Великий мастер

Жил-был великий мастер. Он мог все и все мог мастерски. И он был великим Учителем мастерства. В этом он тоже был мастером. Год за годом собирал он учеников и учил их разным искусствам и ремеслам: столярному, кузнечному, гончарному, учил знать, любить и понимать мир, людей, природу, разбираться в травах… и еще много чему учил своих учеников великий мастер. И в качестве платы он оставлял своих учеников около себя. И они жили и работали рядом с ним, неотлучно: учитель строго следил за тем, чтобы они помнили об условиях платы, о своем долге. Однажды приключилась беда: мастер зане мог. Да так, что никто не мог его излечить, даже он сам. Он лежал и не выходил из своего дома. Ученики, почувствовав свободу, стали расходиться по сторонам. Каждый из них выбрал свою дорогу, свой путь, свое приложение полученного и приумноженного мастерства: и каждый из них стал считаться Мастером. Каждый обрел свое дело, свое мастерство, и каждый стал творцом. А мастер все болел и уже не мог учить новых учеников. Слух об этом расходился все шире. И ученики, которые стали мастерами, будучи в расцвете своих талантов, один за другим, помня об Учителе, захотели помочь ему, как не могли раньше. И каждый во всю мощь своего таланта и мастерства придумал и сделал что-то, что должно было помочь Учителю излечиться. Кузнец выковал подвижное кресло, чтобы учитель мог передвигаться вне дома, Садовник принес плоды, дающие силу и бодрость. И еще целебные травы. Поэт написал свою самую великую поэму и посвятил ее Мастеру. Шло время, приходили и приходили ученики, ставшие мастерами и приносили свои творения. И, наконец, собрались все. Увидев все это, поняв, что ученики собираются вокруг, возвращаются к нему не по долгу, а по воле своей, Мастер встал на ноги, расправил плечи, вышел из дому навстречу своим ученикам, вздохнул полной грудью свежий и чистый воздух и понял: он здоров и снова полон сил. Он понял, что все то, что он делал в своей жизни, сохранилось и приумножилось в его учениках, что теперь в мире много Мастеров, их творений: добрых, светлых, полезных. И так будет всегда. Он понял, что жил, работал, ждал и надеялся не зря. Что все получилось даже лучше, чем он мог представить. И еще он понял, что наконец счастлив. И с ним были его ученики.

Дао

Одной далёкой стране очень повезло с правителем. Нет, правда, повезло. Все дела в ней были устроены самым лучшим образом, простые люди процветали, чиновники мудро регулировали их жизнь, собирая ровно столько налогов, сколько было нужно государству и умело распределяя их на разные нужды. Крепкая армия надёжно охраняла рубежи страны, и ещё оставались средства на содержание художников, поэтов и музыкантов, которые писали картины, сочиняли стихи и слагали песни.

И всё это было организовано в соответствии с замыслами правителя. И если вдруг что-то шло не так хорошо, как хотелось бы, он быстро разбирался в чём дело, и снова всё налаживалось самым лучшим образом и далее уже текло размеренно и спокойно. Народ любил своего правителя, а что может быть лучше?

И только сам правитель не мог найти покоя – он хотел править ещё более мудро, ещё более умело. И поскольку уже не было других правителей, у которых он мог бы научиться мастерству управления, он решил собрать у себя в дворце мастеров в любом деле – гончаров, пекарей, музыкантов, военных… Наверняка, - думал он – есть что-то общее у всех них, что делает их мастерами в своём деле. Мастерство само по себе. Если бы мне удалось найти его, я смог бы и править ещё лучше.

Сказано – сделано. Со всей страны потекли во дворец люди, чтобы поделиться со своим правителем секретами своего дела. Целый год правитель беседовал с ними – то по одному, то с целыми группами. Он изучал их таланты и действительно убеждался, что эти люди велики – каждый в своём.

Но что бы ни делали эти мастера, правитель каждый раз понимал, что то, что они делают в своём деле, он и так давно применяет в искусстве управления страной. Всё это он уже знает – он и правда был великий правитель.

И вот, по прошествии года, поняв, что он научился очень многому и одновременно ничему новому не научившись, правитель рассеянно бродил по своему дворцу, думая, что, наверное, уже и не осталось такого мастерства, которому бы он не научился.

Случайно он зашёл на кухню и вдруг остановился поражённый. Какой-то человек разделывал мясо, и это было настоящее чудо! Нож мелькал в воздухе, и казалось, он едва касается туши, как куски мяса сами отделяются от неё и сами укладываются на стол в идеальном порядке. Правитель смотрел на это как заворожённый, а потом подошёл к этому человеку и почтительно сказал:

- Великий Мастер! Уже целый год я ищу подлинное Мастерство, и кажется наконец-то нашёл. Научи меня своему искусству!

- Почему ты называешь меня Мастером? – ответил человек – Я не Мастер, мой путь – дао.

- Но как тогда у тебя так легко получается?

- Я не знаю. Это мой нож просто находит пустоты в туше, входит в них. Он служит мне уже двадцать лет и я ещё ни разу его не точил.

И правитель понял, что ему есть, чему учиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: