Общество как целостное социальное образование: понятие и основные особенности

Универсум вечен во времени и бесконечен в пространстве. В этом ог­ромном мире, наполненном бесчисленным множеством галактик, звезд и солнечных систем, появление человечества на одной из сравнительно небольших планет — явление уникальное и, может быть, неповторимое, хотя все больше пишут о том, что где-то в необозримой Вселенной есть другие цивилизации со своей внутренней организацией и имманентной логикой развития. Конечно, следует допустить возможность обществен­ной жизни на других планетах, находящихся очень далеко от нас, ибо с точки зрения философии Земля не может быть единственным местом обитания homo sapiens (человека разумного). Сам землянин стремится к другим мирам, хочет познакомиться с обитателями иных планет. Но его возможности ограничены как природными, так и социальными условия­ми. Поэтому он ждет в гости к себе инопланетянина, который, как часто утверждают, прилетает на неопознанных объектах, но ни с кем не хочет общаться.

Однако оставим журналистам, любителям сенсаций, и писате­лям-фантастам то, что пока наукой не доказано. Мы еще раз констатиру­ем, что на Земле должны были сложиться специфические природные ус­ловия, породившие социальную форму движения. Об уникальности соци­альной жизни на Земле В. П. Алексеев пишет: «Значительное своеобра­зие Земли как планеты объясняется наличием крупного спутника, вызы­вающего приливные волны, способствовавшие выходу жизни из воды на сушу, принадлежностью центральной звезды — Солнца — к плоской под­системе звезд, не попадающих в области взрывных процессов в Галакти­ке, что предохраняет жизнь на Земле от смертоносного воздействия тер­моядерных реакций, возраст которых заведомо больше времени сущест­вования жизни на Земле. Земля, как местообитание человечества, пред­ставляет собой, следовательно, нетривиальную точку Вселенной, она ха­рактеризуется известной уникальностью и под углом зрения астрофизи­ческих закономерностей»1.

Работами Ж-Бюффона, Ж-Ламарка, а также Э. Зюсса, предложивше­го в 1875 г. термин «биосфера», В. И. Вернадского и многих других было

Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984. С. 17.


доказано, что живые организмы постоянно взаимодействуют и оказыва­ют определенное влияние на геологические процессы. Особенно велика роль В. И. Вернадского в исследовании биосферных явлений. Он писал, что биосфера, обнимающая весь земной шар, состоит из живых веществ и неживых (косных) тел, которые находятся в состоянии постоянного об­мена. «Можно дать, — отмечал выдающийся ученый, — картину эволюции биосферы с альгонгка, резче с кембрия в течение 500—800 млн лет. Био­сфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. В ней возник­ли новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, на­пример, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15—80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тыс. лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состоя­ние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального чело­вечества»1.

В живом веществе наблюдаются резкие изменения. Оно постоянно приспосабливается, меняется в зависимости от внешних и внутренних (самого организма) условий. Но с ходом геологического времени некото­рые организмы вымирали или же вследствие длительных мутационных процессов переходили в иные живые вещества, появлялись и новые орга­низмы. Одним словом, постоянный и непрерывный эволюционный про­цесс природы в конечном итоге привел к возникновению человека и че­ловечества. С этого момента начинается ноосфера (термин был предло­жен Э. Леруа), т. е. сфера разума, когда в мироздании центральное место занял антропос (человек). Но, как писал Тейяр де Шарден, «человек не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволю­ции, что много прекраснее»2.

Процесс антропогенеза (происхождение человека) и процесс социо-генеза (происхождения общества) представляют единый процесс. Иначе говоря, человек и общество возникли одновременно и нельзя их противо­поставлять друг другу. Формирование человека связано не только с его социализацией, в которой решающую роль сыграл труд (собственно гово­ря, без труда не было бы и человека), но и с изменением и совершенство­ванием его биологической организации.

Общество есть качественно новое образование, имеющее свои законы и имманентную логику. Поэтому при его исследовании необходимо исхо­дить именно из этого качественного отличия, чтобы не скатиться на по-

Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С. 23-24.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 40. 26


зиции натурализма и социального дарвинизма, широко распространенно­го в Х1Хв.

Но что такое общество? На этот вопрос даются самые разные ответы. Приведем некоторые из них. Н. Д. Кондратьев пишет, что «человеческое общество есть реальная совокупность людей»1. Но это не есть определение общества, ибо оно не несет никакой научной и теоретической нагрузки, не раскрывает сущность общества. Совокупностями людей могут быть любые группы людей: студенческие, рабочие, профессиональные, спор­тивные, политические и т. д. и т. п. Но совершенно ясно, что их нельзя назвать обществами в научном смысле слова. Тривиальна истина о том, что нет людей без общества, но и нет общества без людей.

Н. Д. Кондратьев понятие общества применяет к животному и расти­тельному миру. «Может показаться странным, — пишет он, — что мы рас­сматриваем человеческое общество лишь как вид общества в целом наря­ду с обществами животных в тесном смысле и даже с растительными со­обществами. Однако в этом нет ничего ни странного, ни спорного. Если мы желаем понять ту или иную область действительности как она есть. Но это факт, что существуют растительные общества и общества живот­ных в тесном смысле слова»2. На мой взгляд, это ошибочное утвержде­ние. Распространение понятия общества на растительный и животный мир может привести (о чем пишет сам Н. Д. Кондратьев) к исчезновению качественной разницы между человеком и органическим миром. А это абсолютно недопустимо, если хотим адекватно отражать реальную дейст­вительность. Нет общества без сознательной деятельности людей. Ни в растительном, ни в животном мире нет такой сознательной деятельно­сти.

Общество представляет собой совместную форму деятельности людей по производству материальных и духовных ценностей. Оно, как уже отме­чалось, возникло на определенном этапе эволюции природы. В его осно­ве лежит труд, который носит коллективный, т. е. общественный, харак­тер. В процессе совместного производства ценностей люди не могут не взаимодействовать, не могут не вступать в определенные производствен­ные отношения (первобытный человек не мог охотиться в одиночку, нельзя производить в одиночку и современную сложнейшую технику). Поэтому Маркс был абсолютно прав, когда писал, что общество есть про­дукт взаимодействия людей.

В процессе совместной деятельности людей складываются опреде­ленные материальные и духовные отношения, без которых ни одно обще­ство не может существовать. Поэтому общество еще можно определить как совокупность материальных и духовных отношений. Конечно, дан-

Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики // Со­циология. М,. 1991. Вып. 1. Общество и сферы смысла. С. 73.

Там же.


ные отношения меняются на протяжении всего исторического процесса. С их изменением изменяется и общество.

Общество не есть механический агрегат, оно представляет собой сис­тему, в которой все элементы связаны между собой и постоянно взаимо­действуют. Общество есть самодостаточная система. Это значит, что для своего развития оно не нуждается ни в каких внешних толчках или си­лах.

Таким образом, общество коренным образом отличается от природы, и было бы неверно редуцировать его к природным процессам и феноме­нам. Но было бы неверно также игнорирование влияния природы на формирование общественных отношений. Природа и общество — две стороны единой медали, и потому изучение общества без анализа при­родных явлений, без выяснения их влияния на развитие и функциониро­вание социума (общества) немыслимо, ибо хотя человечество в процессе своего развития как бы постоянно отдаляется от природы, тем не менее оно всегда должно помнить, что в основании его лежат природные фак­торы и что природа для него всегда будет alma mater. Поэтому правомер­но было бы говорить о социоестественной истории, т. е. о такой истории, которая включает в себя не только чисто социальные, но и природные факторы.

На формирование общественных отношений огромное влияние ока­зывали (и оказывают) природные условия. Люди селились в местах, при­годных для жизни, их хозяйственная деятельность во многом определя­лась географической средой. Так, жители берегов рек и морей занима­лись рыболовством, тогда как в степных районах — скотоводством, земле­делием и т. д. А в жизни горских народов центральное место отводилось охоте и скотоводству, так как горные районы почти не были пригодны для земледелия, но зато диких животных было в изобилии.

На Востоке (Китай, Индия), как известно, не было частной собствен­ности на землю, что объяснялось в первую очередь климатическими ус­ловиями. Земледелие нуждалось в оросительных системах, а частные ли­ца не имели ни средств, ни сил для строительства крупных каналов. По­этому государство сосредоточивало в своих руках всю собственность на землю. Оно поддерживало в хорошем состоянии старые ирригационные системы и вместе с тем всячески стремилось к строительству новых. По­ливное рисоводство средневекового Востока привело к экономическому превосходству над Западом.

Природные условия оказывают влияние и на формирование куль­туры, традиций, обычаев и т. д. У горских народов, например, традиции и обычаи (уважение к старшим, к женщинам, резкая реакция на оскорби­тельные выпады кого-нибудь, кровная месть и т. д.) во многом складыва­лись под влиянием тяжелых природных условий.

Итак, природа является естественным фактором развития человечест­ва, и ее законы всегда будут проявляться в той или иной форме в собст-


венно социальной организации людей. Но вместе с тем, как уже отмеча­лось, переход к социуму есть качественный скачок к иной форме движе­ния - к социальной форме, несводимой к низшим формам движения ма­терии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: