коллективом, напоминавшим то «Оркестр Махавишну» Джона Маклафлина, то необычным «продвинутым» вокально-инструментальным ансамблем, то типичным комбо современного европейского джаза, то почти рок-группой, активно использующей в своих представлениях, например, брейк-данс.
В июле 2009 года мэтр Алексей Козлов вновь удивляет общественность, собрав новый состав знаменитой группы Арсенал, который переходит к более утончённой эстетике, развивая идеи стиля «New Emotional Music». Это не означает полный отказ от предыдущего «Funky-fusion». Скорее возможен возврат к ранним формам фанки-джаза. При всем этом основной принцип «Арсенала» остается неизменным — объединение импровизаторов, вносящих каждый свой вклад в легендарный проект, созданный Алексеем Козловым.

Состав группы Новый Арсенал

Алексей Козлов — альт-саксофон
Алексей Самарин — клавишные
Сергей Слободин — бас-гитара
Эдуард Петрухин — барабаны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: