Поведению

Мы рассмотрели социальные и биологические условия, способ­ствующие формированию поведенческих девиаций, и, наконец, подошли к вопросу о психологических механизмах отклоняющего­ся поведения личности. Почему при одних и тех же условиях люди демонстрируют различное поведение, в том числе генетически иден­тичные однояйцевые близнецы? Какие подструктуры и свойства личности несут ответственность за отклоняющееся поведение? Ка­кие психологические механизмы запускают и поддерживают деви­антность? Наконец, какие свойства личности препятствуют фор­мированию поведенческих отклонений? В данной главе мы попы­таемся найти ответы на поставленные вопросы с помощью обзо­ра ведущих психологических концепций, пролива­ющих свет на сущность отклоняющегося поведения личности.

Начнем обзор с экзистенционально-гуманистического подхо­да, рассматривающего личность и ее поведение в аспекте сущно­стных характеристик человека. Наибольший интерес в этом отноше­нии, на наш взгляд, представляет концепция австрийского пси­хиатра и психолога В. Франкла (1905— 1997). В его понимании спе­цифические человеческие характеристики — это прежде всего ду­ховность, свобода и ответственность [20]. Духовное бытие челове­ка предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей (с учетом объективных обстоя­тельств его жизни), за что он несет ответственность перед своей совестью и Богом. Проблемы поведения так или иначе связаны с Дефицитом рассмотренных качеств, т.е. с проявлениями бездухов­ности.





Фундаментальной мотивационной силой в людях, по мнению В.Франкла, является стремление к смыслу. Людям требуется обна­руживать смысл, то ради чего стоило бы жить, буквально во всем. «Смысл нельзя дать, его нужно найти» [20, с. 37], поскольку он уникален для каждого человека и может быть осуществлен только им самим. Если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. Гиперрефлексия (чрезмерная саморефлексия) и ги­перинтенция (чрезмерное внимание к удовлетворению своих же­ланий) — два главных способа, которые люди предпочитают ис­пользовать, чтобы не выходить за рамки своего Я. Найти смысл в чем-то вне себя можно тремя различными способами: 1) что-то делать, давать жизни {ценности творчества); 2) что-то брать от жизни {ценности переживания); 3) занимать определенную пози­цию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например при смертельном заболевании {ценности отношения). Кроме того, переживания, имевшие место в прошлом, и религия — это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

Тогда, когда фрустрировано (чем-то блокировано) стремление к смыслу, возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Апа­тия и скука — ее главные характеристики. Экзистенциальная фру­страция сама по себе не является ни патологической, ни патоген­ной. Тревога людей, даже их отчаяние, обусловленные тщетными поисками смысла жизни, — это скорее духовные бедствия, чем болезнь. Ощущение бессмысленности жизни одновременно может быть признаком интеллектуальной искренности и честности.

Нормальность и аномальность личности, по мнению В.Франк­ла, определяются особенностями ее позиции по отношению к жизни, смерти и своей судьбе. «Страдание, вина и смерть — на­званные мной триединством человеческого существования — ни в коей мере не умаляют смысла жизни, но, наоборот, всегда могут трансформироваться во что-то положительное», — пишет В.Франкл [20, с. 23]. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. «Осу­ществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем са­мое человеческое в человеке» [20, с. 43].

Позиция аномальной личности обозначается В.Франклом как фа­талистическая. В этом случае человек не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях и, следовательно, как активного участника своей собственной жизни. Вследствие этого он позволяет различным — природным, социальным и психоло­гическим — детерминантам определять свой жизненный путь. Сам же человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленно­сти, опустошенности и тщетности. Состояние внутренней пустоты В.Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум — непосредственные при­чины особых «ноогенных неврозов». В. Франкл определяет нооген-


ный невроз как «такой, который вызывается духовной пробле­мой, моральным или этическим конфликтом» [20, с. 312].

Экзистенциальный вакуум не только вызывает чувство бессмыс­ленности и невроз у отдельных людей, но и порождает такие об­щественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия, в отношении которых автор использует термин «массовая невроти­ческая триада». Например, такое следствие депрессии, как само­убийство, по мнению В.Франкла, на 85% является следствием экзистенциальной фрустрации. Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели (или не имеющие цели), с боль­шей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в нарко­тиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. И агрессивными люди становятся тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности. В. Франкл пола­гает, что экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустра­ция с каждым годом распространяются все более широко. Моло­дые люди явно страдают от недостатка положительных образцов для подражания (воспитателей и кумиров, нашедших в жизни смысл).

Таким образом, в соответствии с воззрениями В.Франкла, от­клоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с отклоняющимся поведением значит помочь ему осознать свое духовное Я и принять ответственность за свою судьбу, с последующим открытием им смысла своего существо­вания.

К экзистенциальной психологии тесно примыкают гуманис­тические теории, например клиентцентрированная психология {психотерапия) К.Роджерса (1902— 1987). Ключевое место в дан­ной системе занимают понятия самости и самоактуализации. Са­мость или Я-концепция — это совокупность представлений че­ловека о себе, которые являются результатом опыта и непре­рывно изменяются в течение жизни. Самоактуализация — стрем­ление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Тенденция к самоактуализации ярко проявляется у человека и является при­знаком личностного благополучия. Самоактуализирующаяся лич­ность имеет ряд специфических характеристик: открытость ново­му опыту, веру в свой организм, внутренний локус контроля (са­мостоятельность, независимость, ответственность), стремление существовать в процессе (роста и развития). Нормальная (здоро­вая) личность относительно близка к идеалу самоактуализирую­щейся личности [16].

У аномальной личности процесс самоактуализации заблокиро­ван и существует лишь в возможности. Основная преграда, по мне­нию К. Роджерса, коренится в системе так называемых условных


ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек отно­сится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким-то условным идеалам. В то время как при без­условном положительном отношении человек рассматривается как высшая ценность и заслуживает принятия без каких-либо условий его соответствия идеалам-требованиям.

Условные ценности формируются в детстве в семье, например \ когда мать, используя потребность ребенка в любви и уважении,., выражает отрицательное отношение к нему из-за невыполнения; им ее конкретных требований. Далее самоуважение ребенка будет! зависеть от навязанных ценностей матери и способности им соот- ]. ветствовать. Находясь под жестким влиянием навязанных услов- f ных ценностей, личность по существу превращается в маску-ли- \ чину.

Таким образом, для нормального развития человек должен иметь опыт самовыражения. Напротив, нереалистичные, искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конф­ликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, — все это неизбежно вызывает проблемное поведение. Следовательно, для преодоления личностных и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс актуализации, созда­вая специальные условия. Например, в ходе клиентцентрирован-ной терапии это — искренний интерес к личности, безусловное положительное принятие человека, безоценочное отношение к нему.

Понятие самоактуализации личности является ключевым так­же для А. Маслоу (1908— 1970). Согласно его взглядам, человек как целостная система действует в соответствии с врожденными по­требностями, которые реализуются под влиянием социальных ус­ловий. Потребности образуют иерархию — от низших к высшим:

— физиологические потребности;

— потребность в безопасности;

— потребности в любви и привязанности;

— потребности в признании и оценке;

— потребности в самоактуализации — реализации потенций,
способностей и талантов человека.

Высшие потребности активизируются только тогда, когда удов­летворены более низшие. Самоактуализация как способность при­сутствует у большинства людей, но лишь у небольшого меньшин­ства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди — самоактуализирующиеся личности — выступают примером нор­мального развития, поскольку максимально полно воплощают человеческую сущность [19, с. 197].

Из концепции самоактуализации вытекают следующие выводы. Одной из причин отклоняющегося поведения может выступать бло­кировка процесса самоактуализации. Это может означать: фруст-


рацию базовых потребностей (препятствия на пути их удовлетво­рения); индивидуальную фиксацию на потребностях низших уров­ней; недоразвитие высших потребностей или неблагоприятные социальные условия. Если в силу разных причин нормальная само­актуализация через любовь, творчество и духовность невозможна, она может быть подменена самовыражением через девиантное по­ведение.

Творчество Э.Фромма (1900—1980) созвучно рассматривае­мым идеям (несмотря на его формальную принадлежность к так называемому «неофрейдизму»). По мнению Э.Фромма, стремясь к гармонии с собой и природой, человек вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия. Это — дихотомия жизни и смер­ти; конфликт между стремлением к реализации всех возможно­стей и недостаточная для этого продолжительность жизни; проти­воречие между чувством одиночества и связанности с другими людьми.

Человек не может устранить эти объективные противоречия, но может по-разному на них реагировать. Человек преодолевает свое противостояние миру, чувство одиночества и бессилия с по­мощью различных механизмов. Эти механизмы приводят к «бег­ству от свободы». Они противостоят «позитивной свободе» — под­линной связи с миром через любовь и труд [24, 25, 26].

Э.Фромм обозначил первый механизм как авторитарный ха­рактер. Авторитарная личность отказывается от собственного Я, от бремени свободы и автономности. Ее крайним выражением явля­ется садомазохистский комплекс. Наиболее полно этот тип бегства проявляется в тоталитарных государствах, где массы симбиотиче-ски сливаются с лидером. Второй механизм бегства — автомати­зирующий конформизм, при котором человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему социальным шаблоном, утрачи­вая индивидуальность. Третий путь — деструктивность — связан с отчуждением от мира через его разрушение. В отличие от садизма деструктивность не стремится к господству, но она превращает все живое в мертвое.

Итак, экзистенциально-гуманистическая психология делает ак­цент на высших проявлениях человеческой личности, таких, как ее духовное бытие и самоактуализация. Духовное бытие предпола­гает выход за пределы своей личности. Оно связано с самоопреде­лением в человеческих ценностях, с признанием важности своей индивидуальности и самореализацией. Оно проявляется в высших чувствах, таких, как: свобода и ответственность, долг, сострада­ние, уважение, интерес, любовь, надежда, радость творчества. В слу­чае девиантности мы наблюдаем совершенно иную картину. По­этому отклоняющееся поведение, безусловно, можно рассматривать как следствие экзистенциальных проблем личности и нарушений ее духовного развития.


Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения

Психодинамические теории, вышедшие из психоанализа 3. Фрей­да (1856— 1939), раскрывают бессознательные механизмы челове­ческого поведения.

Описание отклоняющегося поведения в психоаналитических тер­минах требует предварительного введения в основные понятия и модели психической жизни.

Первоначально фрейдовская теория развития личности была биологически обоснованной и подчеркивала первичность инстинк­тивных процессов — внутренних требований. 3. Фрейд выделял два ведущих вида инстинктов: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Агрессивный инстинкт признавался производным и главным про­явлением инстинкта смерти, а склонность к агрессии — исходной инстинктивной тенденцией, характерной для всех людей.

З.Фрейд в психической жизни человека выделил сознательное и бессознательное. Бессознательное включает то, что недоступно для сознания из-за подавления (собственно бессознательное), и то, что может легко перемещаться из бессознательного в сознание (предсознательное). Сознательное выступает инстанцией, чувствен­но-воспринимающей внутренние и внешние возбуждения, делаю­щей их осознаваемыми с помощью речи.

Другим ключевым моментом явилось введение структуры пси­хического аппарата. Структурная модель, предложенная З.Фрей­дом, включает три системы или силы: Ид, Эго и супер-Эго [22]. Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры.

Ид — термин, который Фрейд использовал для обозначения той (большей) части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации «страх—желание» и фантазии. Это «хаос, котел, наполненный ки­пящими эмоциями». Деятельность Ид направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения в соответствии с принципом удо­вольствия. Ид довербально выражает себя в образах и символах, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях или о том, что противоположности не могут сосуществовать. 3. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений, шуток и галлюцинаций, первичным процессом мышле­ния. Ид относительно неизменно и полностью бессознательно, но его существование и власть могут быть выведены из дериватов — мыслей, действий и эмоций.

Эго — имя тех функций, которые позволяют приспосабливать­ся к требованиям жизни и находить пути, доступные в пределах данной семьи, для управления устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро — в дет­стве, начиная с раннего младенчества. Эго функционирует в соот-


ветствии с принципом реальности и является колыбелью вторично­го процесса мышления (последовательного, логического, ориенти­рованного на прогнозирование). Таким образом, Эго является по­средником между требованиями Ид и ограничениями среды. Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Созна­тельное Эго — то, что большинство людей понимает под терми­ном «Собственное Я», или «Я», бессознательное Эго включает в себя защитные процессы.

Как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому оно преоб­разовывает желания Ид в действия так, как будто желания Ид являются его собственными желаниями. Не находящие выхода чув­ства становятся источником внутреннего напряжения, требующе­го разрядки и ощущаемого как тревога. 3. Фрейд определял трево­гу как специфическое состояние неудовольствия, как универсаль­ную реакцию на опасность — реальную или потенциальную. Тре­вога может быть: реалистической (вызванной опасностью во внеш­нем мире); моральной (вызванной конфликтом с супер-Эго); не­вротической (вызванной конфликтом с инстинктивными импуль­сами Ид). Тревога сигнализирует о наличии структурного конф­ликта, который лежит в основе большинства поведенческих и лич­ностных проблем.

Кроме Ид и Эго было введено понятие супер-Эго для той части психического аппарата, которая является отражением остаточно­го родительского влияния. Главной задачей супер-Эго, по мнению З.Фрейда, является подавление требований Ид посредством мо­рального влияния на Эго. Основными функциями данной инстан­ции при этом выступают: идеал, самонаблюдение и совесть.

В основе внутренних стандартов и запретов лежат прежде всего идентификации с родительскими фигурами. Так, первоначально ребенок прибегает к самоограничению из-за боязни потерять лю­бовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, родитель­ского, авторитета. Впоследствии он начинает действовать, исходя из страха перед внутренним авторитетом — супер-Эго. Действия, совершенные вопреки голосу совести, могут вызвать чувства не­полноценности, вины или потребность в наказании. Личностные проблемы в равной степени могут быть как следствием недостаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого супер-Эго.

Например, суицидальное поведение нередко формируется на фоне депрессивного состояния, вследствие потери любимого че­ловека. Некоторые люди в такой ситуации вместо «нормальной» печали переживают особое состояние меланхолии (депрессию) с резким ухудшением самочувствия и обеднением Я. Объект любви может умереть не реально, а во внутреннем мире человека. 3. Фрейд говорит: «Объект утерян как объект любви. При печали обеднел окружающий мир, при меланхолии — само Я» [23, с. 217]. Остано­вится недостойным, ни к чему не годным, потерявшим самоува-


жение: поскольку оно подвергается жестокой критике супер-Эго. При этом на самом деле самоупреки мало подходят к личности самого человека, но при внимательном рассмотрении вполне приме­нимы к любимому им лицу. Имеет место идентификация — отождест­вление Я с оставленным объектом. Потеря объекта превратилась в потерю Я, а критика — в самокритику. Если любовь, от которой невозможно отказаться (в то время как от реального объекта отка­зываются) нашла себе выход в нарцисстическом отождествлении, то по отношению к этому (внутреннему) объекту проявляется нена­висть. Именно этому объекту причиняется страдание вплоть до са­дистического удовлетворения. «Только этот садизм разрешает загадку склонности к самоубийству», — утверждает З.Фрейд [23, с. 221].

Становление личности рассматривалось 3. Фрейдом как стадии психосексуального развития. Это последовательное прохождение ста­дий, на которых внимание оказывается направленным преимуще­ственно на определенный участок тела — от оральной фазы через анальную и фаллическую к генитальной. Классическая теория драй­вов (психических проявлений инстинктов) постулировала: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удов­летворение на какой-либо стадии своего психосексуального раз­вития, то он будет фиксирован на данной стадии.

Характер понимался как выражение подобной фиксации. Нару­шения характера, а следовательно, и поведения человека также объяснялись такой фиксацией. Например, если человеком пренеб­регают в возрасте примерно полутора лет (оральная фаза) либо чрез­мерно потворствуют на этой стадии, то это может вызвать форми­рование депрессивного склада личности. В зависимости от того на чем был фиксирован человек и что кажется в нем центральным, его характер описывали как оральный, анальный или фаллический.

Поздние работы З.Фрейда послужили толчком к развитию та­кого направления в психоанализе, как эгопсихология, рассматри­вающего процессы, которые сегодня объединяются общим поня­тием «защита». Подобно тому как мы пытаемся понять человека, исходя из конфликтной фазы развития, мы также можем класси­фицировать людей в соответствии с характерными для них спосо­бами справляться с тревогой.

С момента рождения и достаточно длительное время ребенок остается беспомощным и зависимым, в результате чего возникает ощущение опасности, связанное со страхом потерять объект (зна­чимого взрослого). Этот страх, в свою очередь, порождает потреб­ность быть любимым. Эго ребенка относительно слабо, на этой стадии потеря объекта или потеря любви могут породить тревогу» которая сохранится на более поздних стадиях. Позднее главными источниками тревоги становятся страх кастрации (на фалличе­ской стадии) и страх перед супер-Эго (в латентном периоде и после его окончания).


Представление о том, что основной функцией Эго является за­щита собственного Я от тревоги, было развито Анной Фрейд (1895 — 1982) в классической работе «Психология Я и защитные механиз­мы» (1936). Защитные механизмы работают бессознательно и ста­новятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями [21].

То, какие защиты преобладают у данного человека, зависит от взаимодействия следующих факторов: 1) врожденный темпе­рамент ребенка; 2) природа стрессов, пережитых в раннем дет­стве; 3) защитные стили родителей и других значимых людей; 4) опыт использования защит в жизни (подкрепления).

Наиболее важными защитными механизмами признаются следующие:

подавление (вытеснение) — процесс, посредством которого не­приемлемый импульс или идея становятся бессознательными (глав­ный скрытый механизм, лежащий в основе всех других видов за­щиты);

отрицание — игнорирование какого-либо требования внешнего мира, вследствие его болезненности для индивида;

проекция — процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываются внеш­нему миру;

формирование реакции — процесс обращения импульса в его про­тивоположность (например, вытесненную ненависть к матери в чрезмерную заботу о ней);

регресс — возврат к менее зрелому уровню развития;

сублимация — направление инстинктивных импульсов в соци­ально приемлемое русло, например в интеллектуальную сферу, творчество.

Принято деление защит на примитивные (первичные, архаич­ные) и более зрелые (вторичные). Среди архаичных защит выделя­ют: примитивную изоляцию, отрицание, всемогущий контроль, примитивную идеализацию и обесценивание, проекцию, интро-екцию и проективную идентификацию, расщепление, диссоциа­цию [11, с. 130].

Примером примитивной изоляции могут служить ситуации, когда младенец попросту засыпает, т. е. автоматически переходит в Другое состояние сознания от перевозбуждения или неудовольствия. "О взрослом возрасте стремление избегать напряжения может про­явиться в склонности использовать с этой бессознательной целью химические вещества.

Другим примером будет поведение человека с зависимостью к
ЭДкоголю (наркотикам), упорно отрицающего наличие проблемы
и Убежденного в том, что он контролирует ситуацию. В данном
слУчае включается такой защитный механизм, как отрицание. Эта
Реакция — отзвук архаического процесса, уходящего корнями в
^ эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая


убежденность: «Если я не признаю этого, значит, это не случи­лось».

Проекция и интроекция, в свою очередь, могут лежать в осно­ве таких проявлений, как: садизм, эксплозивность (взрывчатость), депрессия в случае смерти близкого человека. Аналогично в ситуа­циях страха люди пытаются овладеть негативными чувствами и пе­ренимают качества мучителя (проективная идентификация).

Таким образом, использование архаичных защит как бессоз­нательного механизма снятия тревоги может приводить к психо­логическому избеганию или малопродуктивному отвержению бес­покоящих факторов жизни.

Вторичные, более зрелые, защитные механизмы предположитель­но формируются на более поздних этапах психосексуального раз­вития и являются относительно более продуктивными — способ­ствующими лучшему разрешению внутренних конфликтов и луч­шей адаптации к реальности. Это — вытеснение, регрессия, изоля­ция, интеллектуализация, рационализация, морализация, раздель­ное мышление, поворот против себя, смещение, реактивное обра­зование, соматизация, аннулирование, реверсия, идентификация, отреагирование вовне, сексуализация, сублимация [11, с. 155].

В целом феномены, которые называются психологическими за­щитами, имеют множество полезных функций. Они могут прояв­ляться в форме здоровой адаптации и творчестве. Они также могут защищать Я от какой-либо угрозы. Личность, чье поведение де­монстрирует защитный характер, бессознательно стремится вы­полнить одну из следующих задач: 1) избежать некоторого угро­жающего мощного аффекта (например, тревоги или горя) или овладеть им; 2) сохранить самоуважение; 3) уйти от внешней опас­ности.

Важная роль Эго в процессе развития личности отражена в по­нятии «сила Эго». Сила Эго — это способность личности к восприя­тию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна (без при­влечения примитивных защит, подобных отрицанию). Сила Эго проявляется, как указывает О.Кернберг, в хорошей толерантно­сти к тревоге, в контроле импульсов и сублиматорной деятельно­сти [5].

Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормаль­ной адаптации. 3. Фрейд в более поздних работах рассматривал пси­хопатологию как состояние, при котором защиты не работают, когда тревога ощущается, несмотря на привычные средства борь­бы с ней, и когда поведение, маскирующее тревогу, является са­моразрушительным в широком смысле.

В соответствии с психоаналитическими представлениями суще­ственную роль в динамике внутренних конфликтов играют роди­тели, выступающие главными объектами в мире ребенка. Пред ста-


вители более позднего направления в психоанализе — теории объектных отношений последовательно развивают идею о связи психологических проблем с неблагополучием в объектных отно­шениях. Огромное значение имеет то, как ребенок переживает от­ношения с родителями, какие чувства значимых объектов интер-нализируются им, какие образы родителей продолжают существо­вать в его бессознательном, влияя на поведение личности на про­тяжении всей ее жизни [13, с. 226].

В рамках Сэлф-психологии (психологии собственного Я) защита рассматривается как средство поддержания непротиворечивого, по­зитивного чувства собственного Я. Самоуважение несомненно влияет на поведение человека. Например, два человека с одинаковыми суицидальными намерениями могут различаться по субъективным переживаниям. Один ощущает себя плохим, испытывает чувство вины за свое никчемное существование. На языке теории объект­ных отношений он переполнен интернализированными объекта­ми, говорящими, что он плох. Др^той ощущает себя не столько аморальным, сколько внутренне пустым, дефективным, безобраз­ным. Субъективно он лишен интернализированных внутренних объектов, которые могли бы направить его.

Внутри психоаналитического течения и подходов, вышедших из психоанализа (неофрейдизм), существует еще несколько тео­рий, оказавших существенное влияние на современное понима­ние характера и поведение человека. Они включают идеи: анали­тической психологии Карла Юнга; индивидуальной психологии Альфреда Адлера; теории травмы рождения Отто Ранка; трансакт-ного анализа Берна. Для объяснения отклонений поведения лич­ности наиболее полезной оказалась теория Адлера.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1878—1937) по­могает понять психологические причины многих форм отклоняю­щегося поведения. А.Адлер считал основным фактором, определя­ющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В об­щем виде — это цель достижения превосходства над другими. Ее конкретное содержание может быть чрезвычайно многообразно: стремление к власти, красоте, богатству, силе, известности, об­разованности и т.д. Цель достижения превосходства возникает в первые годы жизни как реакция на чувство неполноценности, которое в свою очередь вызывается переживанием своей слабости. Слабость переживается как чувство неполноценности. Чувство не­полноценности, по мнению Адлера, впервые возникает в 4 —5 лет. Его усиливают два основных фактора. Во-первых, это врожденные дефекты (ослабленность здоровья, физические недостатки, слиш­ком маленький рост). Во-вторых, это неправильное воспитание ребенка в семье (сверхпотворство, недостаток любви к ребенку). Чувство неполноценности обратно пропорционально тому, как ребенок справляется с требованиями среды [1].


В норме направленность на цель достижения превосходства гар­монично сочетается с направленностью на сотрудничество с дру­гими людьми (на основе чувства общности), так что личные дости­жения человека служат улучшению общественной жизни людей в целом. Любому нормальному человеку не чужд внутренний конф­ликт между чувством неполноценности и порождаемым им стрем­лением к самоутверждению (совершенству, превосходству). Возмож­ны два основных способа преодоления ощущения неполноценно­сти: компенсация (уменьшение проявления нарушенных свойств за счет усиленного развития сохранных) и сверхкомпенсация недо­статков (усиленная тренировка нарушенного свойства до уровня сверхфункционирования). Врожденное социальное чувство также компенсирует слабость человека. Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности. Одни пытаются по­давлять других или используют насилие. Другие прибегают к «ле­гальным» способам — успеху, власти, объединению в группы.

При недостаточной или извращенной компенсации чувство не­полноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности. Это совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в замаскированном виде чувство непол­ноценности. А.Адлер распространил данный механизм на широ­кий круг аномальных и нормальных явлений. Комплекс неполно­ценности одновременно является как причиной серьезных про­блем, так и внутренним стимулом для личностного развития.

В случае нарушенного поведения комплекс неполноценности соче­тается с неадекватной жизненной установкой и неразвитым соци­альным чувством. У аномальной личности доминирующей жизнен­ной направленностью является стремление к достижению превос­ходства, которое настолько выражено, что практически полностью препятствует появлению и развитию чувства общности. Такой чело­век воспринимает людей как средство достижения личных выгод, видит в обществе враждебную силу, не хочет и не может сотрудни­чать с другими. Эта конфронтация проявляется в гипертрофирован­ной реакции протеста против любых требований общества: уважать других, говорить правду, учиться и работать, признавать правоту другого, быть благодарным... Идея превосходства побуждает к дей­ствиям подчинения, принижения и дискредитации других. В итоге формируются устойчивые негативные черты личности — нетерпи­мость, зависть, самомнение, подозрительность, — определяющие как поведение личности, так и ее жизненный путь в целом.

Мы проанализировали психодинамические концепции, раскры­вающие глубинные механизмы личностного функционирования. Данные теории прежде всего позволяют ответить на вопросы: по­чему люди ведут себя определенным образом. Какова мотивация их поведения и как она сформировалась!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: