Естественнонаучная грамотность является одной из базовых учебно-предметных компетентностей. Мониторинг учебно-предметных компетенций учащихся ориентирован, прежде всего, на школу, которой нужна диагностика, позволяющая не только оценивать результаты образования, но и сопровождать сам процесс обучения на его основных этапах, предоставляя обратную связь учащимся, их родителям и учителям.
Предлагаемый мониторинг естественнонаучной грамотности учащихся обладает достаточной гибкостью и потенциально предназначается как для итоговой оценки результатов образовательного процесса, так и для текущей оценки достижений учащихся на протяжении учёбы в школе. При этом результаты тестирования можно использовать не только для оценки индивидуальной успешности учащихся, но и для определения групповых итогов обучения. Указанные возможности инструментария, позволяющие объективно фиксировать и осмыслять результаты обучения, представляют главное условие совершенствования образовательного процесса.
|
|
В основу диагностики положены представления об образовательном процессе, как культурном развитии человека (культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория развития Д.Б. Эльконина, теория учебной деятельности В.В. Давыдова), в частности, представления о процессе присвоения культурных средств и способов мышления и действия как главном содержании школьного образования.
В многочисленных исследованиях школы В.В. Давыдова чётко различаются и противопоставляются два варианта присвоения культурных средств:
1) формальное освоение - овладение внешними особенностями образца действия;
2) понятийное освоение - освоение существенного предметного отношения, лежащего в основе способа действия.
В ряде последних работ возрастных психологов, работающих в русле деятельностного подхода, была высказана мысль о том, что полное присвоение культурной формы действия происходит тогда, когда средство/способ становится инструментом опробования новых горизонтов действия и мышления.
Именно в результате опробования способа действия в разнообразных жизненных ситуациях у человека появляется отношение к нему как к собственному ресурсу, действительная свобода владения способом. Это как раз современная педагогика и пытается уловить с помощью понятия компетентности.
На этих теоретических основаниях были разработаны концепция уровневой диагностики, матрицы средств и способов действий в области естественнонаучной грамотности, образцы трёхуровневых задач для диагностики.
В основание разработки диагностических задач было положено представление о трёх уровнях (вариантах) присвоения средства/способа действия: формальном, понятийном и функциональном.
|
|
Если говорить строго, то это не совсем уровни, хотя, безусловно, человек, достигший второго уровня, выглядит значительно более развитым, чем человек, освоивший средство на первом уровне, а достижения третьего уровня явно масштабнее достижений второго уровня. Дело в том, что формальное освоение способа действия не является необходимым этапом, предшествующим его понятийному освоению. То, каким образом человек откроет для себя и освоит новый способ действия, зависит непосредственно от того, как его будут обучать.
В отличие от этого достижение третьего уровня, уровня функциональной грамотности, требует предварительно освоения второго уровня (т. е. понимания предметной сути средства/ способа). Тем не менее, именно эти три качественно разные формы присвоения средства оказываются необходимыми для содержательной характеристики продвижения ребёнка в сторону предметной грамотности и могут быть описаны в диагностике именно как уровни в смысле масштаба достижений.
Первый уровень - опора на форму культурного образца действия. Общим критерием достижения этого уровня является действие по формальному образцу, предполагающее умение опознать по внешним признакам проблемную ситуацию и реализовать соответствующий алгоритм (правило) действия.
Второй уровень - опора на содержательное основание способа действия модельное представление, фиксирующее существенное отношение некоторой предметной области.
Индикатором второго уровня является выполнение заданий, в которых внешние характеристики проблемной ситуации не обеспечивают ориентировку действия, а существенное отношение замаскировано посторонними деталями или находится противоречии с формальной структурой условий.
Третий уровень - ориентация на границы способа действия.
Задания этого уровня предполагают актуализацию «функционального поля, т. е. поля многообразных возможностей человека, владеющего данным способом. Они проверяют наличие свободного отношения к освоенному способу действия (например, произвольный выбор способа в ситуации, когда неочевидно, что им следует воспользоваться) и возможность подключения к решению задачи других имеющихся интеллектуальных ресурсов.
Функциональный уровень освоения способа действия соответствует педагогическому понятию компетентности, и такой подход к диагностике в целом может рассматриваться как попытка построения компетентностной диагностики на психологическом основании.
Инструментарий мониторинга ориентирован на оценку естественнонаучной грамотности младших школьников.
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, и получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
При разработке диагностического теста для каждого существенного фрагмента предметного содержания строятся задачи, соответствующие первому, второму третьему уровням.