Под общественностью в широком смысле принято понимать
всех граждан страны, не имеющих служебной обязанности участ-
вовать в правоохранительных мероприятиях и способных по своим
личным качествам решать поставленные задачи. В узком смысле
— это представители общественных объединений и трудовых кол-
лективов предприятий, учреждений организаций. Помощь общест-
венности в раскрытии преступлений возможна в процессуальной и
непроцессуальной формах. Последняя, в свою очередь, может
быть нелегальной (оперативной) или гласной.
Следовательно, участие общественности в раскрытии пре-
ступлений — это добровольная гласная или негласная, осно-
ванная на гражданском сознании деятельность общественных
организаций или отдельных граждан по оказанию помощи пра-
воохранительным органам в раскрытии преступлений, розыске
виновных лиц, в выявлении и устранении причин и условий, спо-
собствовавших их совершению.
Участие общественности может носить единовременный ха-
рактер или продолжаться в ходе всего расследования. В одних
случаях следователь или оперативный работник сам привлекает
общественность к содействию в расследовании, в других — ис-
пользуют инициативу добровольных помощников, сигнализирую-
щих о совершенных или готовящихся преступных посягательст-
вах.
Помощь общественности в раскрытии преступлений может со-
стоять в: непосредственном обнаружении и пресечении граждана-
ми преступлений; оказании содействия в розыске и задержании
преступников; сообщении правоохранительным органам данных,
помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и про-
ведении следственных действий; выяснении причин и условий,
способствовавших совершению преступлений.
1) Содействие в непосредственном обнаружении и пресече-
нии преступлений реализуется путем участия в рейдах и провер-
ках, проводимых по собственной инициативе или по заданию
правоохранительных органов. Так, на стоянках автомашин, в га-
ражах и во дворах, как правило, находятся представители обще-
ственности, участвующие в проверке наличия угнанного или
§ 3. Взаимодействие следователя
и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений
бывшего в дорожно-транспортном происшествии автомобиля,
который скрылся с места происшествия.
2) Взаимодействие следователя и оперативного работника с
общественностью в розыске и задержании преступника, как пра-
вило, заключается в: преследовании по горячим следам; его за-
держании и передаче правоохранительным органам. Эти дейст-
вия граждан или представителей общественности должны быть
затем процессуально оформлены соответствующими должност-
ными лицами органа дознания или следствия.
3) Сообщение правоохранительным органам данных, способ-
ствующих раскрытию преступлений. Некоторые граждане по сво-
ей инициативе приходят или звонят в правоохранительные орга-
ны и рассказывают о подозрительных или преступных действиях.
Устные заявления лиц, содержащие информацию о преступлени-
ях, должны быть занесены в протокол, а письменные — зарегист-
рированы. По таким сообщениям проводятся проверочные меро-
приятия, а в случае подтверждения возбуждаются уголовные
дела.
Закон прямо предусматривает в качестве поводов к возбуж-
дению уголовного дела заявления и письма граждан, внештатных
сотрудников милиции, народных дружинников по охране общест-
венного порядка, членов других общественных организаций, а
также статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Если в
материалах содержатся признаки состава преступления, то орган
дознания, следователь или прокурор (судья) должны в пределах
своей компетенции возбудить уголовное дело и принять меры к
его расследованию.
К числу сведений, способствующих расследованию преступле-
ний, относятся сообщения граждан о личности подозреваемых
(обвиняемых). Лица, знакомые с подозреваемым (обвиняемым)
продолжительное время, дают о нем информацию, помогающую
более правильно и объективно оценить его личность и степень
общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, спо-
собствовавшие совершению преступления.
4) Взаимодействие следователя и общественности в подготов-
ке и проведении следственных действий реализуется при осмотре
места происшествия (здесь представители общественности могут
оказать содействие в преследовании преступника «по горячим
следам», в охране обстановки места происшествия, в сообщении
криминалистически значимых сведений, в поиске следов и предме-
тов, которые, возможно, обретут статус вещественных доказа-
Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений 506
тельств, в прочесывании местности); обыске и выемке (охрана
места обыска, выполнение вспомогательных мероприятий и ра-
бот); следственном эксперименте (подготовка обстановки, участие
в опытных действиях и др.); опознании (установление личности
потерпевшего в случае обнаружения неопознанного трупа, опозна-
ние автотранспортных средств, орудий, домашних животных по
внешним признакам) и т.д.
5) Действенную помощь общественность может оказать как в
выяснении причин и условий, побудивших к совершению престу-
плений, так и в реализации намеченных следователем мероприя-
тий по их устранению. Положительную роль здесь играют раз-
личные общественные комиссии, которые вскрывают и недостат-
ки в организации работы и допущенные злоупотребления, и по-
родившие их причины.
Результативность взаимодействия следователя и оперативно-
го работника с общественностью достигается при соблюдении
следующих условий:
1) строгое выполнение требований закона;
2) недопустимость делегирования представителям общест-
венности процессуальных функций;
3) использование помощи общественности в качестве вспомо-
гательного средства и на строго добровольных началах;
4) привлечение общественности с учетом обстановки, скла-
дывающейся при расследовании конкретного дела;
5) недопустимость использования заинтересованных в деле
лиц;
6) тщательный инструктаж и контроль действий представите-
лей общественности;
7) возмещение материальных затрат или ущерба, понесенно-
го конкретными представителями общественности;
8) своевременное моральное, а также материальное поощре-
ние общественников, выполнивших данное им поручение.
Своевременное и тактически правильное привлечение общест-
венности к расследованию и предупреждению преступлений —
эффективное средство повышения качества следственной дея-
тельности, изобличения виновных лиц, устранения причин и усло-
вий, способствовавших совершению преступления.