ВСЕ конфликты - это конфликты борьбы за источники мощности. Разрешение этих конфликтов и образует предмет для теории права

Поскольку юридические науки или ТЕОРИЯ ПРАВА - это ТЕОРИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ, то естественно, что до "ПИСАННОГО ПРАВА" существовало ОБЫЧНОЕ ПРАВО, в котором понятие ПРАВО основывалось на ОБЫЧАЕ ПРЕДКОВ.

Кроме неисчезающей потребности в питании существуют также две другие неисчезающие потребности: потребность в ЗАШИТЕ ОТ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ и потребность ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА. В удовлетворении этих потребностей человек выступает как БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.

Но есть и еще одна неисчезающая потребность, кардинально отличающая род ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ от животных - ПОТРЕБНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА, которая, будучи обращенной на СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРУДИЙ ТРУДА, и явилась причиной возникновения и человеческой речи, а вслед за этим, и причиной РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Не секрет, что последние два столетия, область права находится в непрерывном конфликте с системой ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. Самым ярким проявлением этого конфликта является факт коррупции. Но этот факт - лишь вершина айсберга - общественного образования, известного как бюрократия. Здесь нам необходимо отметить, что "покупательная способность", которой обладают денежные знаки, также определяются ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ.

21. Закон и интересы

Возникает вопрос о связи ЗАКОНА, управляющего явлениями органической и общественной жизни, с субъективным восприятием человеком окружающих явлений. Предыдущий абзац мы посвятили форме, в которой физическая величина мощности являет себя в системе общественных отношений. Этой формой является денежное обращение. Все виды конфликтов трансформируются в борьбу за деньги.

Обратим внимание на первое различие денег: деньгам как ЗАПАСУ противостоит ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК, как ПРОЦЕСС. Если термин ВОЗМОЖНОСТЬ мы будем отождествлять с ВОЗМОЖНОСТЬЮ СДЕЛАТЬ НЕЧТО ЗА ЗАДАННОЕ ВРЕМЯ, то мы сможем ВСЕ ЦЕЛИ, ВСЕ НАМЕРЕНИЯ, ВСЕ ЖЕЛАНИЯ отождествить с РОСТОМ ВОЗМОЖНОСТИ.

Это означает, что субъективно, абсолютно ничего не зная и даже не желая ничего знать об объективных законах, человек подчинен ЗАКОНУ тогда и только тогда, когда он стремится УВЕЛИЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ. Субъективное желание РОСТА ВОЗМОЖНОСТИ - и есть желание, которое можно рассматривать как ПОРОЖДАЮЩЕЕ ВСЕ ЦЕЛИ. В этих субъективных терминах все цели могут рассматриваться, как различные проявления тенденции РОСТА ВОЗМОЖНОСТИ.

22. Связь интересов и целей с ростом возможностей

Итак, мы утверждаем, что ВСЕ цели, интересы, намерения и желания ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ всегда ориентированы на РОСТ ВОЗМОЖНОСТИ.

Если мы получим ПОЛНЫЙ СПИСОК всех возможный ЦЕЛЕЙ, то есть всех возможных НАПРАВЛЕНИЙ, по которым можно наблюдать РОСТ ВОЗМОЖНОСТИ, мы получим нечто, называемое СПЕКТРОМ ИНТЕРЕСОВ для любого человека.

Когда с этой работой знакомятся впервые, то кажется, что такого ВСЕОБЩЕГО ОХВАТА ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ ЦЕЛЕЙ получить НЕВОЗМОЖНО. Однако, как нетрудно заметить - все возможные конфликты порождаются ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ИНТЕРЕСОВ - ИЛИ противоположностью целей. Следовательно, если мы имеем таблицу ВСЕХ ЦЕЛЕЙ для двух лиц, то мы получим полную МАТРИЦУ КОНФЛИКТОВ, которая и дает исчерпывающий классификатор всех возможных областей права.

23. Классификатор возможных целей

Назовем для начала СЕМЬ ВИДОВ ЦЕЛЕЙ, которые так или иначе могут быть представлены в сознании того или иного человека. Матрица конфликтов представляет собой таблицу, размером 7 x 7, но из-за симметрии таблицы мы получим 31 возможный конфликт или 31 раздел ПРАВА. Между прочим, государственное право - не является высшим уровнем права.

Поскольку любые ЦЕЛИ могут существовать лишь в индивидуальном сознании отдельных людей, то и участниками конфликтов, порождаемых противоположностью ЦЕЛЕЙ, могут быть лишь индивиды. Объединения индивидов с общими целями принято называть юридическим лицом.

24. Личные цели и цели Человечества

Начнем составление списка возможных ЦЕЛЕЙ. Правильность процедуры состоит в том, что требуется выставить ВСЕ возможные цели и не пропустить ни одной. Это достигается введением ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ ЦЕЛИ.

С одной стороны мы будем иметь мимолетное желание отдельного лица, а с другой стороны - мы будем иметь ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ЦЕЛОГО. Напомним, что все цели могут быть интерпретированы как РОСТ той или иной ВОЗМОЖНОСТИ.

Очевидно, что цели личного свойства, которые мы назовем ЛИЧНЫМИ ЦЕЛЯМИ, не могут жить дольше, чем живет соответствующая личность. Этот вид целей и будет числиться в нашем списке за номером 1. Но каждая личность может быть носителем не только личных, но и коллективных целей той или иной социальной общности. Очевидно, что цели таких социальных общностей обладают ВРЕМЕНЕМ ЖИЗНИ, которое превосходит время жизни отдельного индивидуума. В пределе (что не обязательно для каждого) могут существовать отдельные личности, которые являются носителями таких ЦЕЛЕЙ, которые ориентированы на РОСТ ВОЗМОЖНОСТИ ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ В ЦЕЛОМ. Этот вид целей имеет у нас номер 7.

Очевидно, что все возможные цели лежат между тем или иным способом РОСТА ВОЗМОЖНОСТИ отдельной личности (носителя личных целей) и РОСТОМ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ В ЦЕЛОМ. За пределами этих общностей целей нет.

Будем спускаться от целей человечества вниз, к целям меньшего уровня и меньшего охвата. На шестой позиции окажутся цели МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: конфессии, ООН, ЮНЕСКО и т.д. Следует подумать - относятся ли к этим ЦЕЛЯМ - ЦЕЛИ международного валютного фонда или мирового банка?

На пятой позиции у нас окажутся "суверенные" государства, как участники НАДГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. Это классическая область международного права, как внешних отношений государства. С другой стороны, в силу обязательства государства защищать своих граждан - посягательство на жизнь или имущество граждан и их объединений - есть преступления против государства и образуют предмет уголовного права.

Еще на одну позицию ниже поставим народы и нации. Современные государства многонациональны и по-разному решают свои национальные проблемы - это определяет четвертую позицию в нашем списке - цели народности или нации.

Вернемся к позиции 1 - это ЛИЧНЫЕ ЦЕЛИ. Очевидно, что позиция 2 должна принадлежать ближайшему окружению лица - это семья и различные группы ближайших друзей. Эти цели мы будем называть ЦЕЛЯМИ ГРУППЫ, имея в виду участие каждого лица в тех или иных ГРУППАХ.

Между позицией 2 - ГРУППА и позицией 5 - ГОСУДАРСТВО, лежит неопределенное количество ОРГАНИЗАЦИЙ, которые меньше, чем государство, но больше, а иногда и заметно больше, чем группа. Это позиция, сама являющаяся ИЕРАРХИЕЙ, в нашем списке обозначена номером 3 и будет называться ОРГАНИЗАЦИЕЙ.

25. Семь типов целей и спектр интересов

Таким образом мы получили, что каждое Лицо может быть носителем перечисленных выше СЕМИ ТИПОВ ЦЕЛЕЙ:

1. Личные цели - рост возможности личности.
2. Цели группы - рост возможности группы.
3. Цели организации - рост возможности организации.
4. Цели нации - рост возможности национальной общности.
5. Цели страны (государства) - рост возможности страны.
6. Цели международных организаций и конфессий.
7. Цели человечества - рост возможности человечества в целом.

Поскольку каждый человек располагает ограниченным ВРЕМЕНЕМ ЖИЗНИ, то он не может не расходовать его по достижению тех или иных личных или коллективных целей. Это приводит к формированию документа, который называется СПЕКТРОМ ИНТЕРЕСОВ. В личной беседе ваш собеседник по-разному откликается на конкретную формулировку ЦЕЛЕЙ, относящихся к различным видам социальной общности.

Наблюдаемые конфликты и есть ПРОЯВЛЕНИЕ противоположности интересов, что является источником или причиной КОНФЛИКТА. Само собою разумеется, что у разных народов существовали различные ОБЫЧАИ разрешения такого рода конфликтов - это и есть то, что принято называть ОБЫЧНЫМ ПРАВОМ.

26. Определение портрета и политического курса страны

В естественных науках широко распространены тензорные методы в описании динамических систем. Параметры описания динамических систем рассматриваются как своеобразные координаты "представляющей точки", траектория которой и есть "поведение динамической системы". Такое описание мы встречаем как у Синга "Тензорные методы динамики", так и у Крона "Тензорный анализ сетей". Следует отметить, что последний автор более удобен для описания динамических систем, для которых еще не существует физико-математического описания.

Разработчик новой теории сразу же встречается с проблемой, которая в тензорной методологии имеет вид: "Что в данной теории будет считаться ПОСТОЯННЫМ, а что - ПЕРЕМЕННЫМ?"

Другая формулировка этого же вопроса имеет вид: "Что Вы будете считать за ЕДИНИЦУ?". "ЕДИНИЦА" - это другое имя "целостности", с которой Вы будете иметь дело.

Мы примем за "единицу" суммарный валовой продукт всего мира, который можно рассматривать как сумму валовых продуктов всех стран мира.

Естественно-научный подход требуется установить ФИЗИЧЕСКУЮ РАЗМЕРНОСТЬ этой величины. Проделаем это.

Мировой валовый продукт - есть не просто величина продукта, а величина продукта, произведенного в течение года. В этом смысле мы имеем дело СО СКОРОСТЬЮ ВЫПУСКА МИРОВОГО ПРОДУКТА. Физическая величина, связанная со скоростью выпуска продукта есть величина МОЩНОСТИ. Другое название этой величины - суммарное энергопотребление. Однако суммарное энергопотребление еще не выражает величины выпускаемого продукта, поскольку при одном и том же энергопотреблении мы можем иметь различные значения обобщенного коэффициента полезного действия.

Наконец, скорость выпуска каждого продукта может быть согласована, а может быть не согласована со скоростью его потребления. Отсутствие этого согласования приводит к возникновению товарных запасов, не имеющих потребителя, - с одной стороны, и дефицит других предметов потребления (из-за перерасхода энергоресурсов), - с другой стороны.

По ходу исторического процесса имеет место как рост энерговооруженности, так и рост технического и социального коэффициентов полезного действия. Все это приводит к увеличению валового выпуска продукта.

Поскольку такова несубъективная цель каждой страны, то и величина мирового продукта возрастает по ходу исторического развития человечества.

Вот эту величину (возрастающую по ходу истории) мы и будем считать ПОСТОЯННОЙ (!), равной ЕДИНИЦЕ.

Это очень просто сделать, если считать мировой продукт, как сумму валовых продуктов всех стран мира.

Для того, чтобы получить величину скорости выпуска продукта по миру в целом, мы должны выразить скорость выпуска продукции по всем странам в ОДHИХ И ТЕХ ЖЕ единицах.

Одной из единиц измерения "валового продукта" является измерение его в национальной валюте. Изучение вопроса о получении величины мирового продукта показало, что такой измеритель очень ненадежен: имеет место сильное колебание валютных курсов, связанное с девальвацией и ревальвацией национальных валют. Hаблюдаемые явления инфляции еще более усугубляют положение вещей.

Длительный анализ мировой экономической статистики, выполненный эконом-географами, привел к выводу, что надежное измерение годового продукта по различным странам может быть получено по данным ЭHЕРГОПОТРЕБЛЕHИЯ. Предлагаемый экономгеографами способ измерения валового продукта состоит в пересчете всего энергопотребления в общее число киловатт-часов. (См. Г.Бёш. География мирового хозяйства. М., 1966.)

Суммарное энергопотребление выражается в киловатт-часах, причем потребление электроэнергии получается прямо в киловатт-часах, все виды топлива, не пошедшего на производство электроэнергии, пересчитываются в киловатт-часы и входят в сумму с коэффициентом 0,2, при этом все виды продуктов питания для людей и рабочего скота тоже пересчитываются в киловатт-часы, но входят в сумму с коэффициентом 0,05. Полученное таким образом суммарное энергопотребление и принимается за величину валового продукта.

Поскольку правило расчета продукта по всем странам является одинаковым, то суммарный мировой продукт также выражается в киловатт-часах. Этот результат, полученный экономгеографами, можно записать в виде:

, (12.1)

где Ni (t) - валовой продукт i-ой страны; N*(t) - валовой продукт мирового хозяйства; n - число стран.

Теперь, когда мы располагаем понятием величины мирового валового продукта, мы можем рассматривать эту величину всегда равной ЕДИHИЦЕ, как ЕДИHСТВО и ЦЕЛОСТHОСТЬ МИРА.

В этом случае мы можем каждую страну представлять не абсолютной величиной ее валового продукта, а долей данной страны в мировом продукте:

, (12.2)

где Vi (t) - доля i-той страны в мировом продукте; Ni (t) - валовой продукт i-ой страны; N*(t) - валовой продукт мирового хозяйства.

Cовершенно очевидно, что сумма долей всех стран для любого момента времени (т.е. для любого наблюдаемого "года", к которому относятся данные) всегда остается равной ЕДИHИЦЕ:

,

где Vi (t) - доля i-ой страны в мировом продукте; n - число стран в мире.

27. Вес страны на мировой арене

С введением представления о доле страны в мировом продукте мы получаем возможность рассматривать мир, как целостность, которая состоит из взаимодействующих частей, но сумма частей и составляет это целое.

Приведя в порядок данные по энергопотреблению, мы можем располагать страны в список, упорядоченный по величине доли: верхняя часть списка будет состоять из стран, доля которых в мировом продукте наибольшая, а конец такого списка будет представлен странами с маленькой долей в мировом продукте. Верхняя часть такого списка легко ассоциируется с представлением о "великих державах", а нижняя часть такого списка ассоциируется с "малыми странами". Численное значение доли страны в мировом продукте можно связывать с "величием" или с "могуществом" соответствующих стран. Можно говорить о величине этой доли и как о "весе страны" на внешнеполитической арене.

Поскольку положение стран в таком списке, упорядоченном по величине доли в мировом продукте, не остается постоянным, то можно наблюдать, как отдельные страны "опускаются" в нижнюю часть списка, а некоторые страны "поднимаются" в верхнюю часть списка. Такое изменение положения стран в списке, упорядоченном по долям в мировом продукте, ассоциируется с "уменьшением" или с "увеличением" их "веса" на мировой арене.

Само собою разумеется, что описание не может строиться на одном показателе, каким бы важным не был этот показатель. В нашем описании "политического портрета страны" предложено 18 характеристик, которые мы и будем вводить последовательно с соответствующим обсуждением.

В качестве второй характеристики мы введем НАСЕЛЕННОСТЬ, что соответствует "доле страны в мировом населении". Не менее очевидно, что сумма долей стран в "населенности" всегда равна ЕДИНИЦЕ.

Очевидно, что мировое население можно рассматривать как сумму из населения отдельных стран. Запишем это выражение для населения мира:

, (12.3)

где Mi (t) - население i-ой страны; M*(t) - население мира; n - число стран в мире.

Подобно тому, как это было сделано для валового продукта, введем ДОЛИ отдельных стран в населении мира:

, (12.4)

где Ui(t) - доля i-ой страны в населении мира; Мi(t) - население i-ой страны; М*(t) - население мира.

Подобно тому, как это было сделано с долями стран в мировом продукте, можно упорядочить все страны по их доле в населении мира. И здесь в самом верху списка окажутся страны, которые имеют наибольшую долю в мировом населении. Очень давно, когда техника была развита весьма слабо, было принято считать "великими" державами именно страны с большим населением. Так в прошлом веке Великобритания считалась великой державой из-за большой численности населения в колониях и полуколониях. Естественно, что и в настоящее время те страны, которые имеют большую долю в населении, тоже могут считаться "великими" державами. К таким странам относятся Китай и Индия, хотя доля этих стран в мировом продукте относительно невелика.

28. Развитость страны

Если составить отношение доли страны в мировом продукте к доле той же страны в населении мира, то можно получить соотношение, которое можно назвать "РАЗВИТОСТЬЮ" страны:

, (12.5)

где Wi(t) - "развитость" i-ой страны; Vi(t) - доля i-ой страны в мировом продукте; Ui(t) - доля i-ой страны в населении мира.

Если численное значение этой характеристики для некоторой страны равно единице, то это означает, что данная страна по уровню развития производительной силы труда находится на среднемировом уровне. Если это соотношение больше единицы, то страна может быть отнесена к числу "развитых" стран. Если это соотношение меньше единицы, то страна может быть отнесена к числу "слаборазвитых" или к числу "развивающихся" стран.

Характеристика развитости страны является характеристикой "производительной силы труда" в данной стране. Сравнивая две страны по развитости можно легко установить причины "неэквивалентного обмена" на мировом рынке: уровень мировых цен определяется развитостью, равной единице. Эта "средняя" развитость и определяет действие закона стоимости на мировом рынке: один человеко-час необходимого времени в развитой стране не может быть равен человеко-часу необходимого времени в слаборазвитой стране. Это соотношение и определяет возможность ограбления слаборазвитых стран развитыми странами в условиях мировой торговли.

Характеристика развитости может использоваться не только для подсчета "человеко-часов", которое имеет место в мировой торговле. Эта характеристика (при отвлечении от моральных факторов) дает соотношение численности "ЭКВИВАЛЕHТHЫХ АРМИЙ".

Колониальные захваты развитых капиталистических стран в прошлом веке и давали возможность сравнительно малым армиям осуществлять захват слаборазвитых стран, которые располагали более многочисленными, но хуже вооруженными армиями. В этом вопросе и сказывается примат экономики в вопросе о так называемом "насилии".

Кроме характеристики "развитости", которая показывает относительный уровень развития производительной силы труда в той или иной стране, полезно ввести "глобальный" уровень развития производительной силы труда. Этот "глобальный" уровень мы получим, если разделим суммарный мировой продукт на суммарную численность населения мира:

, (12.6)

где W*(t) - абсолютная величина "производительной силы труда" по миру как целому; N*(t) - мировой продукт; M*(t) - население мира.

Если рассматривать мировой продукт не за один год, а за один час, что получается делением годового продукта на 8760 часов, то наш числитель будет давать суммарное энергопотребление по миру в целом в киловатт-часах но уже за один час. Разделив эту величину на население мира, мы получим ВЕЛИЧИHУ МОЩHОСТИ на душу населения по миру в среднем. Эта величина мощности в киловаттах может быть легко пересчитана в ранее уже применявшуюся величину - в число лошадиных сил на душу населения:

, (12.7)

где Q*(t) - производительная сила труда в среднем по миру, выраженная в квт или в лошадиных силах; P*(t) - мировой продукт за 1 час; M*(t) - население мира.

Приведенное нами описание содержит всего три характеристики на страну, но самих стран свыше 200, а наблюдение за этими показателями должно осуществляться не менее, чем за 50 лет. Величина массива для этих трех характеристик имеет порядок величины около 30000 данных.

Только тот, кто проанализировал этот ФАКТИЧЕСКИЙ МАССИВ и изучил причины происходивших изменений в указанных показателях (вызванных теми или иными "политическими решениями"), имеет НАУЧНОЕ ОСНОВАНИЕ для "политологических суждений".

Слова "политический портрет" и "политический курс" будут означать список НАБЛЮДАЕМЫХ ДОЛЕЙ, как в выпускаемом продукте (измеряемым МОЩНОСТЯМИ), так и в распределении "бюджета социального времени".

Поскольку речь идет о разработке ОБЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, то излагаемая технология должна быть пригодна, как для политического лидера на уровне страны (при любой форме собственности), так и на уровне РЕГИОНА.

Вообще же правильно рассматривать приводимое описание составных частей политического портрета и политического курса, используя "нормировку на ЕДИНИЦУ" - считая 1 миллион жителей "ЕДИНИЦЕЙ" исторического процесса. Поскольку и в третьем тысячелетии число часов в сутки останется равным 24 часам, а год по-прежнему будет состоять из 365 дней, то каждый житель нашей планеты ИМЕЛ, ИМЕЕТ и БУДЕТЬ иметь в своем распоряжении 8760 человеко-часов в год.

1 миллион жителей соответственно ИМЕЛ, ИМЕЕТ и БУДЕТ ИМЕТЬ 8 миллиардов 760 миллионов человеко-часов в год. Эту ПОСТОЯННУЮ, ИНВАРИАНТНУЮ ВЕЛИЧИНУ мы и будем считать за ЕДИНИЦУ полного бюджета социального времени. Допустим на 2000 год мы имеем на 1 миллион жителей около 400000 работающих, а "рабочий год" состоит из 250 тысяч "8-часовых рабочих дней". Именно эта величина "полного бюджета" рабочего времени и предъявляется в форме "денежного бюджета". На самом деле при утверждении "бюджета" нельзя сделать ничего другого, как распределить "рабочее время" и физические мощности по системе некоторых неисчезающих ЦЕЛЕЙ. Некоторая часть этих целей связана с системой простого воспроизводства обществом самого себя. Простое воспроизводство - это ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТОГО, ЧТО РАЗРУШИЛО САМО ВРЕМЯ. Общество борется за счет своего рабочего времени со старением не только технических средств, зданий и сооружений, но готовит замену стареющим людям...

Это и есть НЕОБХОДИМОЕ ВРЕМЯ простого воспроизводства.

Совершенно очевидно, что при такой постановке вопроса мы пока отвлекаемся от всех проблем, связанных с РАЗВИТИЕМ. Движущей силой развития являются ИДЕИ, возникающие в сознании конкретных людей. Отделяя проблемы развития от проблем простого воспроизводства, мы выбираем более легкую часть в описании общественного развития.

Назовем некоторые категориальные пары, которые нам будут необходимы в последующем описании системы простого воспроизводства.

Категориальная пара "ВНЕШНЕЕ-ВНУТРЕННЕЕ" позволяет расчленить как выпускаемый, так и потребляемый продукт на две части: ВНЕШНЮЮ и ВНУТРЕННЮЮ.

Другая категориальная пара "ПРИНУЖДЕНИЕ-УБЕЖДЕНИЕ" расчленяет продукт в форме "ОРУЖИЯ-ОРУДИЯ", то есть отделяет военное производство от гражданского производства.

Еще одна категориальная пара "МАТЕРИАЛЬНОЕ-ИДЕАЛЬНОЕ" расчленяет производство на производство ОРУДИЙ-"СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА" и на производство ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

По отношению к производству Личности своеобразными "орудиями духовного производства" выступает то, что раньше называли "предметами потребления". Оказывается, что возбуждение тех или иных "потребностей" приводит к возникновению разного типа Личностей. Если воспитывается "потребность" в наркотиках, то не следует удивляться формированию определенного типа Личности.

Приведенные выше три категориальные пары дают три независимые дихотомии и образуют ВОСЕМЬ ВИДОВ ЦЕЛЕЙ и ВОСЕМЬ ВИДОВ ПОТРЕБНОСТЕЙ (со стороны потребляемых "ресурсов"). Полученные 16 видов характеристик и образует элементы "политического портрета". Исторический процесс, связанный с наблюдением за изменением названных характеристик и будет представлять "политический курс".

На языке математического описания эти 16 + 2 "характеристик" называются "фазовыми переменными", а траектория изменения этих переменных можно рассматривать как "фазовый портрет".

Как мы отмечали выше, категориальная пара "ВНЕШНЕЕ-ВНУТРЕННЕЕ" может использоваться как по отношении к потребляемым ресурсам, так и по отношению к выпускаемой продукции.

Историческая традиция относила часть продукта, не используемого в данной стране, как продукт "внешнеторговой деятельности". При таком подходе мы можем встретить трудность, которая связана с производством систем оружия.

Что это за продукт? Нетрудно видеть, что "торговля под контролем канонерок" является более эффективным способом торговли, чем без использования оружия. В этом смысле к внешнему продукту, не используемому внутри страны или региона, относится не только продукт внешней торговли, но и производство систем оружия.

Другая часть выпускаемого продукта ориентирована на внутреннее потребление. С учетом второй категориальной пары мы имеем системы оружия внутреннего назначения, выполняющего основную миссию всякого государства - роль системы ПРИНУЖДЕНИЯ. Продукт внутреннего потребления включает в себя ОРУДИЯ как для производства других орудий (классическое название - производство средств производства), так и орудия производства ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

Обозначая ДОЛЮ внутреннего продукта от величины полного продукта через a1, а ДОЛЮ внешнего продукта через a2, будем иметь:

a1 + a2 = 1,

что означает, что сумма этих долей равна единице.

29. Внешние и внутренние интересы

Не менее очевидно, что чем больше доля продукта на ВНЕШНИЕ ЦЕЛИ, тем больше у данной страны ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. Изменение соотношения этих долей и будет являть себя как изменение ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА, определяемого через изменение долей. Если доля a2 - возрастает, то это означает рост внешнеполитических интересов. Достаточно посмотреть на изменение подобной доли в Германии после 1934 г., когда было начато вооружение немецкой армии, как станет очевидной связь этой доли в выпускаемой продукции с последующей агрессией.

Предлагается рассмотреть и другие возможные изменения долей и их связь с тем, что принято называть "политическими решениями".

Аналогичное рассмотрение относится к потребляемым ресурсам, которые могут быть ВНУТРЕННИМИ или ВНЕШНИМИ. Вводя обозначения для доли ВНУТРЕННИХ ресурсов b1, а для доли ВНЕШНИХ ресурсов b2, будем иметь:

b1 + b2 = 1,

что означает, что сумма долей всегда равна единице.

В этом случае очевидно, что чем больше доля b2 - то есть внешних ресурсов, тем более политика данной страны (или региона) ЗАВИСИМА от поставщиков ресурсов. В банановых республиках этот элемент являет себя как зависимость страны от вкладчика капитала. Хотя это выражение и привычно, но реально в страну ввозится не "капитал", а приобретаемые за кредит либо системы оружия, либо орудия производства средств производства, либо предметы личного потребления.

Совершенно очевидно, что конкретизируя как выпуск продукции, так и потребляемые ресурсы как доли систем оружия, средств производства и предметов потребления - мы и получаем ДОЛИ как выпускаемых продуктов, так и потребляемых ресурсов.

Все перечисленные выше 16 + 2 = 18 характеристик и будут представлять нам самое "грубое" описание политического портрета. По отношению к рассматриваемому распределению как выпуска продукта, так и потребляемых ресурсов - определяется "курс партий": цели любой партии, блока, объединения получают свою конкретизацию через ЖЕЛАЕМЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Хотя все пункты этого политического портрета и составляют традиционное членение БЮДЖЕТА СТРАНЫ, но из-за отсутствия приведенного выше описания парламентские "бои" за бюджет - лишь другое название описанных выше ПРОТИВОРЕЧИЙ. Противоречие в борьбе за изменение бюджета воспринимается в прямом, а не в переносном смысле. Изменение доли в той или иной части бюджета, соотнесенное с политическим портретом, позволяет уточнить подлинные цели и намерения тех или иных политических партий и группировок.

30. Противоположность и общность интересов

В терминах "политического портрета" обнаруживают себя и различные финансовые группы в развитых странах. Так, например, в США можно обнаружить борьбу некоторых кланов, интересы которых противоположны по отношению к доле Пентагона в бюджете США. Так и получает свое описание борьба ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ в реальной политической жизни стран.

Эта противоположность интересов не может исчезнуть в рамках поделенного мира, где каждая страна (или группа стран) преследует свои узко национальные цели, не согласуя их с интересами Человечества как целого. Это и является глобальным политическим фактором, препятствующим переходу к устойчивому развитию мирового сообщества, но вместе с тем и фактором исторически отмирающим, так как в противном случае цивилизацию ожидает коллапс.

Переход к устойчивому развитию Человечества означает согласование интересов сторон с ростом возможностей мирового сообщества как целого. Только в этом случае частные интересы могут из "противоположных" стать "общими", стать фактором, способствующим переходу к устойчивому развитию. И очень важно иметь возможность сделать этот переход сознательно направляемым.

Чтобы лучше понять суть этого перехода, давайте еще раз спросим себя: "Что необходимо контролировать в процессе перехода: распределение энергии или распределение "печатной продукции" в форме денежных знаков?".

31. Заключение

Мы надеемся, что после прочтения работы даже предвзятый политик и финансист скажут: "и то и другое нужно контролировать". И такой ответ будет означать большой шаг вперед к пониманию того "что все цены, выраженные в долларах (или в других денежных единицах), можно пересчитать в киловатт-часы. Понимание этой технологической процедуры означает еще один шаг вперед, но уже к пониманию того, что "денежный бюджет" и "бюджет в киловатт-часах" - это всего лишь два способа для измерения одной и той же величины - совокупного продукта страны, региона, мира.

Однако, если измерение "денежного бюджета" в долларах (или любой другой денежной единицы) страдает от неучитываемой работы "печатного станка", то "бюджет" в киловатт-часах не обладает этим недостатком.

Не сразу бросается в глаза, что распределить энергии больше, чем ее добывают, не может ни король, ни президент, ни премьер-министр любой, даже очень богатой, страны.

Если наш читатель согласен с этим положением, то, мы полагаем, ему не составит особого труда понять, что, контролируя рост свободной энергии, мы на самом деле контролируем рост прибавочного продукта. А это значит, что процент роста свободной энергии (темпы роста прибавочного продукта) и есть процент роста нормы прибыли на вложенный капитал.

Однако, в случае денежного измерения этот процент можно искусственно завышать (или занижать) как мы это видели на приведенных выше примерах с МВФ, и расплачивается за это население. В случае измерения в квт-часах этот процент бессмысленно завышать, так как нечем будет расплачиваться.

Таким образом, технологически для политика переход к устойчивому развитию означает наличие вспомогательного инструмента и подготовленных кадров для работы с этим инструментом.

Для финансиста, кроме вспомогательного инструмента и подготовленных кадров, необходимо и самому приобрести знания и навыки работы с таким инструментом.

Известно высказывание Бисмарка: "Если я слышу жалобу на нехватку денег, то перевожу для себя эту жалобу так: "Мне очень и очень не достает ума". - И обратите внимание, с какими постоянными жалобами приходят все члены правительства".

Глава 13

ОБРАЗОВАНИЕ
И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Все решает человеческая личность, а не коллектив,
элита страны, а не ее демос, и в значительной мере
ее возрождение зависит от неизвестных нам законов
появления больших личностей.
В.И.Вернадский

Вавилонская башня профессиональных языков. Образование как творческий процесс. Новые возможности для сохранения развития. Волны научного творчества. Устойчивое развитие как обобщающая идея образования. Синтез знаний и специальное научное обеспечение устойчивого развития. Формирование людей, способных творчески решать проблемы. Определение проектологии устойчивого развития как логики проектирования изменений в системе природа-общество-человек. Предмет. Задачи. Продукт. О специальности "проектология устойчивого развития". Три специализации. Специализация: "Исследователь". Специализация: "Конструктор". Специализация: "Организатор". Взаимодействие специализаций. Практическая востребованность. Почему мало специалистов? Отличительный признак специальности.

1. Вавилонская башня профессиональных языков

На фоне социальной неразберихи последних лет - падения престижа одних профессий и роста престижа других - создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин - в номенклатуре Высшей Аттестационной Комиссии их числится более тысячи - особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.

Нам кажется, что в данный момент все Человечество вступает в весьма интересную фазу своего научного развития: существующее деление науки на "профессии" - отмирает!

И этот процесс не является случайным. Его причиной является существующее искусственное, "кусочное" членение науки на "профессии".

Искусственное членение науки разрывает естественные связи в целостной системе природа-общество-человек и, следовательно, препятствует пониманию процессов взаимозависимости развития Человечества и Человека на любом уровне глобальной (или региональной) системы.

Разрыв связей обусловлен прежде всего появлением "вавилонской башни" не связанных между собой профессиональных языков, каждый из которых отражает только свой предмет и не дает ни малейшего представления о целостности и взаимозависимости изменений каждой части и системы в целом.

Эти профессиональные языки не объединяют людей, а, наоборот, разобщают, рождают "профессиональный кретинизм" и тем самым ослабляют творческий потенциал, мешают решению общих, насущных проблем. Это значит, что искусственное членение науки по "профессиям" стало фактором, противоречащим Логике развития общества, и в силу этого неизбежно отомрет. Следовательно, нужен другой подход к образованию.

2. Образование как творческий процесс

Образование должно стать ключевым фактором, способствующим устойчивому развитию общества, росту его возможностей. Но для этого надо формировать людей-личности, способных и реализующих свои способности к научному творчеству.

Творчество и есть процесс, который сопровождает всё историческое развитие человечества - ибо каждое открытие новой возможности, не бывшей известной Человечеству в целом до этого одиночного акта отдельной Личности - и есть тот механизм, который принято называть РАЗВИТИЕМ.

Поскольку подобные акты творчества принадлежат лишь отдельным Личностям, то забота живущих поколений о поколениях будущих и состоит в ОБРАЗОВАНИИ людей, способных и реализующих свою способность к ТВОРЧЕСТВУ.

Большие личности в истории Человечества, о которых говорит В.И.Вернадский, и являются творцами новых научных знаний и теорий, служивших импульсом многих великих идей и открытий, материализация которых в действующих конструкциях и приводила к определенной предметной деятельности, меняющей облик планеты.

3. Новые возможности для сохранения развития

Подобно тому, как исторический процесс имеет колебательный характер и проходит определенные стадии в том числе и критические, научное творчество также имеет определенную периодичность и может носить взрывной характер в критические для общества периоды. Такие периоды сопровождают практически все предметные области деятельности и рассматривались нами во всех разделах работы. Но вместе с тем КРИЗИС интенсифицирует поиск новых идей, вынуждает выдвигать "безумные идеи", делать открытия, предлагать научные теории, из которых строится новая научная картина мира, раскрывающая Человечеству НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ РАЗВИТИЯ.

"Взрывы научного творчества, повторяющиеся через столетия, указывают… на то, что через столетия повторяются периоды, когда скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силу, меняющую биосферу… Наличность таких пульсаций талантливости в смене поколений все же должно быть прежде всего для того, чтобы были взрывы творчества… Мы живем в особую эпоху, находимся на гребне взрывной волны научного творчества".

4. Волны научного творчества

Очень важно осознать три существенных обстоятельства:

Волны научного творчества имеют определенную периодичность и их взрывной характер связан с периодами, которые в истории Человечества известны как критические, когда решалась судьба отдельных цивилизаций, народов, государств.

В истории Человечества было много критических периодов и каждый из них порождал взрывную волну научного творчества - ускоряющую процесс развития.

Но эти критические периоды касались той или иной части Человечества и не являлись угрозой существования Человечества как целого. За последние 2 тысячи лет в истории не было такого критического периода, когда под угрозой оказалось существование всей Земной цивилизации. Именно поэтому наша эпоха, разделяющая два тысячелетия истории, является ОСОБОЙ. Глобальный кризис "Человек-природа" породил новую взрывную волну научного творчества. Но так же как и наша эпоха настоящая волна идей является тоже особой.

Особенность состоит в том, что Человечество находится на ГРЕБНЕ ВЗРЫВНОЙ ВОЛНЫ. Очень важно, находясь на вершине, понять, что оставить (сохранить) и что изменить, чтобы не упасть в пропасть и продолжить дальнейшее движение. Другими словами очень высока цена ошибки: жизнь или смерть человеческой популяции - такова ее цена, а отсюда и очень высока ответственность выбора обобщающей идеи развития.

5. Устойчивое развитие как обобщающая идея образования

Такой обобщающей идеей и является концепция Устойчивого развития Человечества, одобренная ООН и практически всеми государствами мира. Концепция была подробно рассмотрена выше. В соответствии с ней Устойчивое развитие подразумевает:

СОХРАНИТЬ:

§ рост возможностей Человечества удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений;

ИЗМЕНИТЬ:

§ эксплуатацию ресурсов,

§ ориентацию технологического развития,

§ направления инвестиций,

§ институциональные изменения.

Эта концепция подробно рассмотрена в главах "Экология", "Экономика", "Финансы".

Показано, что устойчивое развитие - это такой процесс изменений, который сохраняет рост возможностей человечества, как в настоящем, так и в будущем. Инвариантом процесса изменений выступает рост возможностей Человечества. Но это означает, что устойчивое развитие обеспечивается через согласование предполагаемых изменений с законами исторического развития человечества. Их рассмотрению посвящена специальная глава в нашей работе.

Показано, что все предполагаемые изменения должны находиться под контролем законов развития.

С другой стороны все предполагаемые изменения требуют ИДЕЙ в форме научных теорий:

§ новых источников мощности;

§ КПД машин и технологических процессов;

§ измерения экономического развития;

§ качества социальной организации общества;

§ качества окружающей среды.

Согласование идей с законами развития требует еще одного класса теорий:

§ управления развитием.

Все названные идеи в форме научных теорий и являются научным обеспечением устойчивого развития, инвариантного, то есть независящего от различных форм собственности и политического устройства, пригодного для использования в любой стране (регионе) и на любом уровне управления.

6. Синтез знаний и специальное научное обеспечение
устойчивого развития

Синтез знаний в различных предметных областях является СПЕЦИАЛЬНЫМ НАУЧНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (сокращенно СНОУР). Он предполагает создание "БАНКА научных теорий".

Изменившаяся система хранения информации от письменности и книгопечатания к современным машинным информационным системам есть переход от "профессий", владеющих материалом книг по определенному "предмету" к использованию "банка научных теорий" для обоснования необходимых изменений в системе природа-общество-человек. Однако создание "банка научных теорий" предъявляет требование ко всем известным предметным областям, где описание велось в терминах естественного языка. Это требование было сформулировано Беляковым-Бодиным (1966) в следующей форме:

Научиться, если это возможно, превращать любую предметную область в научную теорию, сдаваемую в комплекс машинных информационных систем для научного обеспечения управления устойчивым развитием.

Теперь, тридцать лет спустя, мы знаем, что это возможно. Однако, мы теперь не просто знаем, что это возможно, но мы теперь знаем, КАК ИМЕННО это надо делать.

7. Формирование людей, способных творчески решать проблемы

Следует обратить внимание на тот факт, что процесс отображения соответствующей предметной области в научную теорию математического типа - есть акт СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. Оно сопровождает весь процесс исторического развития и поэтому должно быть обеспечено специально подготовленным людьми.

Когда мы говорим о том, чтобы сохранить Землю для будущих поколений, то нужно очень хорошо понимать, что лучший способ это реально сделать - это формировать людей, способных творчески решать проблемы перехода к устойчивому развитию.

Это означает, что процесс создания специального научного обеспечения устойчивого развития и процесс подготовки специалистов, способных творчески решать проблемы перехода к устойчивому развитию есть не два разных процесса, а две стороны единого логического процесса ПРОЕКТИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

8. Определение проектологии устойчивого развития
как логики проектирования изменений в системе
природа-общество-человек


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: