Проблема классификации поведенческих отклонений

Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попыт­ки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудно­сти можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Основная причина заключается в междисциплинарном харак­тере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «деви-антное (отклоняющееся) поведение» используется в разных нау­ках в различных значениях, постольку существуют и многообраз­ные классификации поведенческих отклонений.

Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющего­ся поведения.

В то же время систематизации существуют и широко использу­ются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клини­ческий и психологический.

В рамках социально-правового подхода в свою очередь выделяют­ся социологическое и правовое направления.

Социология рассматривает поведенческие девиации как соци­альные явления, которые группируются по нескольким основаниям:

а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивиду­
альные отклонения;

б) по значению последствий — негативные (вызывающие вред­
ные последствия и создающие потенциальную опасность) и пози­
тивные;

в) по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных
групп (например, деятельность бандитских группировок), офици­
альных структур, условных социальных групп (например, женский
алкоголизм);


г) по объекту — экономические, бытовые, имущественные на­
рушения и другие;

д) по длительности — единовременные и длительные;

е) по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (ал­
коголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бро­
дяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, корруп­
ция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные
культы [1, 13].

В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опас­ности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-право­вые деликты, дисциплинарные проступки [5].

Преступления, в свою очередь, в зависимости от степени об­щественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести — с наказанием до двух лет; средней тяже­сти — с наказанием до пяти лет; тяжкие преступления — до деся­ти лет лишения свободы; особо тяжкие — свыше десяти лет лише­ния свободы или с более строгим наказанием.

По характеру действий преступления также делятся на: пре­ступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, преступления про­тив военной службы, преступления против мира и безопасности человечества. Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы являются классификациями различных форм отклоняющегося по­ведения с правовой точки зрения.

Время рождает все новые формы правовых отклонений, напри­мер рэкет, организованную преступность, финансовые пирами­ды, хакерство. Это, в свою очередь, вызывает необходимость вне­сения постоянных изменений в законодательство.

Рассмотренные классификации можно дополнить педагогиче­ским подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педа­гогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Понятие «отклоняющееся по­ведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения уча­щихся отклоняющееся поведение школьника может носить харак­тер как школьной, так и социальнойдезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее прояв­лениями, как неуспеваемость,нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенче­ские отклонения.

Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о следую­щих наиболее распространенных поведенческих отклоне-


ниях, сочетающихся со школьной дезадаптацией. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное пове­дение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, куре­ние, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной — социальной дезадап­тации в школьном возрасте могут выступать: регулярное упо­требление психоактивных веществ (летучие растворители, алко­голь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяж­ничество, совершение преступлений. В последнее время наблюда­ется появление относительно новых форм отклоняющегося пове­дения школьников, связанных с зависимостью от латиноамери­канских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.

Еще более запутан вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о деви-антном поведении на этом «несамостоятельном» этапе развития личности? Тем не менее педагоги и родители довольно часто стал­киваются с такими негативными поведенческими проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки (сосание пальца, куса­ние ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное поведе­ние, мастурбация, гиперактивное поведение.

К сожалению, в обществе преобладает отношение к отклоняю­щемуся поведению как к нездоровому. Сталкиваясь с его выражен­ными формами, люди стараются прежде всего получить медицин­ский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь.

В научной литературе по вопросам девиантного поведения так­же господствует клинический подход как наиболее разработанный и более привычный. В то же время известно, что воздействовать на поведение личности целесообразно психологически — воздействуя на саму личность. Очевидно, что специалист должен четко диффе­ренцировать два ведущих подхода к проблеме классификации по­веденческих отклонений — психологический и клинический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: