1. В чем заключается разница между девиантным и де-линквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?
Глава 4 (10). Культура и духовная жизнь |
2. Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте поступки, которые считаете девиантными.
3. Что такое подростковая преступность? Чем она отличается от организованной преступности?
*4. Установите периоды в истории России, когда был особенно сильно развит внешний контроль и особенно слабо — внутренний. Опишите последствия внешней диктатуры, ее методы и формы: какое влияние они оказывали на деви-антное и делинквентное поведение.
*5. Иногда можно слышать такое суждение: России нужна «сильная рука» для того, чтобы покончить с преступностью. Что вы думаете по этому поводу?
■ Проблема. Существуют ли различные точки зрения о том, почему некоторые люди становятся преступниками и преступают законы. Сформулируйте свое мнение об этом.
Практикум. Ученые выяснили: между противоправным поведением и Я-концепцией существует тесная связь. Самооценка подростков-правонарушителей ниже, чем у подростков, не нарушающих законы. Противоправное поведение, возможно, является способом компенсации неадекватной Я-концепции юных правонарушителей. Одно из объяснений заключается в том, что, обладая низкой самооценкой, они следуют девиантным моделям поведения, чтобы уменьшить чувство неприятия самого себя. Когда поведение таких подростков соответствует низкому мнению о самих себе, чувство самоуничижения уменьшается. Желая восстановить самоуважение, они присоединяются к девиантным группам, где получают одобрение, в котором им отказывает остальная часть общества.
Вы познакомились только с одной точкой зрения. Но существуют и другие подходы. Один из них придется дать вам. При этом необязательно заглядывать в специальную литературу. Просто используйте свой жизненный опыт, людей из своего окружения. Наверняка вам попадались люди с отклоняющимся поведением. Как вы думаете, почему они себя так вели и чем мотивировали свои действия?
§ 12 (§ 33). Этическая основа культуры
Духовная сфера общества охватывает все области человеческой деятельности — от постройки дворцов и храмов до создания научных теорий и отправления религиозных ритуалов. Основой духовной сферы общества считается культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура). В более узком смысле культура означает сферу духовной жизни людей.
Она включает предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведе-ния искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Стержнем культуры выступают ценности. Этот подход к определению культуры предлагают философы, он предпола-
Кравченко, Певцова
гает проникновение (с помощью мышления, понимания) в сущность явлений культуры.
ЦЕННОСТЬ — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Критерии и способы оценки этой значимости выражены в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.
В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Нравственные ценности обязательны. И не просто обязательны, но обязательны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не при каких-то условиях, а всегда. Ими надо руководствоваться в ртношениях со всеми людьми, а не только с ограниченным кругом родственников, друзей, коллег, соотечественников.
Их можно также понимать как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если обобщить все многообразие конкретных проявлений, видов, типов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придется выделить семь фундаментальных ценностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.
Мы выделили четыре основные сферы общества и семь фундаментальных ценностей. Между ними возникает соответствие. Основой экономической сферы является Польза. Неважно, в каких частных терминах она выражается: прибыль, выгода и т.д.
В социальной сфере главное — Справедливость.
Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости. Она — их высший лейтмотив и смысл.
Политическая сфера строится вокруг другой фундаментальной ценности — Господства. Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция — все они своим лейтмотивом имеют одно — господство. Формы проявления разные, а суть одна.
Духовная сфера — самая разнородная изо всех четырех. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три ценности — Истину, Красоту и Добро. Религия строится вокруг добра, наука — вокруг истины, культура и искусство — вокруг красоты. Образование находится на пересечении добра и истины.
Особняком стоит еще одна ценность — Свобода. Она нужна всем людям и во всех четырех сферах. В экономической — предпринимателям для построения успешного бизнеса. Ограничительные законы и постановления никакой пользы (выгоды) им не дадут. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна политикам, в частных делах рядовых граждан. Таким образом, свобода — общее для всех достояние, общая для всех ценность.
Разумеется, сказанное представляет весьма схематичную и одностороннюю картину мира. В жизни все гораздо слож-
нее. Скажем, ученый создает не только истинную, но и полезную теорию, а художник старается красотой своих произведений принести еще и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Отдельная сфера общества не может строиться на одной-единственной ценности.
Существуют исключающие друг друга ценности. Их нетрудно обнаружить, если построить соответствующую таблицу пересечений.
Некоторые, казалось бы, разные ценности могут соседствовать, вступать в союз. Так, стремление к выгоде может уживаться с господством. Союз крупных политиков и крупных бизнесменов дает эффективный результат. Власть покупают за большие деньги, а неограниченная власть сулит огромные барыши. Но мало кто из политиков остается до конца жизни честным (истина) и добропорядочным (добро).
Фундаментальные ценности, подобно фундаментальным институтам, служат опорой человеческого общества.
Теперь перейдем к разговору о том, что такое мораль, нравственность и этика. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («это»). Древнегреческий философ Аристотель понимал под этическими добродетелями такие свойства характера, которые выражают его душевные качества, а именно умеренность, мужество, щедрость. Для точного перевода аристотелевского понятия «этический» с греческого языка на латинский знаменитый древнеримский оратор и политический деятель Цицерон употребил термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» («мораль»), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». Оба этих слова вошли в европейские языки.
В русском языке им соответствует понятие «нравственность». Со временем под этикой стали понимать особую отрасль знания, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет. Иногда под нравственностью понимают высокие идеалы, а под моралью — приземленные нормы поведения. Однако чаще слова «этика», «мораль» и «нравственность» употребляются как взаимозаменяемые.
Мораль иногда понимают, с одной стороны, как синоним культуры, с другой — как еще одно обозначение духовной сферы. Ни тот ни другой взгляд нельзя считать правильным. Мораль — только одна из сторон духовной жизни. Не всякие культурные нормы духовны, и не все они сводятся только к морали. В общественной жизни существует множество норм, с духовной жизнью не связанных, например гигиена, гимнастика, этикет, зарабатывание денег и т.д. Отсюда следует, что понятие «культура» шире понятия «духовность», которую правильнее относить к высшим проявлениям культуры, но не ко всем.
Воспитание в человеке моральных норм считают началом его духовности. Оба понятия — «мораль» и «духовность» — тесно связаны между собой. Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям — к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться.
К основным признакам морали относят:
Всеобщность нравственных требований (т.е. требования морали обращены ко всем людям, молодым и старым, мужчинам и женщинам, богатым и бедным, католикам и православным и т.д.).
Добровольность выполнения требований (в отличие от права, где выполнение норм носит обязательный характер, в морали соблюдение требований поддерживается только сознательностью людей и авторитетом общественного мнения).
Ценности различаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д. Ценности различаются по знаку — на положительные и отрицательные: наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, власть — подчинение, безопас-нооть — опасность, красота — безобразие, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье и т.д. Одни ценности принято относить к практическим, другие — к духовным.
Понятия: культура, ценность, мораль, этика, нравственность.
Вопросы и задания
1. Какие фундаментальные ценности вам известны? К каким сферам общества они относятся?
2. Назовите основные признаки морали и дайте им краткую характеристику.
*3. Многие виды животных (львы, ядовитые змеи), а также осы, пчелы вооружены столь основательно, что драка между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Поэтому у них природа выработала запрет на применение оружия во внутривидовых «разборках» — споры разрешаются на турнирах. Более 50 лет назад австрийский зоолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью.
Проанализировав поведение многих видов, он пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия. Человек и его предки были слабо вооружены от природы — даже кусаться толком не могли. Поэтому естественная мораль у человека была изначально слаба. Но в процессе исторического развития человек стал самым вооруженным видом на Земле. Можно ли, на ваш взгляд, общественную мораль назвать искусственной? Чем она отличается от естественной? Как вы понимаете выражение о том, что «сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия»?
*4. Чем различаются два моральных поступка: «попустительство злу» и «потворство злу»?
*5. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, с тем чтобы наставить на путь истины. «— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно, нет! — ответил юноша. — А воровать? — Нет. — А убивать? — Нет...
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай!» Как бы вы прокомментировали притчу с позиций этики?
*6. Как вы прокомментируете выражение известного французского философа-экзистенциалиста Ж.П. Сартра (1944): «Никогда мы не были так свободны, как в период оккупации»? В 1942 году в блокадном Ленинграде Ольга Берггольц
писала: «В грязи, во мраке, в голоде, в печали, / Где смерть, как тень, тащилась по пятам, / Такими мы счастливыми бывали, такой свободой бурною дышали, / Что внуки позавидовали б нам». Каким образом связаны два высказывания?
■ Проблема. Является ли свобода «осознанной необходимостью»?
§ 13 (§ 34). Нравственные чувства и моральное поведение
Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку надлежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим последней крошкой, то подобные желания, даже если они противоречат его рассудочной выгоде и самосохранению, обществом всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, угрожающих жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, стали частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осознанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за которые человеку, быть может, придется краснеть, не поддерживаются разумом, противоречат его мировоззрению, но от этого не теряют своей силы. Мало кто захочет прослыть рабом своих низменных страстей. Когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильности своих убеждений.
Мораль ближе расположена к умеренности и аскетичнос-ти, к тому полюсу нашего духовного мира, где всегда располагаемся мудрость — особо чтимая людьми добродетель. Подавлять в себе страх и чревоугодие, нравственную разнузданность и алчность всегда было почетно и мудро одновременно. Но подавлять в себе богатство эмоциональной жизни считается моральным пороком. Когда мы переживаем с литературными или экранными героями, когда испытываем глубокое чувство влюбленности или искренне сопереживаем
ближнему, наши чувства являются просветленными. Они очищают и возвышают душу. Греки называли подобное состояние катарсисом (очищением).
Мораль является сугубо человеческим качеством. Она не свойственна животным, ибо они лишены разума, хотя не лишены эмоций и чувств. Она присуща только человеку. Мораль удерживает в гармонии два противоположных начала — темное и светлое, низменное и возвышенное, разумное и чувственное.
Разумное или, точнее сказать, рассудочное начало в человеке не всегда со знаком плюс. Убийца хладнокровно намечает свою жертву и осуществляет коварный замысел. Совершенно рассудочно иногда делают служебную карьеру, не брезгуя сомнительными средствами. Значит, и разум и чувства одинаково могут быть плохими и хорошими, нравственными и безнравственными. Благодаря исследованиям специалистов по этике мы сегодня знаем, что скрывалось раньше под покровом неведомого.
Разумное поведение только тогда является нравственным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превращается в нравственное, когда им руководит разум.
Чувства и разум не могут жить врозь. Когда они действуют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.
Всегда считалось, что мужчина воплощает разумное, а женщина — эмоциональное начало. Когда они разъединены, заложенные в них качества доходят до крайнего предела, и только их союз порождает гармонию и нравственность. Но основана она не на стремлении подавить противоположный пол с его свойствами, а на взаимном уважении. Контроль друг над другом происходит незаметно, косвенно, его даже контролем назвать нельзя.
Нравственность формируется только изнутри — через самоконтроль и только добровольно. Принуждением нельзя добиться возвышенных чувств и правильных поступков. Человека надо мотивировать к тому, чтобы он совершил их по собственной воле.
В сфере морали нет или почти нет таких категорий, как «много», «мало», «совсем», «чуть-чуть». Там, как в черно-белом кино, присутствуют два полюса: или ты крадешь (неважно сколько), или воздерживаешься, т.е. усмиряешь свою алчность. Поэтому и говорят: стоит один раз переступить нравственный принцип, как дальше покатишься под откос. Переступить черту означает сделать нравственный надлом в своей личности.
Психологи давно заметили, что человек до совершения проступка (преступления) — один, а после — совершенно другой. Способность не переступить роковую черту свойственна, на самом деле, очень многим людям. Считается, что большинство населения в любой стране — люди в сущности своей не только добрые, но и нравственные. Но дело в том, что для истинно нравственного индивида черты вообще не существует. Он к ней даже не приближается. Она как бы за пределами его образа жизни.
Моральное поведение напоминает блуждание по бесконечному лабиринту, где на каждом шагу приходится вступать то в компромисс с самим собой, то натыкаться на парадоксы и противоречия, которые человек не всегда в состоянии решить. Взять хотя бы правило двойной морали: от других мы требуем большего, чем от самих себя, и себе мы
позволяем такое, чего не прощаем окружающим. Но если моральные законы абсолютны, то как они могут быть разными для себя и для других?
Нравственная личность поступает иначе: к себе она предъявляет более высокие требования, чем к другим. Такой человек многое прощает окружающим, но не прощает себе. И делает то и другое не только по истинному убеждению, но и по зову сердца. Но есть люди, которые относятся к другим с такой же строгостью, как и к себе. Они даже наслаждаются своей особой принципиальностью. Когда их спрашивают, почему они так суровы с другими, они отвечают: потому что мы строги к себе. И добавляют: строги, но справедливы.
Мораль предполагает, согласно определению, 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю и бескорыстие мотивов.
Моральный (добродетельный) человек умеет сдерживать себя, властвовать над страстями. Но для чего он это делает? Чтобы не конфликтовать с окружающими? Если так, то чем он тогда отличается от хитреца, ловко манипулирующего межличностными отношениями и всячески избегающего осложнений? Ему выгодно быть добрым. Но в таком случае это не добро. Правда, его действия можно трактовать иначе: уступая другим, он усмиряет свои эгоистические чувства, желание все сделать по-своему, вопреки другим. А это уже нравственная позиция.
Моральный человек нацелен на высшее благо. Но что такое высшее благо? И как высоко оно расположено? И тогда высшие блага и идеалы предстают перед нами в виде некоего размытого множества, контуры которого приходится определять самим. И притом так, как умеем, как желаем, как нам выгодно. Иными словами, в абсолютные принципы мы привносим относительность и субъективизм. Не превращаем ли мы высокие ценности в низменные оценки? Но чем более универсальными и абстрактными являются высшие идеалы, тем большему числу они подходят. Значит, таким путем они вполне достигают своей цели: выступать регулятором поведения для наибольшего числа людей.
Принцип «не убий» выступает нравственным законом практически во всех культурах. Но абстрактность норм имеет
оборотную сторону — вариативность поведения. Один и тот же принцип может интерпретироваться огромным количеством способов. Но похожи ли они на оригинал? Вариативность в истолковании дополняется вариативностью в исполнении. Человеку говорят: «не убий». А он сомневается, как же не убивать, если он: а) враг моей родины, б) только что убил другого человека, в) смертельно оскорбил честного человека и т.д. Если «не убий» — абсолютный закон, то почему в высоконравственном дворянском обществе разрешались дуэли, во многих, если не во всех, странах до недавнего времени существовала смертная казнь за особо тяжкие преступления, а во всех обществах почетом пользовались воины, уничтожившие наибольшее число врагов?
Парадокс абстрактных норм морали заключается в том, что они не только безадресны, но и бессубъектны. У научной теории и художественного произведения есть конкретный автор. А у моральных норм? Кто наделен правом наказывать за их нарушение, если они — ничьи? Если никто конкретно, то тогда каждый вправе узурпировать данную роль. Но прежде этот каждый вправе оценить, заслуживает ли проступок наказания. Но как в таком случае быть с библейской формулой: «Не суди сам и не судим будешь»? Парадокс моральной оценки связан с вопросом о том, кто может вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки. Может быть, первое лицо в государстве? Но у него иная компетенция: он выносит суд по политическим вопросам. Тогда им может стать самый нравственный человек в стране. Но кто это? Может быть, священник? Но ему запрещают выполнять от имени Господа то, что может делать только сам Господь. Не идет ли речь о святом — человеке, достигшем высшей ступени духовного совершенства. Но именно на этой ступени ему открывается высшая мудрость — скромность и смирение. Самым мудрым в Древней Греции слыл философ Сократ. Но именно ему принадлежит крылатая фраза: «Я знаю только то, что ничего не знаю». В том кроется парадокс, но лишь видимый. Накопление знаний действительно делает человека мудрее и компетентнее. Но познание можно уподобить шарику, поверхность которого по мере расширения соприкасается со все большим пространством непознанного. Чем больше мудрость, тем выше скромность, точнее, осознание своего
несовершенства. И чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе относится. В таком случае подлинно нравственный человек не может считать себя достойным кого-то судить.
Выходит еще один парадокс: достойные судить отказываются, а другие, кому по моральным качествам заказано это делать, с удовольствием практикуют. На каждом шагу мы получаем осуждения, поучения, замечания и т.д. Конвейер работает безостановочно — в трамвае, на улице, в школе, дома, на работе. И каждый из нас только часть всеобщего кругооборота. При этом люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, обнаруживают самодовольство, несовместимое с моралью. Поскольку каждый день нам приходится решать нравственные дилеммы в быту и на работе, мы считаем себя — некоторые вполне справедливо — людьми, достаточно хорошо разбирающимися в таких делах. Мы сами назначили себя в эксперты.
Любопытно, что степень экспертности прямо связана с социальным рангом: чем выше ступеньку в социальной иерархии занимает индивид, тем с большим упорством мнит себя специалистом по нравственным вопросам. Не менее любопытно и другое. По мере того как человек делает успешную карьеру, продвигается вверх, тем чаще ему приходится совершать поступки, не всегда согласуемые с моралью. Не случайно говорят, что самые безнравственные люди — власть имущие. У кого сохранились остатки убеждений, сходит на половине дистанции. Можно сформулировать своего рода закон: в иерархии каждый поднимается до уровня своей полной безнравственности. Он представляет собой полную аналогию с известным принципом Питера: в управлении каждый поднимается до уровня своей некомпетентности. Прибавим к нему ранее выясненный парадокс: те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать, тем, кто хотел бы вершить его, нельзя этого доверять. Как вы думаете, они не противоречат друг другу?
Первое, что делает человек, вставший на путь нравственного совершенствования, запрещает судить других. Но это означает, что моральная оценка превращается в самооценку. Вы судите в первую очередь себя самого. Но каким еще может быть моральный суд? Возможно, другим он и не должен быть.
Юридическое осуждение выносится одному человеку другим от имени всеобщего закона — Уголовного кодекса, равного для всех. Деяние, за которое человек отвечает перед другими людьми по закону, есть преступление; то же деяние, когда за него человек отвечает перед своей совестью, — грех. Зло или грех есть нарушение нравственного закона.
Серьезное отличие морального познания от научного состоит в его неэкспериментируемости. Предположим, что вы посчитали для себя добром никогда не вмешиваться в чужие дела. Но как проверить, истинно данное суждение или нет? Экспериментировать на себе или на других? Экспериментирование на других получило название учиться на чужих ошибках. Как разумный принцип мы все его признаем. Действительно, зачем совершать свои ошибки, куда лучше поучиться на чужих. Признаем, но не выполняем. Почему? Возможно, потому, что чужой опыт устранения ошибок нам не подходит. Обязательно нужен свой. Чужие ошибки мы познаем абстрактно, не участвуя в эксперименте. Алгоритм их решения никогда не закрепится в нас настолько прочно, чтобы мог автоматически выручать в любой критической ситуации. Когда ученый проверяет ошибочную теорию, то результатами его опытов могут пользоваться все ученые мира. Но когда вы проверяете истинность морального правила, результат эксперимента пригоден вам одному, да и то не всегда.
Моральный лабиринт еще больше запутывается, когда мы вводим в него два новых условия — парадокс моральной оценки и парадокс морального поведения, тесно связанные с нравственной самоаттестацией.
Итак, мораль — система взаимных обязанностей, которые вменяются людям, а те принимают их на себя. Эти обязанности осознаются ими как определенные жизненные задачи, безусловно исполняемые в конкретных обстоятельствах.
Понятия: нравственность, мораль, моральное поведение.