Введение

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОСОБИЯ

Пособие включает брошюру со стихотворными текстами и методическим руководством по использованию материала и комплект иллюстраций.

Методическое руководство содержит описание дидактических игр и занятий по развитию связной речи, понимания речи и стихотворных текстов, внимания, памяти, логического мышления. Игры и занятия предназначены для детей разного возраста (от полутора до семи-восьми лет).

Стихотворные тексты следует разрезать на карточки. Для удобства их лучше наклеить на плотную бумагу. На обратную сторону карточек нужно перенести нумерацию (арабскими цифрами). Буквенную маркировку переносить не обязательно.

Картинки, размещенные на сброшюрованных листах, надо разрезать на отдельные карточки по линиям разреза. Наклеив карточки на картон, перенесите их номера на обратную сторону, чтобы детям во время игры они были не очень заметны и непонятны (в противном случае ребенок в игре может ориентироваться не на характеристики самой картинки, а на ее цифровую и буквенную маркировку). Поэтому арабские цифры лучше заменить римскими, а цифровое и буквенное обозначение на картинках-дубликатах не приводить совсем. На карточках, составляющих серию, буквенные обозначения лучше не приводить, чтобы ребенок не использовал их как опору при составлении рассказа по картинкам.

Фишки нужно вырезать и наклеить на плотную бумагу или картон.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, хорошее владение речью играет весьма значимую роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который является интересным и умелым собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, деловые соображения. Такие люди оказываются более успешными как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни. В известном смысле каждый из нас имеет свой «речевой фасад», который при первом знакомстве формирует то впечатление, которое мы производим на другого. В личных и деловых отношениях с людьми не меньшее значение имеет умение достаточно полно понять собеседника, учителя, лектора. А понять — означает не только уяснить смысл произнесенных слов и фраз, но и догадаться о подтексте сказанного. Иногда, как известно, именно подтекст и представляет основной интерес для участников беседы: в нем выражаются истинные намерения и мысли говорящего.

Хорошее владение родным языком, речью — в определенном смысле искусство, которому нужно учиться не один год. От владения этим искусством подчас зависит не только профессиональная карьера, но и социальный статус человека. И чем раньше мы начинаем овладевать им, тем большего совершенства сможем достигнуть.

Настоящее пособие предназначено для всех, кто хочет помочь детям (в семье или в образовательном учреждении, центре, логопедическом кабинете и др.) научиться связно излагать собственные мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, то есть вести содержательный диалог. Этот подход к развитию речи достаточно нов, так как акцент сделан не на формирование языковых навыков в контексте учебных заданий, а на развитие связной диалогической речи в естественном общении с партнерами (детьми или взрослыми). Родителям это позволяет превратить занятия с детьми в интересную игру-общение. Специалисту — привнести в занятия по развитию речи больше смысла (в понимании ребенка) и научить детей не только говорить, но и общаться.

Для тех детей, которые уже учатся читать, мы предлагаем специальный материал. Он поможет им научиться в полной мере понимать содержание прочитанного и, читая, думать и делать выводы. Если ребенок научился называть напечатанные буквы и сливать их в слоги, это еще не значит, что он умеет читать. В искусстве чтения это не самое главное. Намного важнее научить ребенка понимать прочитанное, то есть не только уяснять фабулу, событийную сторону текста, но и чувствовать подтекст, настроение, скрытый смысл и связь описываемых событий или явлений. Лишь в этом случае ребенок сможет не только получить удовольствие от прочитанного, но и узнать что-то новое для себя или увидеть уже известное по-новому. Именно тогда чтение книг способствует эстетическому, умственному развитию и обогащает внутренний мир ребенка. Поэтому уже с первых шагов обучения чтению он должен почувствовать, осознать, что смысл, понимание прочитанного — это самое главное и самое интересное в чтении.

Пособие можно использовать в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития речи: от полутора-двух до семи-восьми лет. Оно годится и для тех, кто нуждается в стимуляции развития речи (то есть запаздывает в речевом развитии), и для тех, кто опережает своих сверстников по основным показателям речевого развития. Игры, входящие в пособие, подходят как для индивидуальной работы с ребенком, так и для групповых занятий. Материал настоящего пособия может быть использован несколько раз по-разному на различных этапах развивающих занятий. В работе с одним и тем же ребенком можно снова вернуться к пособию, когда он станет постарше, и использовать материал несколько иначе. Для такого многократного использования необходимо придерживаться наших рекомендаций (они приводятся в соответствующих разделах), которые касаются последовательности работы с материалом.

Поскольку пособие адресовано не только специалистам, но и родителям, не имеющим специального педагогического образования, в методической его части кратко описываются основные закономерности развития детской речи. Это позволит родителям подобрать именно тот материал, который соответствует возможностям, уровню речевого развития ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: