1. Социально-экономические преобразования в стране приве-
ли к значительному росту числа преступлений во всех сферах
общественных отношений. Их большая социальная опасность, а
также трудности, с которыми зачастую связано расследование
многих преступных посягательств, настоятельно требуют объе-
динить усилия следователей и оперативно-розыскных подразде-
лений.
Правовая основа взаимодействия следователей с оператив-
ными подразделениями и органами дознания заложена законами
от 18 апреля 1991 г. «О милиции», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федера-
ции» и др.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является одним
из видов государственной деятельности. Она осуществляется
гласно и негласно уполномоченными на то государственными
органами и оперативными подразделениями в пределах их ком-
петенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий
с использованием при этом специальных сил, средств и методов
в целях защиты жизни, здоровья, собственности, прав и свобод
|
|
личности, безопасности общества и государства от преступных
посягательств.
Из определения явствует, что этой деятельностью вправе за-
ниматься весьма узкий круг государственных органов, специаль-
но уполномоченных законом. Негосударственные организации
таким правом не обладают. Хотя законодатель установил, что
оперативно-розыскная деятельность может осуществляться
гласно и негласно, наиболее типичен ее негласный характер.
Гласная форма ОРД используется лишь в тех случаях, когда ре-
шение поставленной задачи возможно открытыми методами.
Оперативно-розыскные подразделения:
1) выявляют, пресекают, раскрывают и предупреждают пре-
ступления;
2) получают упреждающую информацию об оперативной об-
становке в зоне обслуживания для принятия обоснованных ре-
шений по защите правопорядка в стране;
Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений 496
3) помогают органам предварительного расследования, про-
куратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, вы-
полнении их поручений;
4) разыскивают виновных лиц, скрывающихся от органов рас-
следования и суда, с целью уклониться от уголовного наказания
за совершенное преступление, а также проводят розыск без вес-
ти пропавших;
5) добывают информацию о событиях или действиях, соз-
дающих угрозу безопасности Российской Федерации;
6) помогают иностранным правоохранительным органам в
борьбе с незаконными операциями, а также и по другим вопро-
сам, предусмотренным международными договорами РФ;
|
|
7) обеспечивают безопасность сотрудников правоохранитель-
ных органов, членов их семей и лиц, оказывающих этим органам
конфиденциальную помощь;
8) выявляют и пресекают факты коррупции и другие должно-
стные преступления со стороны сотрудников правоохранитель-
ных органов.
2. Полученные в ходе ОРД данные делятся на две группы:
первую составляют те, которые могут быть легализованы и ис-
пользованы в качестве доказательств по уголовным делам. Вто-
рая группа — это сведения, которые используются вне процессу-
альных рамок и не подлежат легализации.
К первой группе относятся:
а) записи телефонных переговоров (обвиняемых, подозре-
ваемых), полученные в соответствии с требованиями закона.
Прослушиваются как служебные, так и домашние телефоны, а
аудиокассета приобщается к материалам уголовного дела в ка-
честве вещественного доказательства. По обстоятельствам
зафиксированных телефонных разговоров обязательно должен
быть допрошен подозреваемый (обвиняемый). Если он заявляет,
что на пленке записан не его голос, проводится фоноскопическая
экспертиза;
б) данные наружного наблюдения. Сотрудники оперативных
служб органов внутренних дел и безопасности, проводившие та-
кое наблюдение, составляют рапорт, в котором указывают время
наблюдения и все действия наблюдаемого. Легализация данных
такого наблюдения осуществляется путем допроса соответст-
вующих сотрудников. При необходимости может быть проведено
опознание обвиняемых работниками, проводившими наружное
наблюдение;
§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы 497
в) оперативная видео- и фотосъемка, материалы которой
легализуются путем допроса лиц, ее осуществивших. В протоколе
указывается, когда и каким аппаратом проводилась съемка (за-
пись) и на какую видеокассету (пленку). Эти материалы также
приобщаются к уголовному делу.
Вторую группу составляют данные, не имеющие доказатель-
ственного значения (например, полученные оперативным путем
отпечатки пальцев, образцы крови, волос, пота людей, возможно
причастных к расследуемому преступлению).
3. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» устанав-
ливает следующие принципы проведения ОРД: законность; ува-
жение прав и свобод личности; конспирация; сочетание гласных и
негласных методов деятельности.
Принцип законности заключается в том, что при осуществле-
нии оперативно-розыскных мероприятий оперативный состав
должен строго выполнять требования Конституции РФ, законов и
других правовых актов, регулирующих ОРД. Гарантией соблюде-
ния законности в оперативно-розыскной деятельности служит
прокурорский и судебный контроль.
Принцип уважения прав и свобод человека предполагает их
защиту от противоправных действий со стороны соответствую-
щих должностных лиц. Осуществляя негласную и гласную дея-
тельность, оперативный состав обязан защищать права и свобо-
ды личности.
Принцип конспирации состоит в том, что результаты, тактика
и сведения ОРД, а также информация о гражданах, оказывающих
помощь правоохранительным органам на конфиденциальной
основе, являются государственной тайной.
Принцип сочетания гласных и негласных методов
деятельности предполагает использование оперативным
составом обеих форм деятельности. Целесообразность
применения тех или иных приемов и методов зависит от решаемой
задачи и оперативной обстановки.
4. Оперативная обстановка — это совокупность условий,
прямо или косвенно влияющих на деятельность конкретного
оперативно-розыскного подразделения и оперативного работни-
ка в пределах их территориальной и функциональной ответст-
венности. Она включает: пространственные и временные характе-
|
|
ристики; особенности географической и социально-экономической
среды; состояние правопорядка, средства и методы его поддержа-
ния; количество и качество используемых сил и средств; специфи-
ку решаемых оперативно-розыскных задач и др.
.
Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений 498