История развития общества представляет непрерывную цепь социальных изменений. Данный процесс протекает неравномерно. С середины XX в. планетарное сообщество разделилось на три мира: страны так называемого первого мира, или золотого миллиарда, страны второго эшелона, второго мира и страны третьего мира, бывшие ранее колониями и полуколониями.
Каждая историческая эпоха имела свои особенности и,
следовательно, свои представления и теории о путях развития общества, намечала и вносила свои коррективы в процесс социальных изменений. Источники, характер направления политических изменений в современном обществе, систему мировых связей и отношений в противоречивом и
многообразном мире пытаются объяснить многие теории, в
том числе и модернизации, трансформации, глобализации.
Теория модернизации сформировалась в 50 – 60-е гг. XX в. как одно из направлений общественного развития, для которого характерен эволюционный переход от менее современного, так называемого традиционного (аграрного) и индустриального, к более современному постиндустриальному обществу. Политическая модернизация ( отфр. modernization - новейший, современный) – это комплексный общественно-политический процесс, в ходе которого традиционные и индустриальные общества реализуют инновационные модели общественного устройства развитых государств в целях преодоления своей отсталости и перехода в постиндустриальные общества.
Выделяют два типа модернизации: спонтанную (органическую) и вторичную (отраженную). Страны, достигшие высокого (постиндустриального) уровня развития естественным путем, в процессе постепенного самореформирования и самосовершенствования (Западная Европа, США, Канада, Япония) рассматриваются как носители спонтанной модернизации, а те, которым еще предстоит пройти этот путь, — как государства вторичной (отраженной) модернизации. К ним относили государства Восточной Европы, Россию и другие страны СНГ (которые, как считают теоретики модернизации, в силу ряда причин задержались на индустриальной фазе развития), страны афро-азиатские и латиноамериканские (которые проходят стадию традиционного, аграрного общества).
Существуют единые критерии развития, определяющие качественное состояние общества, его переход от одной ступени зрелости к другой, его соответствие определенной модели прогресса. Основным содержанием модернизации являются преодоление, а также замена традиционных, архаичных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие политических субъектов иа инновационную деятельность — разработку, создание и использование современной экономической системы, и генерирование новых социально-политических и социокультурных отношений. Американский политолог Самюэль Хантингтон (1927-2008) определяет модернизацию как процесс, ведущий к «однородности», порождающий «тенденцию к сходству» современных обществ из-за появления у них «одинакового набора основных качеств...» [6, с. 403]. Формируется сообщество народов, живущее по близким социально-политическим, экономическим и духовным принципам.
Универсальными нормами и качествами современной модернизации являются:
· в политической области — создание новых высокоразвитых и эффективно функционирующих политических институтов, демократизация и обновление политических функций сохранившихся органов управления, плюралистическая организация власти, консенсусная технология принятия и реализации управленческих решений, рассредоточение от ветственности, соблюдение прав человека, высокая степень вовлеченности рядовых граждан в политический процесс, формирование новых образцов политического поведения и политической активности правящей элиты и масс, рост политических коммуникаций, унификация подходов к проблемам безопасности;
· в социально-экономической области — либерализация и открытость экономики, высокий уровень индустриального и экономического развития в целом, дифференциация труда и услуг, образование новых специализированных занятий и профессий, наличие товарно-денежных регуляторов производства, возрастание роли науки в рационализации экономических отношений, формирование среднего класса и открытой разнородной социальной структуры общества с неограниченной мобильностью населения, высокая степень урбанизации, развитость массовых коммуникаций;
· в духовной области — обновление и обогащение интеллектуального и творческого потенциала людей, их всестороннее и гармоническое развитие, способность к самореализации, расширение государственных услуг по повышению уровня грамотности, образованности, компетентности населения, его приверженности к праву, демократии.
В качестве внешнего фактора называется интенсивная иностранная помощь.
Пути модернизации общества и политической системы, обновление и трансформация ее внутренней структуры и функций, определение последовательности преобразований, соблюдение известных правил при их осуществлении содержат в себе многие теоретические концепции, в том числе либерального и консервативного направлений.
Сторонники либеральной ориентации (Р. Даль, Г. Алмонд) преодоление отсталости традиционных государств связывали с последовательной эволюцией их политических систем и режимов в направлении демократизации. Они были противниками централизованных форм регулирования социальных процессов. Целостность и функциональная эффективность модернизированных обществ у них базировались на открытой конкуренции свободных элит и высокой степени образованности, политической активности, вовлеченности рядовых граждан в политический процесс. Они были сторонниками правления элитного меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах, выступали за установление сильной исполнительной власти.
Теоретики же консервативного направления (С. Хантингтон и др.) утверждали, что если социально-экономическая и политическая модернизация запаздывает и в обществе отсутствуют демократические институты и механизмы, приверженность населения к праву, традициям, идее компромисса, то быстрое и активное включение неподготовленных к управлению масс в политическую жизнь, их неумение использовать институты власти будет способствовать дестабилизации режима правления, вызовет «не политическое развитие, а политический упадок», политическую нестабильность. Нельзя пользоваться свободами без порядка, поэтому для модернизированных государств необходим «крен-кий» (С. Хантингтон) политический режим, базирующийся на компетентном политическом руководстве, сильной государственной бюрократии, организованности, порядке, авторитарных методах правления, легитимной правящей партии, способной сдерживать тенденцию к дестабилизации. Именно эти средства приспособления политического режима к изменяющейся обстановке и приведут, по мнению консерваторов, к позитивным результатам модернизации, проводимой сверху.