Ключ для вычисления минимально необходимого для учителя уровня владения педагогическими компетентностями (способностями) по МОРУ

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

Методика разработана представителями американской ассоциации гуманистической психологии (Дж. Хэссард и др., 1987). Апробирована и адаптирована в ряде общеобразовательных школ разных городов нашей страны.

Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления (демонстрации) учителем на уроке педагогических компетентностей (способностей).

Педагогические компетентности, оцениваемые МОРУ:

1. Получение учителем информации о запросах ученика и его продвижения в обучении – 4 индикатора (показателя). Индикатор обозначен буквами а, б, в, г.

2. Демонстрация учителем приемлемого объяснения учебного материала (вербального и письменного) и знания учебного предмета – 12 индикаторов.

3. Организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения – 12 индикаторов.

4. Общение, взаимодействие учителя с учениками на уроке – 16 индикаторов.

5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения – 16 индикаторов.

6. Поддержание учителем на уроке позитивной, креативной атмосферы – 16 индикаторов.

7.Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников – 14 индикаторов.

Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями, динамику развития их во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя.

Анкета

1.Получение информации о запросах ученика и продвижении в обучении 1. Оценивание продвижения ученика на уроке: а) контролируются отдельные слабые/сильные учащиеся б) требуется ответ от конкретных учащихся для оценивания; в) учащиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга; г) выявляются причины трудностей и непонимания в работе учащихся.
2. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного материала 2. Использование приемлемого письменного объяснения: а) записи для учащихся аккуратные, четкие; б) прочтение записей правильное; в) техника языка правильная г) использование языка правильное 3. Использование приемлемого вербального объяснения а) дикция способствует пониманию речи учителя; б) подача материала/объем, скорость/нормальная в) устная речь правильная; г) произношение правильное. 1. Демонстрация владения учебным предметом: А) демонстрация материала/информация точна, своевременна; Б) комментарии и реакции на вопросы учащихся точны, адекватны; в) содержание материала предъявляется в логической последовательности; г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала.
3. Организация времени урока, использование пространства класса, учебных пособий, ТСО в целях обучения 5. Уделение времени рутинным задачам: а) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала; б) исходные указания по плану урока ясные, полные; в) учебные пособия и средства обучения легко доступны учащимся г) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя. 6. Эффективное использование времени урока: а) обучение начинается с начала урока; б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке в) нет нежелательных отступлений на уроке; г) обучение продолжается до конца урока. 7. Создание внешних условий, благоприятствующих обучению: а) классная комната приведена в порядок, чистая; б) учебная активность совместима с окружающими условиями; в) стенды/полки благоприятствуют обстановке / условиям обучения г) учебные пособия расположены упорядоченно/ удобно для учащихся/или учитель ведет урок не в своем кабинете
4. Общение, взаимодействие учителя с учениками 8. Объяснения, связанные с содержанием урока: а) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов; б) общение адекватно, ошибок в общении мало; в) используемые примеры иллюстрируют содержание; г) основные наиболее трудные моменты материала выделены. 9. Разъяснения при непонимании материала учащимися: а) определение областей непонимания материала, повторное объяснение; б) стремление к устранению непонимания материала; в) использование различных слов, примеров; г) разъяснение даются индивидуально, для небольших групп учащихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей 10. Использование реакций, вопросов учащихся при изложении содержания материала учителем: а) пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у учащихся; б) выясняются учащиеся, желающие дать пояснение (или нет); в) реакции и идеи учащихся принимаются с благодарностью; г) идеи учащихся разрабатываются (используются на уроке)
5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения 11. Предъявление информации учащимся об их прогрессе: а) ожидания относительно результатов учащимся сообщаются сразу же; б) особая обратная связь предоставляется учащимся при адекватном выполнении учебной работы; в) особая обратная связь предоставляется учащимся при неадекватном выполнении учебной работы; г) учащимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются). 12. Приемлемое использование методов обучения: а) каждый метод обучения соответствует цели обучения; б) один из методов используется приемлемо; в) два или больше методов используется приемлемо; г) каждый метод используется приемлемо; 13. Адаптация обучения к учащимся: а) обучение соответствует особенностям учащихся; б) все учащиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности; в) соответствующее время отводится для достижения учебных целей; г) учащиеся и учитель взаимодействуют как две группы. 14. Использование средств обучения и учебных материалов: а) средства обучения соответствуют особенностям учащихся, целям обучения; б) средства обучения используются без каких-либо трудностей; в)учебные материалы соответствуют особенностям учащихся, целям обучения; г) учебные материалы используются без отвлечения внимания учащихся и соответствуютцелям урока. 15. Осуществление активности в логической последовательности а) урок начинается со стимулирующего введения б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом; в) учебные активности следуют в логическом порядке; г) урок заканчивается логично.
6. Поддержание творческой атмосферы на уроке 16. Передача личного энтузиазма: а) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики; б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций, модуляций; в)энтузиазм передается энергичной позой; г) энтузиазм передается жестами. 17. Стимуляция интереса учащихся: а) формируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни; б) используются интересные, необходимые аспекты темы; в) интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора; г) урок персонализируется с помощью использования опыта учащихся. 18. Демонстрация теплоты и дружелюбия: а) приятный тон голоса, зрительного контакта; б) имена учащихся используются в теплой, дружеской манере; в) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора; г) теплота, дружелюбие демонстрируются путем сидения, стояния рядом с учащимися. 19. Помощь учащимся в выработке позитивной самооценки: а) речь учителя свободна от сарказма и насмешек; б) учитель ведет себя с учащимися учтиво, вежливо, уважительно; В) персонализированное поощрение за хорошую работу; Г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе.
7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников 20. Поддержание включенности учащихся на уроке: а) варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя; б) поощрение участия учащихся в работе; в) 85% или больше времени учащиеся проводят за решением разного рода задач. 21. Руководство учащимися, не включенными в в учебную работу: а) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих учащихся в учебную работу; б) использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих учащихся в учебную работу; в) использование средств поддержания внимания этих учащихся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения. 22. Соблюдение учащимися определенных ожиданий относительно их поведения а) ожидания относительно поведения ясны учащимся; б) поддержание постоянных ожиданий относительно поведения учащихся; в) учащимся предоставляется вербальная/невербальная связь относительно неприемлемого поведения. 23. Воздействие на нарушение дисциплины а) управление поведением всего класса во время урока; б) учащиеся редко нарушают течение урока; в) учащиеся, нарушающие урок, сталкиваются с быстрой реакцией учителя, остаются без внимания; г) учащиеся, нарушающие урок, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя, остаются без внимания.

Ключ для вычисления минимально необходимого для учителя уровня владения педагогическими компетентностями (способностями) по МОРУ

Наименование педагогических компетентностей № индика- торов Полное (слева) и минимально необходимое (справа) количество индикаторов по каждой компетентности
Получение информации и запросах ученика и его продвижение в обучении   А, б, в, г, -а+1 Итого: 4 2
Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения материала   А, б, в, г – все четыре А, б, в, г – все четыре А, б, в, г – а, б, в Итого: 12
  1. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий, ТС в целях обучения
  А, б, в, г – а, б, в А, б, в, г – а, г + 1 А, б, в, г – любые три Итого: 16 10
  • Общение, взаимодействие учителя
с учениками
  А, б, в, г – а+2 А. б, в, г – б+1 А. б, в, г – а, б А, б, в, г – а, б+1 Итого: 16 10
Демонстрация учителем соответст-вующих методов обучения   А, б, в, г – а, б +1 А, б, в, г – а, в +1 А, б, в, г – а, в А, б, в, г, - а, в+1 Итого: 16 11
Поддержание креативной атмосферы на на уроке   А, б, в, г – а, б +2 А, б, в, г – а, в + 1 А, б, в, г – а + 2 А, б, в, г – а + 1 Итого: 16 11
Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников   А, б, в – г+2 А, б, в – в+2 А, б, в – а+2 А, б, в, г – а, в, г Итого: 14 12

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: