Суверенитет и другие признаки государства

Наряду с названными признаками государства особую значимость имеет такой его признак, как суверенитет. Согласно сложившейся на про­тяжении ряда веков государственно-правовой теории суверенитет рас­сматривается как весьма сложное и многогранное явление. Он определя­ется, во-первых, как верховенство государственной власти внутри страны, а во-вторых, как независимость ее на международной арене.

Верховенство проявляется в способности государственной власти са­мостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества пра­вила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, оп­ределять права и обязанности граждан, должностных лиц, государствен­ных, партийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридиче­ское выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выража­ется способность государства независимо от других государств формиро­вать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существовали государства с формальным или ограни­ченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юри­дически и политически провозглашается, а фактически, в силу распро­странения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государ­ству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение су­веренитета может допускаться самим государством по взаимной догово­ренности с другими государствами, например ради достижения опреде­ленных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничива­ется и в тех случаях, когда государства объединяются в федерацию и пе­редают ей часть своих суверенных прав.

Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни — общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики,


экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

В большинстве конституций современных государств содержатся ука­зания на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Тео­ретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему. Однако практически это далеко не всегда так. Государст­венная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее воз­можность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования само­стоятельного государства.

Помимо суверенитета и других названных выше признаков государст­во обладает также рядом других признаков. В их числе, как уже отмеча­лось, большое значение имеют налоги и займы, выступающие в качестве источников пополнения государственного бюджета, а также формальные атрибуты государства, такие как гимн, флаг и др. Не преувеличивая их роли, следует сказать, что они выполняют определенную идентифици­рующую роль государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: