Индивидуальные особенности нарушений письма при различных формах недоразвития речи

Выше мы охарактеризовали основные черты нарушений письма, которые определяются связью письма с состоянием других речевых процессов. Нас интересовали степени выраженности аномальных (проявлений, которые мы считали возможным рассмотреть отдельно, временно отвлекаясь от причин, обусловливающих эти проявления, и от индивидуальных особенностей детей, у которых они наблюдались.

Обратимся теперь к этим вопросам. Мы подошли и к ним с позиций педагогических[6]. Целям педагогического исследования в наибольшей степени отвечает длительное прослеживание у детей отдельных свойств дефекта и свойств психики каждого ребенка, обусловливающих индивидуальное выражение аномальных проявлений.

Эти особенности выявлялись нами в ходе обучения. На протяжении длительного.периода специального обучения можно было установить, какие именно процессы оказались ущербными, проследить различную стойкость дефекта, линии его преодоления.

Мы стремились построить изучение так, чтобы оно помогало выявить соотношение различных способностей ребенка. В процессе обучения выявлялась различная стойкость дефектов. Одни изних быстро преодолевались, другие продолжали оставаться невыправленными в течение длительного времени, а иногда и всего периода обучения, не поддаваясь исправлению ни одним из применяемых методов. Это позволяло судить о характере первичного недостатка и его вторичных последствиях.

Далее выявилось соотношение между аномально проявляющимися функциями и компенсаторными процессами, которые также проявляются наиболее полно в обучении. Как мы увидим ниже, картина здесь также была разнородной: те способности, которые отставали у одних детей, оказались в нормальном состоянии или даже в компенсирующей роли у других.

В ходе нашего изучения мы убедились, что процесс обучения представляет собой особо благоприятные условия для раскрытия слабых и сильных сторон психики ребенка. Черты, обнаруживаемые в лабораторном исследовании, должны быть соотнесены с наблюдениями в учебной деятельности.

Охарактеризуем организацию и основное содержание обучения в школе-клинике Института дефектологии, в которой проводилось изучение детей.

В первый период пребывания ребенка в школе-клинике происходило выявление знаний и навыков, которыми ребенок владел к моменту поступления в школу. Выяснялись знания ребенка по чтению и письму, счету, запас сведений об окружающем, велись наблюдения над поведением его в коллективе, выявлялись особенности общения, связанные с неполноценной речью. Логопедическое обследование устанавливало состояние артикуляционного аппарата, произношения, уровень активного и пассивного словаря, грамматического развития.

Психологическим исследованием выявлялись особенности различных форм восприятия, интеллектуальных процессов, а также особенности деятельности ребенка.

Медицинское исследование обеспечивало данные о физическом развитии, состоянии нервной системы, органов слуха и зрения.

Предварительные результаты первоначального ознакомления с ребенком подвергались обсуждению через две-три недели после его поступления в клинику. Подводились итоги наблюдениям, накопленным за истекший период учителями-логопедами, воспитателями, руководителями кружков, и итоги данных психологического и медицинского исследования.

В результате обсуждения возникала предварительная трактовка каждого случая, которая позволяла наметить направление последующей работы с ребенком. Вся дальнейшая учебно-воспитательная работа, а также результаты психологического изучения подвергались систематическому обсуждению на протяжении всего периода пребывания ребенка в школе-клинике. При психологическом и педагогическом изучении ребенка ставилась цель собирать материалы, свидетельствующие о природе дефекта, о его проявлениях, о тех средствах и приемах обучения и воспитания, которые давали наибольший эффект, и о тех, которые оказывались малорезультативными.

Наряду с лабораторным изучением мы стремились возможно полнее выявить всю совокупность проявлений во всей их жизненной полноте. Особое внимание обращалось на устойчивость выявленные отклонений. Различная преодолеваемость недостатков, а также анализ приемов, при помощи которых достигался педагогический эффект, позволяли делать существенные выводы о соотношении первичных и вторичных нарушений. Большое значение придавалось характеристике положительных возможностей, на которые можно было опереться в обучении. Психолого-педагогическое изучение, таким образом, отражало: 1) характерные проявления на каждом этапе обучения и различную их преодолеваемость; 2) степень эффективности педагогического процесса, направленного на исправление нарушений; 3) наиболее удачные способы преодоления имеющихся нарушений; 4) указания на полноценные функции, на которые можно было опереться в педагогическом процессе.

Обучение изучаемых нами детей протекало в экспериментальных группах, укомплектованные по уровню недоразвития речи. Кроме того, осуществлялось индивидуальное обучение в специально отведенные для этого часы. Содержание его приводится в описании отдельных детей. Здесь же остановимся на содержании фронтального обучения.

В своем описании мы будем касаться только тех сторон обучения, которые непосредственно затрагивают вопросы подготовки детей к усвоению письма, Эти разделы работы включают в себя пропедевтические упражнения, направленные на лексико-грамматическое развитие и на овладение звуковым составом слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: