Советской фольклористики

Исторический опыт показывает, что существенные изменения в контексте народного художественного творчества всегда совпадают с большими социальными взрывами и потрясениями. Октябрьская революция 1917 г. не представляла в этом смысле исключения.

Послереволюционный период был временем, когда в общественной жизни России политизировалось буквально все, и поэтому область самодеятельного искусства не могла не попасть под это мощное всепроникающее влияние.

В рамках нового общественного сознания кардинально менялась та самая картина мира, которая всегда отражается в любом виде народной художественной культуры. Эти изменения потребовали новых форм искусства, и они незамедлительно пришли в жизнь. В чем-то такие формы перекликались как с фольклором, так и с уже сложившимся любительством. Но, по существу, это была новая ступень в развитии народного творчества. Знаменем обновляемого художественного движения стала теперь революционная перестройка.

Уже в первые послереволюционные годы художественная практика отчетливо показала, что нарождающееся новое народное творчество имеет дело не только с отражением далекого прошлого, но и начинает базироваться на актуальной тематике сегодняшнего дня - в нем все более и более просыпается интерес к тому, что происходит "здесь и теперь". Наиболее прозорливые из фольклористов сразу же увидели очень большие перспективы, открывающиеся перед городским, и прежде всего рабочим фольклором.

В целом отношение к фольклору, а также к фольклористике после Октябрьской революции 1917 г. отличается ярко выраженной неоднозначностью. Во всяком случае, есть все основания сказать, что в той области были, наряду с людьми, всячески ее поддерживающими, и те, кто упорно препятствовал ее развитию.

Без особых симпатий относилось к фольклору большинство приверженцев идеи агитискусства. Аналогичной позиции придерживались некоторые поэты и писатели, например, В. Маяковский, А. Безымянский, Д. Алтаузен. Находились люди, отрицавшие перспективность традиционного народного творчества и среди теоретиков новой художественной самодеятельности. К таким можно отнести А. Пиотровского, не раз заявлявшего в своих публикациях о том, что обращение к прошлому мешает самодеятельности держать руки на пульсе современной жизни.

Особенно сложными отношения с традиционной народной культурой становились в тех случаях, когда на нее начинали смотреть сквозь призму политики. В партийных верхах было немало людей, которые, называя себя подлинными революционерами, испытывали неприязнь ко всему устойчивому и повторяющемуся в жизни человека. Их болезненно влекла к себе сама возможность изменять и перетряхивать общество, взрывать привычный порядок вещей, делать что-то такое, чего раньше в принципе не было. К таким людям относился Л.Д. Троцкий. Похожие установки исповедовал Н.И. Бухарин, считавший, что нормально развивающимся обществу надлежит бояться равновесия, ибо общество должно непрерывно меняться.

Сильно повлиял на изучение, а значит и на развитие народной художественной культуры тот факт, что дореволюционную


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: