Особенности потребления культурных благ

Культурное благо, часто представляемое как символическое, а не экономическое "богатство", существует как таковое, только для человека, который может расшифровать его эстетическую, историческую, символическую ценность. Поскольку культурные блага существуют в определенном культурном контексте, их потребление требует специальной подготовки, а ценность потребляемого блага зависит, в том числе, от уровня образования потребителя. Следствием этого становится преобладание на рынке благ, не требующих высокого уровня подготовки, легких для восприятия, ориентированных на массового потребителя. Поэтому основными направлениями государственной политики в сфере культуры должны стать меры, направленные на формирование культурных потребностей, поддержание общественного интереса к культуре, с целью восполнения недостающего спроса на культурные блага высокого качества.

С учетом данных обстоятельств, применительно к большинству культурных благ не действует принцип убывающей предельной полезности, характерный для стандартных экономических благ Наоборот, чем богаче и разнообразнее опыт культурного потребления, тем большую предельную полезность индивид может получить от дополнительного (и повторяющегося, и нового) культурного блага. Таким образом, для многих культурных благ характерна возрастающая предельная полезность от дополнительной единицы продукта.

Сам по себе творческий продукт, имея в виду его информационную составляющую, предполагает неограниченный доступ к нему потребителей. Расходуется лишь мотив к потреблению, который приобретает самостоятельную ценность. Тем самым, ограниченными ресурсами в сфере культуры становятся время и внимание потребителей. В свою очередь мотив к потреблению зависит от внушения, от наличия потребности (воспитания культурного вкуса), доступности информации о качестве товара, от существующей системы индивидуальных оценок, от ряда социальных факторов.

Потребление культурных благ, в основном представляет собой "досуговое" потребление, и часто этот процесс является неповторяющимся и несерийным. Сущность потребления культурных благ состоит в том, чтобы каждый раз получать новую информацию, впечатления, эмоции.

Мониторинг общественного участия в культурной жизни подтверждает наличие зависимости между уровнем дохода и потреблением культурных благ. В большинстве случаев культурные блага относятся не к предметам первой необходимости, а скорее к переходным товарам или предметам роскоши. Следовательно, с ростом дохода потребление благ, не относящихся к необходимым товарам (предметам роскоши), повышается.

Фактор наличия свободного времени также существенно влияет на формирование спроса в сфере культуры. Поэтому среди многообразия культурных благ предпочтения потребителей оказываются на стороне тех, что требуют меньше временных затрат в процессе потребления, являются более достижимыми и легкими в восприятии.

Существуют 2 пути улучшения ситуации в сфере культуры. Первый вариант - совершенствовать культурную политику государства с целью создания эффективных институтов в сфере производства, оценки и отбора культурных благ. Второй связан с совершенствованием рыночных механизмов оценки результатов и затрат принимаемых решений относительно производства и потребления культурных благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: