double arrow

Биологические предпосылки поведенческих девиаций

Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия — та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (при­обретенные во время внутриутробного развития и родов), им- принтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия:

— индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе
темпы созревания/старения);

— гендерные (половые) различия;

— возрастные особенности;

— физическую конституцию;

— здоровье и выносливость;

— состояние и типологические свойства нервной системы.

Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зре­ния биологических причин, вероятно, появились одними из пер­вых. Первоначально исследователи обращали внимание преиму-, щественно на конституциональные особенности. В XIX в. итальян-1 ский врач-психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо (1836— 1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступ­ное поведение человека с его анатомическим строением. Объекта­ми пристального внимания были: череп, мозг, нос, уши, цвет волос, татуировка, почерк, чувствительность кожи, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, ис­следователь выделил примерно 37 характеристик «врожденного пре­ступного типа», в их числе: выдающаяся нижняя челюсть, сплю­щенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей [9]. Позднее теория Ч.Ломброзо, хотя и вошла в историю научной мысли, но была признана научно несостоятельной.

Другим ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог Уильям Шелдон.{ 1898— 1984), кото­рый обосновал связь между типами темперамента (и поведения), а также типами соматического строения человека [16, с. 252 — 261]-Три ведущих вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный,


эктоморфный — коррелируют с тремя типами темперамента: вис-церотония, соматотония, церебротония. Их сочетание дает кон­кретный психотип. Например, для соматотонии характерны такие черты, как потребность в удовольствиях, энергичность, стремле­ние к господству и власти, склонность к риску, агрессивность, нечувствительность. Напротив, при церебротонии наблюдаются сдержанность, чувствительность, социофобия, склонность к оди­ночеству.

Особое место среди биологических теорий занимает эволюцион­ный подход, основанный на предложенных Чарльзом Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эво­люционного подхода рассматривают различные аспекты челове­ческого поведения как проявление видовых наследственных про­грамм, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психо­логию человека.

Этологический подход Конрада Лоренца (1903—1989), развива­ющий идеи Дарвина, объясняет различные феномены человече­ского поведения, например агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. «Агрессия, проявления кото­рой часто отождествляются с проявлениями инстинкта смерти, — это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных усло-виях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида» [14, с. 6}. Данный инстинкт развился в ходе эволюции как биологически целесообразный. Сила агрессии, по мнению исследователя, зави­сит от количества накопленной агрессивной энергии и силы спе­цифических стимулов, запускающих агрессивное поведение. У лю­дей в отличие от животных широко распространено насилие в отно­шении представителей своего собственного вида. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловлен­ным свойством всех высших животных, и доказывая это на мно­жестве убедительных примеров, К.Лоренц приходит к следующе­му выводу: «У нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человече­ству в современных условиях культурно-исторического и техни­ческого развития» [14, с. 37].

Современные исследования биологических детерминант пове­дения человека активно осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно — генетике.

С именами выдающихся ученых XIX в. Фрэнсиса Гальтона (1822 — 1911) и Грегора Менделя (1822 — 1884) связано начало раз­вития психогенетики. В1865 г. они опубликовали результаты пер-вых исследований в области психогенетики, или евгеники. В по­следующие годы Ф. Гальтон провел систематическое изучение ин­дивидуальных различий, впервые используя близнецовый и ста-


тистический методы [18]. Его работы положили начало многочис­ленным исследованиям наследственных детерминант интеллекта. Личностные характеристики и поведение изучались в гораздо мень­шей степени.

Одним из немногих исключений являются исследования экстра­версии и нейротизма, проведенные во многих странах мира. Напри­мер, изучение 15 тыс. пар родственников в Америке, Австралии и Европе (1992) методом поперечных срезов, предпринятое швед­ским ученым Нэнси Петерсон, позволило сделать два основных вывода:

1) свойства нейротизма и экстраверсии характеризуются гене-­
тической обусловленностью на протяжении всего онтогенеза;

2) с увеличением возраста показатели наследуемости снижа-­
ются (особенно в случае нейротизма) [18, с. 406].

Поскольку нейротизм и экстраверсия влияют на различные виды поведения человека, постольку можно считать отклоняю­щееся поведение генетически обусловленным (хотя и опосредо­ванно). Например, Г. Айзенк, изучая связь поведения с индивиду­ально-типологическими особенностями заключенных, сделал вы­вод, что экстраверты более, чем интроверты, склонны к соверше­нию преступлений, что, по его мнению, детерминировано биоло­гически. Другие исследователи отмечают устойчивую связь между химической зависимостью и такими характеристиками, как повы­шенная чувствительность и пониженная способность переносить стресс [15].

В рамках биокриминологиц предпринимались целенаправленные попытки установления связи между девиантным (преступным) по­ведением и наследственными особенностями человека. Одним из доказательств данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса, проведённые в середине 60-х гг. XX в. Его исследования привели к выводу, что наличие лишней У-хромосо-мы у мужчин определяет их предрасположенность к криминально­му поведению (среди заключенных такая аномалия проявляется в 15 раз чаще, чем обычно). В то же время критики данного подхода замечают, что девиантность носителей лишней Y-хромосомы мо­жет быть следствием не хромосомной аномалии, а связанных с ней индивидуальных особенностей, таких, как высокий рост, быст­рое созревание, низкий интеллект [2, с. 231].

Несмотря на то что ген, отвечающий за какой-либо конкрет­ный вид поведения, еще не выявлен, корреляция между наслед­ственностью и поведением признается многими специалистами. Среди других биологических детерминант отклоняющегося пове­дения называют влияние гормонов (в частности, тестостерона). Даббс и Моррис (1990) на примере 4 тыс. ветеранов войны пришли к выводу о наличие связи между уровнем тестостерона и склонно­стью к антиобщественному поведению [2, с. 235].


Другими биологическими факторами девиантного поведения мо­гут быть: повреждения головного мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы.

Как известно, свойства нервной системы определяют темпера­мент человека — динамическую составляющую его психической жизни. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование детей первого года жизни позволило сделать вывод, что в первые месяцы жизни ведущую роль играют такие факторы, как пренатальные условия и особенности родов. Генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик (т.е. темперамента) проявляется при­мерно с 9-месячного возраста. Были выделены 9 компонентов, опи­сывающих динамику поведения ребенка: активность; ритмичность физиологических реакций; реакция приближения или удаления в ответ на появляющиеся стимулы; адаптивность к новой ситуации; интенсивность эмоциональных реакций любого знака; порог реак­тивности; доминирующее настроение; отвлекаемость; настойчи­вость и длительность сохранения внимания. Был выделен «синд­ром трудного темперамента». Его признаками являются: низкая рит­мичность» преобладание негативного настроения, слабая реакция, плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни [17, с. 241].

По данным близнецового исследования А.Торгерсена, из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три име­ют высокую генетическую составляющую: слабая реакция, вы­сокая интенсивность реакций, низкая ритмичность. В то время как плохая адаптивность определяется преимущественно обще­семейной средой, а негативное настроение — индивидуальной средой (хотя влияние наследственности также констатируется) [17, с. 243].

В целом современные знания позволяют говорить о том, что
наследуется не какая-то конкретная форма отклоняющегося пове-
дения (нащжмер, преступность), а определенные индивидуаль­
но-типологические свойства, увеличивающие вероятность форми­
рования девиантности, например импульсивность или стремление
к лидерству.

Попытки объяснить поведенческие девиации с точки зрения только биологических факторов нередко терпят фиаско. К.Льюис с коллегами, изучая факторы опасного поведения детей, пришли к выводу, что хотя нарушения нервной системы встречаются до­статочно часто, насильственное поведение ребенка оказывается гораздо более тесно связанным с такими микросоциальными ус­ловиями, как насильственные действия со стороны отца по отно­шению к матери или психическое заболевание матери [2, с. 248]. Неисключено, что существуют некие биологические личностные характеристики, например потребность в повышенной эмоцио-


нальной стимуляции или стремление к доминированию, которые и создают видимость тесной связи между биологией и склонно­стью к девиантному поведению.

Мы приходим к следующим выводам. Внутренние биологиче­ские процессы играют определенную роль в формировании откло­няющегося поведения. Они определяют силу и характер наших ре­акций на любые средовые воздействия. Несмотря на наличие фак­тов, подтверждающих существование биологических основ откло­няющегося поведения, они действуют только в контексте опреде­ленного социального окружения. Более того, социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон.

В целом отклоняющееся поведение личности является результа­том сложного взаимодействия социальных и биологических фак­торов, действие которых, в свою очередь, преломляется через си­стему отношений личности.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое детерминация отклоняющегося поведения личности?

2. Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.

3. Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося пове­
дения.

4. Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических
факторов поведения личности.

Рекомендуемая литература

1. Антонян Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. — М.,
1991.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

3. Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. —
СПб., 1993.

4. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психолого-пе­
дагогические основы суицидологии: Учеб. пособие. — СПб., 1999.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992.

6. Девиантность и социальный контроль в России (XIX—XX вв.): Тен­
денции и социологическое осмысление. — СПб., 2000.

7'. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. — М., 1994. Ъ.Дюркгейм Э. Социология. — М., 1995.

9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.

10. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного по­
ведения: Учеб. пособие. — СПб., 2000.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.

12. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,
1983.

13. ЛичкоА.И., Битенский B.C. Подростковая наркология. —Л., 1991.

14. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.


15. Нельсон Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.,
2000.

16. Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.

17. Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика. — М., 2002.

18. Современная психология: Сб. статей. — М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: