Выборы и демократия. Избирательное право

В конституциях многих современных государств декла­рировано, что народ осуществляет свою власть как непосред­ственно (прямая демократия), так и через представительные выборные органы (представительная демократия). Полити­ческое представительство — это добровольное делегирование властных полномочий представителям народа в органах власти самим народом.

Основой представительства выступает законодательная власть, а парламент является высшим представительным учреждением. В качестве институтов представительства мо­гут выступать избираемые должностные лица, исполнитель­ная и судебная власть, политические партии, профсоюзы, об­щественные движения и даже чиновники.

Представительные органы власти сами по себе не решают, из кого они будут состоять, кто будет руководить и как. Главным правовым механизмом достижения и обновления власти являются выборы. Представители выбираются, сме­няются и контролируются избирателями через выборы.

Выборы совокупность правил и приемов, обеспечива­ющих избрание власти, участие граждан в формировании избираемых государственных органов и должностных лиц путем голосования. Выборы есть выражение воли той части населения, которая по законодательству считается достаточной для признания результатов выборов легитимными.

Роль выборов определяется через их функции: выборы − наиболее демократический и оптимальный способ формиро­вания и обновления власти; являются одним из основных механизмов разрешения политических конфликтов; дают возможность политикам предсказуемо, осознанно, в интересах большинства принимать самые сложные решения; леги­тимируют власть; являются средством политической социа­лизации граждан.

Вместе с тем выборы не всегда выполняют сугубо пози­тивные функции. В странах с неустоявшейся социальной структурой, переживающих процесс маргинализации, с пат­риархальной политической культурой высокая степень вов­леченности населения в систему представительной демокра­тии может привести к дестабилизации общества и полити­ческим конфликтам, а решение большинства окажется оши­бочным. Однако все это далеко не умаляет практическую значимость и эффективность выборов.

Выборы привели к появлению у граждан избирательного права совокупности организационно-правовых норм, устанавливающих порядок формирования выборных госу­дарственных органов и должностей непосредственно самими гражданами. Организационно-правовые нормы обычно фик­сируются в документах международного сообщества, кон­ституциях государств, а на их основе — в специально издан­ных законах. В соответствии с демократическими принципа­ми избирательное право должно быть всеобщим, равным, прямым при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает его признание за каждым гражданином. Всеобщность выборов определяет степень демократизации данного общества. В отдельных раз­витых странах значительное количество избирателей отстра­няется от участия в выборах на основании различных огово­рок, поправок и ограничений (цензов). Совокупность граж­дан, обладающих правом голоса, есть избиратели, совокуп­ность избирателей электорат.

Равное избирательное право означает, что каждый из­биратель имеет равное количество голосов; каждый голос одинаково влияет на результаты выборов; избирательные ок­руга «нарезаны» на равные но численности избирателей час­ти; кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Выборы могут быть прямыми, когда граждане сами не­посредственно выбирают своих представителей в органы власти, и косвенными (многоступенными), когда представи­тели народа избираются нижестоящими выборными органа ми или избирательными коллегиями, в состав которых входят избранные народом выборщики или депутаты нижестоя­щих представительных органов либо те и другие.

Важнейшим принципом избирательного права является тайное голосование, что обеспечивает свободу волеизъявле­ния граждан.

Различаются активное (право избирать) и пассивное из­бирательное право (право быть избранным).

В соответствии с международными стандартами выборы должны быть также альтернативными, справедливыми, сво­бодными, открытыми, ответственными, периодичными и подлинными.

Законодательство устанавливает уголовную ответствен­ность для тех, кто путем насилия, обмана, угрозы или подку­па препятствует гражданам в осуществлении их права изби­рать и быть избранными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: