Вопрос – это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся. Естественным средством выражения и синтаксического оформления вопроса выступает вопросительное предложение.
Логическая структура вопроса в общем виде такова:
1) в нем обозначено, хотя и весьма неопределенно, искомое; вопросительные
местоимения и наречия ≪кто≫, ≪когда≫, ≪где≫, ≪сколько≫, ≪зачем≫, ≪почему≫ употребляются для обозначения соответственно класса или имени предмета, свойства или состояния, времени, места, количества, цели, причины;
2) в нем содержится некоторое знание в виде предпосылок; в них явно или скрыто
заключена исходная информация, недостаточная для разрешения вопроса; предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание;
3) в нем содержится требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от данного к искомому. Требуя найти, сообщить, уточнить некоторые сведения, вопрос выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.
|
|
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям:
· по степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными (выражаются в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное) или скрытыми (выражаются лишь своими предпосылками);
· в структурном плане вопросы подразделяются на простые и сложные (в
противоположность сложному вопросу простой не может быть расчленен на элементарные
вопросы);
· по способу запроса неизвестного знания различают уточняющие и восполняющие вопросы; первые (или ≪ли≫-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных вних суждений, а вторые (или ≪к≫-вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации.
· среди простых вопросов правомерно различать открытые (не связывают
отвечающего строгими рамками, позволяют дать ответ в свободной, непринужденной форме) и закрытые (лимитируют отвечающего, требуя точного и определенного ответа в виде одного-единственного повествовательного предложения);
· по количеству возможных на них ответов выделяют общие и частные вопросы;
· по отношению к познавательной цели диалога вопросы бывают узловыми (если верный ответ на них служит непосредственно раскрытию темы диалога) и наводящими (подготавливающими к пониманию узлового вопроса);
· по правильности постановки вопросы делятся на корректные, предпосылкой которых служит истинное и непротиворечивое знание, и некорректные, основанные на предпосылке ложного или противоречащего суждений, или суждения, смысл которого не определен