Отклоняющееся поведение как результат научения

Если психоаналитический подход ориентирован преимуществен­но на изучение внутренней динамики развития личности, то тео­рии, вышедшие из бихевиоризма, изучают непосредственно на­блюдаемое поведение. Данное направление представляет для нас особый интерес, поскольку предметом нашего изучения также является поведение личности (хотя и отклоняющееся).

Бихевиоризм (поведенческая психология) в качестве само­стоятельного направления выделился в начале XX в. Его основа­ние связывают с такими именами, как Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Скиннер.

Основные положения поведенческой психологии мож­но сформулировать в следующих постулатах.

1. Психология должна заниматься предсказанием реального (на­
блюдаемого) человеческого поведения и его управлением.

2. Цель любого поведения — приспособление к среде.

3. Поведение — процесс взаимодействия личности со средой,
опосредованный внутренней активностью и индивидуальными осо­
бенностями, проявляющийся преимущественно во внешних дей­
ствиях. (Первоначально под «поведением» понимались только внеш­
ние проявления — двигательные, эмоциональные, вегетативные,
речевые.)

4. Данный процесс реализуется по схеме: стимул — промежуточ­
ные переменные — реакция. Под промежуточными переменными в
настоящее время понимают все, что может быть скрыто за реакци­
ей. Это — эмоциональные процессы (особенно тревога), мотива­
ция данной формы поведения (побудительные факторы), когни­
тивные процессы (особенности восприятия, понимания ситуации
и т.д.), процессы саморегуляции.

5. Поведение формируется на основе безусловных рефлексов и
инстинктивных программ (наследственные, шаблонные реакции
организма как целого).

6. Основным механизмом формирования поведения человека яв­
ляется научение. Научение — процесс приобретения и сохранения
определенных видов поведения на основе реакции на возникшую
ситуацию. Исключение составляют случаи, когда изменение ак­
тивности связано с врожденными рефлексами, созреванием или
временными состояниями (усталость, наркотическое опьянение).

Бихевиоральная теория — это всеобъемлющая теория, описыва­ющая на основе экспериментов законы или принципы человеческого поведения [12].

Классическое обусловливание, открытое И. П. Павловым (1849 — 1936), стало первым законом поведенческой психологии и оказа­ло фундаментальное влияние на все последующие исследования закономерностей поведения. Классическое обусловливание {условный,


или респондентный, рефлекс) — это научение условной реакции (ре­акции на индифферентный стимул), соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающим врожденные реакции организма). Например, изображение вкусной пищи (ус­ловный стимул) может вызывать слюноотделение, также как и попадание пищи в рот (безусловный стимул). Каждое действие имеет тенденцию к повторению, если оно основано на безусловных или условных рефлексах и вознаграждено. Повторяющиеся действия превращаются в привычку. Если же действия не повторяются или не подкрепляются, то они угасают.

Одним из основоположников поведенческой психологии по праву считается Дж.Б.Уотсон (1878—1958), сформулировавший принципы поведенческой психологии, а также законы обусловли­вания.

В соответствии с теорией Дж. Уотсона [3] и человек, и живот­ное приспосабливаются к окружающей среде посредством исполь­зования наследственных задатков и багажа привычек. Стимул, или предмет, который вызывает реакцию, может исходить от объек­тов, находящихся во внешней или внутренней среде. Посредством обусловливания диапазон стимулов, на которые реагируют люди, все более расширяется, bet реакции можно разделить на открытые и скрытые, на приобретенные и врожденные. Врожденные реакции малочисленны и включают в себя все, что делают люди с первых дней младенчества. В частности, к ним относятся кровообращение и дыхание, а также обусловливание и формирование привычек. Врожденные реакции становятся обусловленными вскоре после рождения. Наблюдение за детьми показывает, что все, обычно на­зываемое инстинктом, в значительной степени является результа­том научения, или обусловливания, и в качестве такового являет­ся частью человеческого приобретенного поведения. По мнению Дж. Уотсона, существуют только три типа неприобретенных эмо­циональных ответов на стимулы — страх (например, врожденный страх ребенка при очень громком звуке), гнев и любовь.

Б. Ф. Скиннер (1904—1990) внес особый вклад в развитие по­веденческой психологии, так как обнаружил, что на поведение существенно влияют его же последствия [12, с. 127]. В связи с этим Б. Скиннер предложил механизм оперантного обусловливания. При оперантном поведении приспособление происходит не в форме отвечающего на стимул поведения, а путем собственной актив­ности человека. Например, в результате проб и ошибок может до­стигаться успех, который приводит к удовольствию или устране­нию неприятностей, т.е. конкретная форма поведения самопод­крепляется.

Б. Скиннер отмечал, что реакцию невозможно предвидеть или проконтролировать, и единственное, что можно предсказать, — это вероятность ее возникновения в будущем. Единицей науки по-


ведения является оперант — поведение, определенное данным (сво­им) последствием. Оперантное поведение — поведение, которое опе­рирует в окружающей среде, производя последствия.

Если И. П. Павлов называл все события, которые усиливали по­ведение его собак, «подкреплением», а обусловленные этими со­бытиями перемены в поведении — «обусловливанием» (связь под­крепления со стимулом), то, согласно концепции оперантного по­ведения, подкрепление зависит от ответа (связь подкрепления с реакцией на стимул). Классическое обусловливание и оперантное обусловливание — два единственно возможных вида обусловлива­ния [12].

Хотя окружающая среда и играет большую роль в формирова­нии и поддержании поведения, поведение само воздействует на окружающую среду, производя последствия, и также зависит от последствий, произведенных окружающей средой. Любое адекват­ное описание взаимодействия между организмом и окружающей его средой должно содержать определение трех элементов: а) си­туации, в которой имеет место данная реакция; б) самого ответа; в) подкрепляющих последствий. Взаимосвязь этих трех элементов лежит в основе сопряженного подкрепления.

Вероятность возникновения реакции возрастает как после по­зитивного, так и после негативного подкрепления. Позитивное под­крепление подразумевает предоставление чего-то (например, по­хвала, вознаграждение). Негативное подкрепление подразумевает удаление чего-то неприятного из данной ситуации (например, избегание наказания). Относительно отклоняющегося поведения, употребление алкоголя, например, одновременно подкрепляется и получением удовольствия (ощущение тепла, удовольствие от вкусной еды, прилив энергии, внимание друзей, праздничная ат­мосфера), и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, отвлечение от забот и ответствен­ности).

В целом вероятность поведения усиливается при следующих подкреплениях:

— устранение неприятностей;

— привлечение внимания (по мнению Б.Скиннера, только те
люди, которые внимательны к нам, подкрепляют наше поведение);

— аффектация (демонстрация сильных эмоций);

— улыбка или любая форма одобрения;

— предоставление возможности заниматься любимой деятель­
ностью;

— предоставление власти;

— удовольствия — универсальная награда (сладкое, еда, секс и
т.п.).

Эти подкрепляющие стимулы мы привыкли называть поощре­нием.

 

3 Змг


Б.Скиннер полагал, что все подкрепления в конечном счете получают свою силу в процессе эволюционного отбора и что для людей характерно получать подкрепления определенными способами с помощью определенных вещей. Например, и по­зитивное подкрепление пищей и негативное подкрепление спасе­нием от опасности, очевидно, необходимы для выживания. Толь­ко малая часть поведения немедленно подкрепляется пищей, во­дой, сексуальным контактом или другими факторами, имеющими явное биологическое значение. (Такие подкрепления, как отмеча­лось выше, называются безусловными или первичными подкреп­лениями).

Большая часть поведения — это реакция на подкрепления, ко­торые стали ассоциироваться с первичными подкреплениями или обусловлены ими. Например, если каждый раз во время праздника курить в приятной компании, то компания становится обусловлен­ным подкрепляющим стимулом.

Обусловленное подкрепление генерализуется, когда оно соеди­няется более чем с одним первичным подкреплением. Этот факт I имеет большое значение, так как генерализованное обусловленное^ подкрепление, например в виде денег, полезно, потому что приме­нимо не только к одному конкретному состоянию депривации (на­пример, к состоянию голода), но и ко многим другим подобным состояниям. Следовательно, при таком виде подкрепления вероят­ность возникновения реакции будет большей. Другими генерали­зованными обусловленными подкрепляющими стимулами явля-| ются внимание, одобрение и привязанность.

Б.Скиннер не считал термин «научение» эквивалентным «опе-1 рантному обусловливанию». Использование термина «научение» в большей степени подразумевает формирование поведения, в то время как употребление термина «оперантное обусловливание» подразумевает в равной степени и формирование, и сохранение| поведения.

Таким образом, поведение имеет последствия, если же этих! последствий или подкрепления не оказывается в наличии, проис-[ ходит угасание поведения. Например, если последовательно не об-| ращать внимание на капризы ребенка, он начинает капризничат! все реже и реже. Точно так же, когда взрослые люди вовлекаются поведение, которое больше не имеет полезных последствий, ohi становятся все менее склонны вести себя таким образом. Режимь подкрепления имеют отношение к угасанию. Например, угасание поведения, вызванного периодическим подкреплением, может быт! намного труднее, чем угасание поведения, развивающегося npi постоянном подкреплении.

Задача психологии, по мнению Б.Скиннера, объяснить поведе­ние с учетом истории его подкрепления и угасания. Например, в слу­чае зависимого поведения важно понимать, в каких условиях он(


появилось, чем и как подкреплялось, как часто проявляется, с чем ассоциируется и чем сопровождается, к чему приводит в каж­дом конкретном случае, какова реакция окружающих на данное поведение, какую психологическую выгоду дает человеку данное поведение. С этой точки зрения психотерапию можно рассматри­вать как систему подкрепления, предназначенную для восстановления угасшего желательного поведения.

Поведение можно формировать посредством подкрепления по­следовательных приближений к желательному ответу. Б. Скиннер при­водит следующий пример. Голубя обучали катать деревянный шар, с силой ударяя по нему и направляя по миниатюрной дорожке к набору игрушечных булав. Исследователи и его коллеги ожидали от голубя должной реакции, которую они намеревались подкре­пить пищей, однако ничего не получилось. Тогда экспериментато­ры решили подкреплять любую реакцию, которая будет иметь хоть малейшее сходство с сильным ударом, а затем выбирать реакции, которые больше всего будут походить на желаемую реакцию. Эта тактика оказалась чрезвычайно эффективной [12, с. 231].

Когда подкрепляющий эффект одного стимула распространя­ется на другие стимулы, имеет место эффект генерализации, или индукции. Пример генерализации стимула в повседневной жизни — это реагирование определенным образом на человека, напомина­ющего какого-то знакомого.

Б. Скиннер рассматривал личность как репертуар видов пове­дения, соответствующий набору подкреплений, зависящих от со­пряженных обстоятельств. Если рассматривать причинную обуслов­ленность поведения с традиционной точки зрения, люди высту­пают в роли автономно действующих индивидов, ответственных за собственную жизнь. Согласно научному представлению, люди — это члены вида, который сформировался в зависящих от эволю­ции обстоятельствах выживания; поведение людей находится под контролем окружающей среды, в которой они живут. Способы, которыми люди воспринимают и осознают мир, определяются со­пряженными обстоятельствами окружающей среды. Сознание, или осознание, также является социальным продуктом, сформирован­ным окружающей средой. Более того, в механизмах сложной дея­тельности, называемой мышлением, также можно разобраться, если учесть влияние сопряженных обстоятельств подкрепления.

При самоконтроле люди управляют событиями, чтобы управ­лять своим поведением. Это прежде всего контроль окружающей среды, который влияет и на поведение. Например, взрослый мо­жет применять реакцию ухода таким образом, что он становится способен управлять своей реакцией гнева. Точно так же удаление пищи из поля зрения может способствовать отвыканию от при­вычки к перееданию. С другой стороны, присутствие некоторых стимулов может сделать желательное поведение более вероятным.





Например, конкретный стол может быть стимулом для учебного поведения, а узел, завязанный на носовом платке, может под­креплять отложенное действие.

Таким образом, представители классического бихевиоризма предложили основные принципы и механизмы человеческого по­ведения как процесса взаимодействия личности со средой. В аспек­те рассмотренных положений отклоняющееся поведение можно оп­ределить как результат сложного обусловливания среды.

Для уменьшения или устранения отклоняющегося поведения среда располагает следующими способами. Это, во-первых, нега­тивное подкрепление (лишение чего-либо важного). Во-вторых, это эмоционально-негативное обусловливание. Например, наказание, ос­нованное на страхе. Обычно оно достаточно эффективно, но в некоторых ситуациях наказание вызывает другие чувства — лю­бопытство, идентификацию с агрессором, садомазохисткое удо­вольствие. В подобных случаях наказание будет подкреплять и уси­ливать нежелательное поведение. В ряде случаев трудно прокон­тролировать условия наказания. Наиболее яркий тому пример — исправительные учреждения, где в силу специфических условий через 5 — 7 лет поведение личности деформируется почти не­обратимо.

Кроме этого, эффективность наказания зависит от ряда условий: оно должно применяться сразу после нежела­тельного поведения; быть пропорционально поступку; индивиду­ально значимым; и по возможности должно осуществляться без свидетелей... Большинство исследователей признают, что наказа­ние далеко не всегда предупреждает нежелательное поведение.

Третий способ угашения поведения — оперантное угашение ре­акции, когда она просто игнорируется или человек помещается в иную среду, где прежнее поведение невозможно. Доказано, что угашение реакции данным способом более эффективно, чем нега­тивное подкрепление или наказание.

Один из современных представителей поведенческого подхо­да — Д.Вольпе (1915— 1997) — специально изучал аналогичное яв­ление — механизм совместного, реципрокного торможения [12, с. 235]. Исследуя способствующие отучению процессы, Д.Вольпе заметил, что старые привычки угасают, если новым привычкам пре­доставляется возможность развиваться в той же самой ситуации. Реципрокное торможение имеет место всякий раз, когда поло­жительная реакция (например, релаксация), несовместимая с оп­ределенной негативной реакцией (например, тревогой), тормо­зит данную условную реакцию, способствуя последующему ее ос­лаблению. Поскольку тревога достаточно часто сочетается с про­блемным поведением, задача специалиста — сформировать анта­гонистическую по отношению к тревоге реакцию во время при­сутствия стимулов, вызывающих эту тревогу.


Д.Вольпе перечислил реакции, не совместимые с тре­вогой, с помощью которых можно изменять поведение людей:

— ассертивные реакции (открытое приемлемое выражение эмо­
ций по отношению к другому человеку);

— сексуальные реакции;

— реакции релаксации;

— дыхательные реакции;

— реакции «облегчения тревоги»;

— соревновательно обусловленные моторные реакции;

— приятные реакции, возникающие в различных жизненных
ситуациях (например, при воздействии лекарств);

— эмоциональные реакции, вызванные беседой;

— устное или ролевое проигрывание конфликтной ситуации
[12, с. 239].

Другой, не менее известный, представитель поведенческой психологии — Г.Ю.Айзенк (1916—1997) — обратил внимание на то, что законы Дж.Уотсона и Б.Скиннера не описывают всех поведенческих феноменов [12, с. 240]. Например, в ряде случаев тревога как условная реакция усиливается при предъявлении сти­мула, ее вызывающего, хотя никакого подкрепления последствий при этом не было. Более того, Г. Айзенк считал, что невротичес­кое поведение, имеющее явно отрицательные последствия, не устраняется вопреки здравому смыслу. Разрабатывая в связи с этим теорию инкубации реакций тревоги {усиления), Г. Айзенк предпо­ложил, что некоторые условные рефлексы (прежде всего трево­га), имеют свойства внутреннего импульса (самоподкрепления), благодаря чему при воздействии лишь одного стимула (без под­крепления) индуцируется условная реакция тревоги, идентич­ная безусловному рефлексу (не требующему специального под­крепления). Таким образом, условная реакция страха не только сопротивляется угасанию, но и усиливается при каждом предъяв­лении условного стимула (как бы сама собой), образуя цикл поло­жительной обратной связи.

Г. Айзенк выделял четыре источника невротических реакций страха (тревоги) у людей [12, с. 241]:

1) врожденные предпосылки (страх возникает при первом же
столкновении индивида с объектом);

2) «подготовленность» — легкость обусловливания реакции стра­
ха у людей (люди чрезвычайно легко обучаются некоторым стра­
хам — при первом же столкновении со стимулом);

3) имитация — страхам можно научиться посредством подра­
жания;

4) классическое обусловливание (причем главным безусловным
стимулом, порождающим реакции страха, являются не боль, не
громкий звук, не потеря поддержки, не физическое ограничение,
а фрустрация или фрустрирующее отсутствие вознаграждения).


Социально-когнитивная теория, или теория социального науче­ния, разработанная А. Бандурой (р. 1925), представляет плодотвор­ное развитие классической теории научения [2, 11]. В соответствии с теорией социального научения врожденными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение человека социально обусловлено, поскольку за ним стоят сложнейшие навыки, требующие специального научения. Так, что­бы сформировалось, например, агрессивное поведение, необхо­димо выполнение целого ряда условий. Должны присутствовать способы усвоения действия, должна быть провокация, должны быть условия, закрепляющие действия. Иначе говоря, агрессивному поведению учатся, поскольку агрессор должен знать: что причи­няет боль, как это сделать и в каких условиях... Влияние психофи­зиологических, в том числе наследственных, механизмов имеет место, но не играет решающей роли.

В соответствии с социально-когнитивной теорией реакция че­ловека на стимул опосредована когнитивными процессами. А. Бан­дура выделил пять основных когнитивных способно­стей, которые характеризуют человека: символизация (создание символов и образов, выходящих за пределы сенсорного опыта); предвидение (в большинстве случаев люди предвидят последствия своего поведения, ставят цели, а не просто реагируют на окружа­ющую среду); опосредование моделями (люди обучаются преиму­щественно через наблюдение за другими людьми, а не через не­посредственное участие); саморегуляция (наличие внутренних стан­дартов для оценки и коррекции собственного поведения); само­анализ (рефлексивная оценка своего опыта и мыслительных про­цессов) [12, с. 292].

Подчеркивая активный характер человеческого поведения, А. Бандура вводит понятие человеческой агентности. Человеческая агентность — способность осуществлять самоуправление через кон­троль над собственными мыслительными процессами, мотиваци­ями и действиями. Поведение человека (В), когнитивные и лично­стные факторы (Р) и влияние окружающей среды (Е) взаимно детерминированы (триадический взаимный детерминизм). В конеч­ном счете поведение — это результат сложного взаимодействия внешних событий и внутриличностных детерминант: наследствен­ных особенностей, приобретенных умений, рефлексивного мыш­ления и самоинициативы.

В соответствии с теорией социального научения основными механизмами формирования поведения являются следующие.

1. Научение через наблюдение {викарное научение) является веду­щим способом. Люди научаются поведению и когнитивным навы­кам преимущественно наблюдая за моделями (за другими людьми). По мнению Бандуры, викарное научение даже эффективнее, так


Г


как оно безопаснее. Наблюдать можно не только сцены из жизни, но также их художественно-символическое изображение, напри­мер, через литературу, кино. Наблюдатель примет демонстрируе­мое поведение за образец, если: оно явно приносит внешние вы­годы; внутренне положительно им оценивается; приносит пользу модели, и его можно наблюдать. При этом сочетание вербального и невербального моделирования эффективнее. Например, образ отрицательного героя фильма будет заразительным, если актер (пер­сонаж) вызывает симпатию и близок к идеалу или если с помо­щью негативных действий он безнаказанно добивается власти, денег, удовольствий...

Научение через наблюдение необязательно требует внешней на­грады, так как опосредуется и «награждается» когнитивными про­цессами наблюдателя (например, его оценкой происходящего, его представлениями о последствиях подобного поведения).

2. Научение в действии, или научение через опыт, распростра­нено чрезвычайно широко. Существует различие между знанием и навыком. Навыки (действия) связаны с целевыми структурами. Совершая действия, люди испытывают влияние их последствий (оперантное обусловливание). Поэтому на поведение существенно влияет то, как человек воспринимает последствия. Например, если последствия реакции оцениваются высоко, это повышает вероят­ность совершения такого поведения, т.е. усиливает его. Таким об­разом, вопреки механистическому представлению, последствия определяют поведение не сами по себе, а через мысли. Термин «подкрепление», по мнению А. Бандуры, вводит в заблуждение, так как подразумевает автоматическое реагирование и усиление реакций. В то время как для эффективного функционирования так­же требуется, чтобы люди предвидели события и оценивали веро­ятные результаты различных действий. Например, дети ведут себя в присутствии снисходительного родителя более вызывающе, чем в присутствии более требовательного. Создание точных прогнози­рующих суждений требует внимания, памяти и интегративных когнитивных навыков.

А.Бандура выделяет три регулирующие мотивацион-ные системы — это системы, базир>тощиеся на внешних, косвенных и самопродуцированных результатах.

Внешние мотиваторы — это внешние последствия действий чело­века, усиливающие или ослабляющие эти действия в последующем. Они включают: физическую депривацию и боль; материальные сти­мулы (например, пища); сенсорные стимулы (приятные/неприят­ные ощущения); социальные стимулы (одобрение/неодобрение); символические стимулы (деньги, оценки, звания); стимулы дея­тельности (в том числе, творчества); стимулы статуса и власти.

Косвенные мотиваторы (мотиваторы опосредования) — знания, Полученные в результате наблюдения за последствиями реакций


других людей. Наблюдение за тем, как вознаграждается поведение других людей, повышает вероятность того, что наблюдатели ста­нут вести себя подобным образом. Наблюдение того, что поведе­ние других людей наказывается, уменьшает вероятность подобно­го поведения. Следует заметить, что более эффективным способом сдерживания нежелательного поведения является обучение конст­руктивным альтернативным формам поведения. В целом наблюде­ние за поведением других дает информацию, эмоционально воз­буждает, влияет на личные стандарты и оценки.

Внутренние мотиваторы (мотиваторы саморегуляции) особен­но важны, поскольку человеческое поведение в основном осуще­ствляется без непосредственного вознаграждения. Внутренние стан­дарты поведения могут действовать как внутренние стимулы. Са­морегуляция поведения включает в себя три подпроцесса: само­наблюдение (получение информации о своем поведении), оце­ночный процесс (оценка положительности или отрицательности своего поведения с точки зрения личных стандартов) и самореа­гирование (влияние на свое поведение).

Для успешного поведения чрезвычайно важны концепции лич­ной эффективности — суждения личности о возможности достичь определенного уровня исполнения (вера в свою эффективность). Концепции эффективности являются результатом: личного опыта достижений; опосредованного опыта (наблюдений за удачами-не­удачами других); вербального убеждения (уговаривания); физио­логического и эмоционального состояния (эмоциональное возбуж­дение, настроение, усталость, боль, страдание). Первоначально люди себя мотивируют через установление стандартов, или уров­ней исполнения, которые вызывают нарушение равновесия, а за­тем стремятся достичь этих уровней. Цели, которые личность ста­вит перед собой, действуют как внутренние мотиваторы, действу­ющие по принципу самоудовлетворения при реализации целей. Особенно полезно ставить постепенно усложняющиеся кратко­срочные промежуточные цели.

К теории научения тесно примыкает когнитивное направле­ние, также выросшее на почве бихевиоризма. Согласно когнитив­ной модели Аарона Бека и рационально-эмотивной теории Альбер­та Эллиса, в основе нарушенного поведения лежат неадаптивные мыслительные схемы. Неадекватные когниции запускают неадек­ватные чувства и действия. То, как люди интерпретируют стрессо­вые ситуации, определяет их поведение. Например, при депрессии «нормальная» печаль трансформируется во всеобъемлющее чувство тотальной потери и поражения. На уровне поведения в этом случае возникают дезадаптивные реакции ухода, отказа от активности. Другая ситуация может восприниматься чрезмерно угрожающе, что в свою очередь спровоцирует тревогу и гнев, а затем агрессию или избегание. Таким образом, неадекватность переработки ин-


формации, а также неудачи в структурировании жизненных ситуа­ций могут выступать в качестве отдельной причины поведенческих расстройств [12, 19].

Как отмечалось выше, отклоняющееся поведение личности может быть связано с такой индивидуальной особенностью, как стрессоустойчивость. В настоящее время в рамках когнитивно-по­веденческого подхода активно изучается поведение человека в эк­стремальных или стрессовых ситуациях [6]. В связи с этим изучает­ся копинг-поведение. Под копингом {coping) подразумевается про­цесс, опосредующий приспособление, следующее за стрессовым событием. Впервые термин был использован Л.Мерфи в 1962 г. в исследовании способов преодоления детьми трудностей, связан­ных с возрастными кризисами. Сейчас копинг рассматривается как важный процесс социальной адаптации. Приспособляемость опре­деляется тремя компонентами: 1) способностью и умением орга­низма адекватно реагировать на внешние воздействия; 2) мотива­цией — желанием приспосабливаться к условиям окружающей среды; 3) способностью поддерживать психическое равновесие. Копинг-поведение понимается как сознательные стратегии пре­одоления стрессовых ситуаций (сосуществующие с бессознатель­ными механизмами психологической защиты).

В соответствие с моделью Р. Лазаруса, также исследующего ко­пинг-поведение, взаимодействие среды и личности регулируется двумя процессами: когнитивной оценкой и копингом [6]. Выделяется два вида когнитивной оценки — первичная и вторичная. Первич­ная оценка определяется степенью воспринимаемой угрозы, свой­ствами стрессора, психологическими особенностями индивида. Ее результатом является вывод об оценке ситуации как угрожающей или как ситуации изменения. Вторичная оценка критически до­полняет первичную и определяет, как мы можем влиять на нега­тивные события и каковы ресурсы преодоления стресса. После ког­нитивной оценки ситуации индивид приступает к разработке ме­ханизмов преодоления стресса с целью адаптации. После мысли­тельной проработки следует собственно копинг — процесс совла-дания со стрессом.

Копинг является целостным механизмом. В исследовательских целях целесообразно говорить о его когнитивном, эмоциональ­ном, поведенческом аспекте. Копинг может способствовать адап­тации личности к конкретной ситуации, эффективности поведе­ния, а может и не способствовать. Таким образом, копинг-поведе­ние может быть гибким и пассивным, продуктивным и непродук­тивным.

Наряду с копинг-стратегиями (действиями по совладанию) вы­деляют копинг-ресурсы личности — совокупность условий, способ­ствующих преодолению стресса. Выделяют следующие виды ко-пинг-ресурсов: физические (здоровье, выносливость); социальные


(индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающИе системы); психологические (убеждение, устойчивая самооценка общительность, интеллект, мораль, юмор) и материальные ре^ сурсы (деньги, оборудование).

Понятие копинга разрабатывалось на примерах кризисных си­туаций, связанных с тяжелой болезнью как источником стресса Е.Хэйм, изучая копинг-процессы у онкологических больных, пред­принял попытку перевести формы совладания, описанные разны­ми исследователями, в систему нейтральных понятий и выделил 26 форм копинг-поведения.

Адаптивные варианты копинг-поведения включают такие когни­тивные элементы, как проблемный анализ, установка на собствен­ную ценность, сохранение самообладания. Данные формы поведе­ния направлены на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных си­туаций. Среди эффективных эмоциональных стратегий можно на­звать такие, как протест, оптимизм — эмоциональные состояния с активным возмущением и протестом по отношению к трудно­стям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой слож­ной ситуации. Успешные поведенческие копинг-стратегии — со­трудничество, обращение, альтруизм. Это такие формы поведения личности, при которых она вступает в сотрудничество с о значи­мыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или предлагает ее близким в преодолении

трудностей.

Жизнь показывает, что в случае отклоняющегося поведения люди чрезвычайно часто прибегают к малоадаптивным вариантам копинг-поведения. Среди малопродуктивных когнитивных стратепсй — сми­рение, растерянность, диссимуляция, игнорирование — пассив­ные формы поведения с отказом от преодоления трудное тей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, или с недо­оценкой неприятностей. Среди малопродуктивных эмоциональных копинг-стратегий — подавление эмоций, покорность, самообви­нение, агрессивность — варианты поведения, характеризвуюшиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадеж­ности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди малопроДУ*' тивных поведенческих стратегий — активное избегание, отступлю ние — поведение, предполагающее пассивность, уединение, изо' ляцию, уход от решения проблем.

Также имеют место относительно адаптивные варианты копи№' поведения, конструктивность которых зависит от знач имостЯ 1 выраженности ситуации преодоления. Среди когнитивных стра тегий к ним относятся: относительность, придача смысла, peJIfl


зНость — формы поведения, направленные на оценку трудно-Г й в сравнении с другими, придание особого смысла их преодо-ению, а также вера в Бога. Среди эмоциональных копинг-страте-иИ — эмоциональная разрядка, пассивная кооперация — пове­ление, которое направлено либо на снятие напряжения, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим ли-цам. Среди поведенческих стратегий — компенсация, отвлече­ние, конструктивная активность — поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем, напри­мер: с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествий, исполнения своих заветных жела­ний.

Стресс — обычное для большинства людей явление. В ходе жиз­ни формируются привычные для каждого человека копинг-стра-тегии. И хотя поведение каждого человека включает различные стратегии, современные данные позволяют говорить о том, что «здоровые» люди достоверно чаще прибегают к более адаптивным формам копинг-поведения и меньше используют неконструктив­ные формы. В то время как личности с проблемным поведением, например зависимым, склонны к малопродуктивным стратеги­ям, таким, как уход от проблем и трудностей, отрицание и изо­ляция [30].

Развитие в 1960-е гг. кибернетики и теории систем породило такое направление в психологии, как системное консультирова­ние и системная семейная психотерапия [7, 17]. В рамках данного подхода личность рассматривается как элемент какой-либо соци­альной системы. Например, на поведение человека влияет его се­мья, поскольку он включен в семейную систему. Системными семейными характеристиками будут: иерархия, грани­цы, подсистемы, правила, стили коммуникации и т.д. Семейная система должна быстро и гибко адаптироваться к внутренним и внешним изменениям. Семьи могут быть гармоничными и дис­функциональными. Дисфункциональная семья не справляется со стрессорами и не обеспечивает условий для личностного роста каждого из своих членов. Стрессорами являются любые события, ^ебующие изменений в семейной системе. Это, например, рож­дение ребенка, смена профессии, миграция семьи, достижение Ребенком подросткового возра:та, уход детей из дома.

С позиций семейной терапии каждый участник семейного про­веса играет определенные роли, а система в целом стремится к ^°ДДержанию устойчивого равновесия. Отклоняющееся поведение — семейного неблагополучия. В целом симптом служит удер-емьи от распада и сохранению привычного равновесия. *пРимер, наркозависимость подростка может удерживать роди-от развода, поскольку родители в данном случае объединят-борьбы с реальной опасностью.


Носитель симптома обозначается как идентифицированный па­циент. Симптоматическое поведение характеризуется следующими

признаками:

— оно сильно влияет на всех членов семьи;

— симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны

его носителя;

— симптом закрепляется и поддерживается членами семьи;

— симптоматическое поведение дает участникам семейного про­
цесса психологическую выгоду.

С. А. Кулаков указывает, что чаще всего причинами симптомати­ческого поведения выступают следующие обстоятельства [7, с. 116]:

— члены семьи игнорируют семейную проблему и не разделяют
ответственность за симптом;

— закрытые внешние границы не позволяют получить ресурс
извне для решения проблем, блокируя нормальное развитие се­
мейной системы;

— размытые границы между семейными подсистемами (супру­
ги, их родители, сибсы и т.д.) стимулируют процесс хронической
беспомощности у всех членов семьи, но особенно у «идентифици­
рованного пациента»;

— стереотипные «застывшие» ролевые взаимодействия;

— проблемы открытого выражения чувств в семье (нередко кри­
зис, создаваемый симптомом, является единственным способом

испытать эмоции).

Если семья рассматривается как саморегулирующаяся система, а симптоматическое поведение как механизм ее регуляции, то в случае устранения симптома вся система может оказаться времен­но нерегулируемой. Поэтому не только носитель симптома, но вся семья неосознанно сопротивляется позитивным переменам, в том числе поддерживая отклоняющееся поведение.

Благодаря анализу психологических концепций мы еще раз смог­ли убедиться, насколько сложна и многообразна изучаемая нами реальность — отклоняющееся поведение личности. Отклоняющее­ся поведение может быть следствием духовных проблем, оно так­же может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, оно может быть ре­зультатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное по­ведение может быть просто привычкой — действием, которое не­однократно повторялось и вознаграждалось внешней или внутрен­ней выгодой. Это может быть что-то одно или многое сразу.

Конкретизируя рассмотренные психологические факторы и ме­ханизмы девиантного поведения, мы можем попытаться система­тизировать его психологические составляющие.

Итак, отклоняющееся поведение характеризуют: духовные проблемы — отсутствие или утрата смысла жизни, не-сформированные нравственные ценности, редуцированные выс-


шие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пу­стота, блокировка самореализации;

деформации в ценностно-мотивационной системе личности — девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, мало­продуктивные механизмы психологической защиты;

эмоциональные проблемы — тревога, депрессия, негативные эмо­ции, трудности понимания и выражения эмоций;

проблемы саморегуляции — нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмер­ный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, мало­продуктивные механизмы совладания со стрессом, низкие адап­тивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности;

когнитивные искажения — дисфункциональные мысли, стерео­типы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, не­адекватные установки;

негативный жизненный опыт — отрицательные привычки и на­выки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, пси­хические травмы, опыт насилия.

В случае отклоняющегося поведения, как правило, имеют ме­сто несколько из перечисленных психологических проблем. Оста­ется до конца не ясным вопрос — когда и почему рассмотренные особенности личности превышают «порог допустимого», вызы­вая поведенческие расстройства? Справедливости ради, следует заметить, что психологические трудности в той или иной степени присущи каждому человеку (например, неуверенность в себе). Но в силу определенных причин (например, системы личностных смыс­лов) в одном случае личные проблемы стимулируют человека к позитивной активности (творчеству, служению людям, достиже­ниям), а в другом случае они провоцируют отклоняющееся пове­дение.

В целом, накопленные клинические и экспериментальные дан­ные позволяют предположить, что не существует линейной зави­симости между девиантными действиями и каким-либо конкрет­ным фактором, механизмом. Как правило, отклоняющееся поведе­ние личности представляет собой сложную форму социального пове­дения, детерминированного системой взаимосвязанных факторовусловий и психологических причин.

Выделенные факторы зависимого поведения можно предста­вить в виде рабочей схем и для анализа. Данная схема позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилиза­торами проблемного поведения.

По результатам данного анализа можно составить индивиду­альную программу профилактики или преодоления отклоняюще­гося поведения.


СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

1. Индивидуально-типологическая ранимость:

сенситивность (повышенная чувствительность к любому внеш­нему воздействию);

эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная ла-1
бильность (резкие перепады настроения); *,

пониженный фон настроения; {

импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, некон-!"]
тролируемой реакции); г1

низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно из­менять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

склонность к быстрому формированию стойких поведенческих] стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быс- Ч тро формируются);

ригидность — склонность к «застреванию» на какой-либо ак­тивности (мыслях, чувствах, действиях);

склонность к соматизации (телесному реагированию на небла­гоприятные факторы, например телесным напряжением, аллер­гией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохра­няются на протяжении всей жизни личности. Если у одного чело­века присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению. (Этому уровню предшествуют — генетический и физио­логический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности:

преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внут­ренних конфликтов;

алекситимия — слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

несформированность ассертивного поведения (неспособность от­крыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоля­ция, отрицание, проекция);

дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);

отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет пси-


хологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведе­нию.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенса­
торные возможности):

духовность;

здоровье и ценности здорового образа жизни;

внешняя привлекательность;

общительность, способность к сотрудничеству;

активность;

интеллект, специальные способности;

целеустремленность и честолюбие;

высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, со­страдание, вера);

творчество, хобби;

профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);

достижения;

любовь, дружба, значимые личные отношения;

жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности озна­чает реальную возможность компенсации личностных или жиз­ненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимо­сти. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем:
отсутствие родительской семьи;

неполная семья (отсутствие отца);

зависимая семья;

девиантная семья;

низкий социальный статус семьи;

семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, пе­реезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);

социальная изоляция;

отсутствие поддерживающей группы сверстников;

низкий личный статус в референтной социальной группе (ра­бочем коллективе, учебной группе);

отсутствие близких друзей;

отсутствие сексуального партнера;

общественная незанятость;

проблемная компания;

проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддержи­
вающие отклоняющееся поведение:

состояние социально-психологической дезадаптации;


состояние фрустрации жизненно важных потребностей; научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):
ситуация, в которой впервые имело место ОП;
ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;
степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятель­
ства, индивидуальный ритм);

состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);

что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы); последующие события (состояние, мысли, действия); реакция окружающих; что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение'.

форма и степень выраженности ОП; степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности;

поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личност­ная предрасположенность и психологическая выгода); ингибиторы (препятствующие условия); ресурсы личности;

возможные пути преодоления (стратегия изменения); формы и методы социально-психологической помощи.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите социальные причины отклоняющегося поведения.

2. Каковы биологические предпосылки поведенческих девиаций?

3. Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенци­
ально-гуманистического подхода.

4. Что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз?

5. Каковы психодинамические механизмы отклоняющегося поведе­
ния?

6. Раскройте понятие «психологическая защита» и перечислите основ­
ные ее виды.

7. Перечислите основные положения поведенческой психологии.

8. Каковы факторы отклоняющегося поведения с точки зрения пове­
денческой психологии?

9. Что такое классическое и оперантное обусловливание?

10. Раскройте понятие «подкрепляющий стимул» и перечислите виды
подкреплений.

11. Назовите основные механизмы формирования отклоняющегося
поведения в соответствии с теорией социального научения.

12. Что такое копинг, копинг-стратегии и копинг-ресурсы?

13. Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном
опыте. Проведите его анализ по приведенной схеме.

ЯП


Рекомендуемая литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1993.

2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния
воспитания и семейных отношений. — М., 1999. — (Основные направле­
ния психологии в классических трудах).

3. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на пси­
хологии; Уошсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. — М., 1988.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. —
М., 1998.

6. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влияни­
ем психотерапии: Пособие для врачей. — СПб., 1998.

7. Кулаков С.А. На приеме у психолога — подросток. — М., 2001.

8. Купгер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.

10. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,
1983.

11. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.,
2000.

13. Психоаналитические термины и понятия. — М., 2000.

14. Психология. Словарь. — М., 1990.

15. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гип-
пенрейтер и В.Я.Романова. — М., 1982.

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с
англ. — М., 1994.

17. Черников А. Системная семейная терапия. — М., 2001.

18. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психоло­
гии. — М., 1986.

19. Сонин В.А., ШлионскийЛ.В. Классики мировой психологии. — СПб.,
2001.

20. Франка В. Человек в поисках смысла. —- М., 1990.

21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993.

22. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989.

23. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. — М., 1984.

24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. — М., 1994.

25. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

26. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

27. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. —
М., 1994.

28. Юнг К. Психологические типы. — М., 1996.

29. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. —
М., 2001.-Т. 2.

30. Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и
здоровых людей: Канд.... дис. —Л., 1996.


Раздел III


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: