Некоммерческий статус как основной фактор, который определяет специфику хозяйственной и экономической деятельности социокультурных учреждений

Вопросы менеджмента имеют решающее значение в работе различных организаций. Некоммерческие организации в сфере культуры и искусства не является тому исключением. Анализируя специфику некоммерческого сектора культуры и искусства, прежде всего следует отметить, что он является составной частью общего некоммерческого сектора. Он способен затрагивать важнейшие социальные проблемы и находить уникальные решения новых и сложных задач.

Как мы знаем, в сфере культуры и искусства достаточно широко представлен некоммерческий сектор, функционирование которого в первую очередь направлено на достижение истинных общественно значимых благ. Поэтому выделяют два критерия хозяйственной деятельности: во-первых, свойства продукта, который организация намерена производить (общественное или частное благо) и, во-вторых, характер информированности производителей и потребителей о свойствах создаваемых благ.

В зависимости от «уровня производства внешних социальных эффектов», выражающихся «в получении неоплачиваемых выгод третьими лицами» учреждения культуры являются взаимовыгодными по своей сути. То есть они могут выступать в виде формирования ценностных ориентаций личностей и социальных групп, приемлемых в том или ином обществе. Если говорить о культуре и искусстве, то большинство создаваемых в данной сфере общественных благ, как правило, обладают и индивидуальной полезностью.

Некоммерческий статус организаций культуры определяет, что они наиболее успешны и эффективны в данной сфере по сравнению с коммерческими организациями. Они создают товары и услуги, потребительские качества которых трудно наблюдаемы и не могут быть «сосчитаны», например, формирование вкуса, степень воспитанности потребителя или «компетентности» художника. В то же время производство творческих продуктов и культурных благ сопряжено со значительными расходами, которые не всегда покрываются дотациями и пожертвованиями, а также доходами от их реализации.

Для понимания экономической сущности некоммерческого сектора культуры и искусства имеет важное значение теория «несостоятельности рыночного механизма или «ошибок рынка». Как пишет известный экономист А.Я. Рубинштейн, «в каком-то смысле сфера культуры представляет собой уникальный пример «полного собрания» ошибок рынка». В частности, он указывает на феномен «информационной асимметрии» – «далеко не все потребители знают об истинных качествах продуктов, которые производятся, хранятся и распространяются библиотеками, музеями, клубными учреждениями, театрами, филармониями, цирками, другими организациями этой особой сферы».

Некоммерческие организации культуры и искусства как раз и возникают в условиях, когда рыночный механизм не обеспечивает потребителей адекватной информацией о качестве таких продуктов. Когда, например, некоммерческая музыкальная организация дает благотворительный концерт для детей-сирот, то она не только обеспечивает потребителей адекватной информацией о нем, но и понимает, что его низкое качество может нанести вред благотворителю, который это благо оплачивает. С другой стороны, зачастую потребители творческих продуктов и услуг, производимых и оказываемых соответственно коммерческими фирмами, подозревают их в недобросовестности и обращаются к некоммерческой организации, не заинтересованной в использовании информационного преимущества.

Главная трудность оценки эффективности деятельности некоммерческого сектора культуры и искусства связана с тем, что здесь приходится одновременно учитывать и экономический, и социальный эффекты творческих продуктов культуры и искусства. В то же время ведущей стороной в них является оценка долгосрочного социального эффекта при реализации уставных задач, успешное решение которых за счет средств от доноров, участников, государства, предпринимательской деятельности влечет за собой признание их эффективными и с экономической точки зрения. Поэтому уместно говорить о ярко выраженной социально-экономической эффективности некоммерческих организаций, отличающихся естественной мотивацией к реализации долгосрочного общественного интереса в сфере культуры и искусства.

В заключение отмечу, что социально-экономическая эффективность организаций культуры и искусства в значительной мере зависит от эффективности их менеджмента. Многие руководители некоммерческих организаций культуры и искусства быстро осознали, что надо искать продуктивные модели менеджмента в условиях недостаточных источников финансирования. Но немало среди них и тех, кто связывает проблемы культуры только с дефицитом финансирования, полагая, что все остальные проблемы находятся как бы вне возможностей самих организаций культуры и искусства.

Хотя ссылка на недостаток финансовых средств у организаций культуры вполне оправдана, было бы неправомерно не замечать, что, имея одинаково низкие стартовые возможности, организации культуры живут по-разному. Почему одни из них не только выживают, но и развиваются, а другие бедствуют? Потому что в условиях рынка смогли работать рационально, учитывая новые правила игры. Что предполагают эти новые правила игры? Они требуют нового менеджмента, иного масштаба видения проблем и осознанного понимания того, что деньги теперь можно только заработать.

Поэтому в настоящее время перед многими некоммерческими организациями, работающими в сфере культуры и искусства, существует определенная дилемма: сохранить ли в составе руководства, например, театрами, библиотеками, музеями и т.п. преданных, но консервативно настроенных работников культуры, либо приглашать к управлению названными учреждениями высокопрофессиональных и коммерчески ориентированных менеджеров со стороны. Оптимальный выход из создавшегося положения заключается в том, чтобы непосредственно внутри некоммерческих организаций культуры и искусства формировать менеджеров высшего звена, имеющих профессиональное экономическое образование, хорошо разбирающихся в правовых вопросах, а также в достаточной степени знающих психологию межличностного общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: